С основателем айкидо М. Уесибой, 1968 г.
О существовании четырех принциповО'Сенсей никогда не говорил специально, но он ясно демонстрировал их во всем, что делал. Только те хорошо выполняют техники айкидо, кто овладел этими четырьмя типами перемещения тела. Некоторые учителя могут знать о них, но не преподавать их как таковые, другие никогда о них не думали, но тем не менее неосознанно их выполняют. В любом случае я думаю, что освоенные в самом начале, они дадут ученику лучшую базу, чем простое обучение его техникам, и позволят ему выполнят техники более надежно.
В айкидо особый акцент делается не на выполнение техники, а на том, чтобы убедиться, что ваше положение безопасно. К сожалению, многие, кажется, забыли об этом и думают только о том, чтобы бросать других. С таким искаженным пониманием они перестают замечать, что их собственное положение становится уязвимым. Методы тренировки, которые мы используем в айкидо, делают для нас занятия безопасными, и в айкидо нет соревнований, так что люди начинают забывать, что в боевых столкновениях, которыми они по сути занимаются, всегда присутствует опасность.
Если вы практикуете эти четыре принципа так, что знаете и понимаете их не только умом, но и телом, тогда вы обнаружите, что они прекрасно служат вам в случае внезапной атаки противника. Имея это в виду, вы можете использовать их как основу, на которой вы будете выстраивать и применять все специальные техники, как бы они ни назывались. И снова я хочу подчеркнуть, что основы воинских искусств это стойка, перемещение тела и техника, и именно в этой последовательности. Отдельные техники не будут работать, если вы не овладеете правильной стойкой и правильными перемещениями. Именно первоначальное движение тела позволяет избежать или сделать безрезультатной атаку противника, оно является неотъемлемым элементом, а по сути решением вопроса жизни и смерти, лежащего в основе каждого поединка, и если мы это забываем, мы не можем практиковать айкидо как воинское искусство. Движение тела, которое мы используем в айкидо, можно выразить формулой: «делай вход одним шагом и применяй принцип круга» (irimiissoku, entennori). Вход нужно делать центром, насколько возможно сильно смещая положение центра противника. Это ирими. Поэтому «теория Фудзита» предполагает такие тренировки, которые позволяют максимально полно применить принцип ирими.
- Вы говорите очень важные вещи о воинских искусствах, которые мы всегда должны иметь в виду.
- Да, и в этой связи я думаю, что недостаточно только тренироваться в зале так, как мы это делаем сейчас. Нужно знакомиться со многими искусствами и изучать их, а также размышлять о том, почему воинские искусства вышли на первое место. В конце концов, даже самураи старых времен изучали так называемые «восемнадцать Бугей» (прим 2), тогда как современные люди занимаются айкидо только один час в день или около того, а этого недостаточно для того, чтобы действительно постичь настоящие корни и развиваться дальше. Сказанное имеет отношение не к тому, профессионал вы или любитель, а к тому, в какой мере вы интегрируете айкидо в свою жизнь и применяете его; оно имеет отношение к целям, которые лежат в основе ваших тренировок, и в этом смысле люди сильно различаются в зависимости от того, имеют они цели или нет.
Чем более мирной является эпоха, тем больше усилий мы должны прилагать для того, чтобы включать такого рода вещи в наши тренировки. Сейчас у нас гораздо больше времени, а умение сражаться не является таким уж необходимым, и будет очень хорошо, если нам не придется применить те техники, которые мы изучаем в додзё. Мир, в котором мы ежедневно должны были бы применять эти техники, был бы очень несчастливым миром, и я рад, что он на самом деле применять их нам обычно не приходится. Нам лучше оставить айкидо в той области, которую иногда называют «применение неприменения» (муйё но йё) во всяком случае, насколько это касается реальных техник. Но это естественным образом подводит нас к вопросу: для какой же тогда цели мы этим занимаемся? Я думаю, что целью является не подготовка людей, которые могут драться, разбрасывать других и расхаживать повсюду в поисках повода для ссоры. Но мы хотим тренироваться серьезно и напряженно, как это делалось в старые времена, и нам следует избегать расхлябанности и отношения к тренировкам, как к танцам. Другими словами, наша практика айкидо должна быть направленной и интенсивной. Так я к этому отношусь и так я подхожу к своей собственной практике.
Во время войны, начиная приблизительно с 1941 года, выходил журнал «СинБудо» («Новое Будо»). Я получил копии статей, которые тогда были опубликованы в этом журнале по айкидо. Редактор журнала в 1942 году ездил в Ивама кО'Сенсею, и, когда я прочитал статью, которая была написана в итоге этой поездки, О'Сенсей поразил меня еще больше.
Я имею в виду, что к 1942 годуО'Сенсей был достаточно хорошо известен в высших эшелонах военных кругов Японии. Они всячески поддерживали его, в том числе и финансово, и с такой поддержкой он легко мог бы стать высокомерным, самовлюбленным человеком. Но вместо этого он предпочел удалиться в Ивама. Я думаю, что его поступки во время войны находились в согласии с идеями, с которыми он связывал айкидо в послевоенный период. Наиболее важным аспектом, видимо, является его понимание айкидо как воинского искусства, основанного на синбу-фусацу (буквально божественное воинское искусство, свободное от убийства), как воинского искусства, в котором нет убийства и разрушения.
Разумеется, после войны многие люди, особенно политологи, профессора университетов и т.п., полностью изменили свой образ мыслей. Кто-то даже шатнулся от правого национализма к коммунистическим идеям и другим доктринам левого крыла. О'Сенсей был не таким, он продолжал оставаться самим собой и до, и во время, и после войны. Это производит на меня сильное впечатление, и я думаю, что это является одной из причин, из-за которой сегодня мы имеем айкидо.
- Насколько я знаю, работая в офисе Хомбу Додзё, вы помогали издавать газету «Айкидо Симбун».
- Да, до этого всю работу выполнял Сенсей Арикава, и я предложил ему свою помощь. Вначале я выполнял только простую работу, не требующую особых умений (подписывал адреса на почтовых конвертах), но потом сенсей Арикава предложил мне попробовать что-нибудь написать, и я начал писать статьи, основанные на моём личном опыте и моих собственных суждениях. С того времени мое имя стало появляться во многих выпусках, а если у нас оставалось свободное место, я писал статьи без указания имени автора. Иногда во время отсутствия сенсея Арикава мне приходилось выполнять всю редакторскую и корректорскую работу. Иногда я впадал в отчаяние и работал, как сумасшедший, чтобы все успеть и выпустить газету вовремя.
- КогдаО'Сенсей говорил об айкидо, он часто упоминал различных богов, однако их имена практически не появлялись в материалах газеты. Это делалось намеренно?
- Нет, какого-то специального решения избежать упоминания богов не было. Нужно помнить, что имена японских ками это не имена в собственном смысле слова, они больше похожи на описания, выражающие особенные свойства или роли, которые боги выполняют. Поэтому они очень длинные, и поэтому в старые времена люди, обращаясь к ним, вероятно, не употребляли их. Имея в виду, например, МасакацуАгацуКацухайаби, на письме во многих случаях часто достаточно просто использовать слово «ками». Обратите внимания, что имена ками никогда не встречаются в дока (песнях Пути) если бы их туда включить, невозможно было бы написать стихотворение! (смеется). Но, однако, в Добун (Эссе на пути) они упоминаются.
- Как писали Добун?
- О'Сенсей на самом деле сам никогда не писал Добун, они скорее были основаны на беседах, которые он вел. Он не любил, когда мы направляли на него микрофон, поэтому я обычно таскал с собой один из огромных старых магнитофонов, пряча их, конечно, и включая тогда, когдаО'Сенсей говорил. После этого сенсей Арикава забирал с собой пленки, систематизировал их и переводил их в письменную форму. Многие из того, что появлялось в Айкидо Симбун, имело своим источником именно эти Добун. Я начал записывать на магнитофон беседыО'Сенсея приблизительно с 1956 года после того, как стал проводить с ним много времени. Существовала неформальная группа людей, которые регулярно собирались вокругО'Сенсеяслушать его лекции. Такие встречи были известны как Айки ноТсюдои (беседы об айкидо) и организовывались главным образом президентом ХейбонсяПаблишинг и его женой. Мне было предложено посещать эти встречи, и с собой я брал магнитофон. Во время этих беседО'Сенсей употреблял имена богов достаточно часто, и это приводило к тому, что переводить его слова в печатный текст было очень тяжело. Чтобы понять, о чем он говорит, я даже начал изучать доктрины Омото и читать классические японские тексты, такие, как Кодзики (Записки о Древних Делах). Однако оказалось, что всё, о чем говоритО'Сенсей, отличается от всего этого или связано со всем этим только косвенно. Простое понимание доктрин Омото и содержание Кодзики вовсе не гарантировало того, что вы начнете понимать истинный смысл словО'Сенсея. Часто он только заимствовал использующиеся там термины, чтобы передать идеи айкидо, и сущность и дух айкидо, я думаю, можно найти вего Добун. Позже Добун были собраны и опубликованы Киссемару как книга Айкидо Синзюй (Божественная сущность айкидо). Люди, практикующие айкидо сегодня, особенно не читают подобные книги, поэтому она больше не продавалась, но я думаю, что эта книга передает сущность идейО'Сенсея.
Существует еще Такемусу Айки под редакцией мистера Такахаси, вышедшая в издательстве Биакко и представляющая собой собрание материалов, которые ранее выходили в журнале той же компании. Мистер Такахаси не делал магнитофонных записей, поэтому я думаю, что собрать всю эту информацию для него было очень трудно. Я был знаком с ним очень долго черезО'Сенсея. До того, как он начал сам публиковать материалы об айкидо, он был членом Айки ноТсюдои, о котором я уже упоминал. Некоторые материалы в Такемусу Айки совпадают с теми, которые были опубликованы в Айкидо Синзюй , их составлял я, но в любом случае обе эти книги дают представление о действительных словахО'Сенсея. В последней книге, копия которой хранится в Айкикай, мое имя не упомянуто, но в работе над ней я действительно принимал участие, и она мне очень дорога.
- В интервью другому журналу вы сказали, чтоО'Сенсей достиг уровня «муто но кураи» (буквальный перевод уровень, на котором не нужен меч). Не расскажите ли вы об этом подробнее?
- Если перевести это буквально, то «муто» в сочетании «муто но кураи» означает «без использования меча», а «кураи» - «уровень» или «степень». Сам Основатель никогда специально не говорил, что айкидо это муто но кураи, и это моя интерпретация: айкидо это воинское искусство, находящееся на уровне, на котором меч уже не нужен. Айкидо это тайдзюцу, что обозначает «технику тела» или, другими словами, «технику без оружия». Держите вы меч или нет, ваше тело все равно остается основой любого движения, которое вы выполняете. Вы можете использовать тело без меча, но меч без тела вы применить не можете. Меч или другое оружие используется только как расширение вашего тела.
Причина, по которой я использовал термин «муто но кураи» - и то же самое вы можете увидеть в ИягьюСинкаге-рю заключается в том, что целью его являются упорные и тяжелые тренировки для овладения мечом, так, чтобы в итоге вам даже не нужно было его использовать. В противоположность этому, если вы используете меч, то вне зависимости от уровня вашего воинского мастерства это не является ничем иным как орудием убийства. Поэтому выражение «муто но кураи» описывает мастера воинских искусств, который решил не пользоваться мечом и умеет обходиться без него. Для меня айкидо это воинское искусство, которое начинается тогда, когда можно работать мечом, но его не используют. И именно потому айкидо очень трудно. Новичку начать с такого уровня чрезвычайно сложно.
- Сам Основатель начал практиковать меч в Касима Синто-рю примерно в 1937 году, а также изучал различные методы работы с мечом после войны в Ивама. Как вы прокомментируете это с учетом сказанного вами только что?
- Для того, чтобы поднять айкидо на более высокий уровень, необходимо совершенствовать его как воинское искусство, О'Сенсей все изучал с большой страстью, в том числе и другие виды искусств. Открытые пространства Ивама делали это места идеальным для того, чтобыО'Сенсей мог этим заниматься. Все эти вещи он изучал сам, для своих собственных целей и поэтому не оставил своего стиля владения палкой или мечом, который носил бы его имя. Он занимался этими вещами потому, что полагал, что они помогут айкидо, и он их не преподавал. Фактически он почти никогда не позволял нам практиковаться с оружием. Однако когда он был в Ивама, ему, естественно, был необходим партнер для занятий с оружием, и этим партнером был сенсей Сайто. Сенсей Сайто хотел сохранить подходО'Сенсея к таким тренировкам, поэтому на основании его он сам составил программу тренировок и до сих пор ее использует. ОднакоО'Сенсей никогда не говорил о 31 движении в ката с джо или о чем-либо подобном. Сенсей КоичиТохэй также выполняет ката с джо, и в них 12 движений, а сенсей Нишио имеет свою программу тренировок с мечом. Эти учителя выполняют все это сами, по своему собственному разумению.
Но с точки зренияО'Сенсея, а она была неизменной начиная с 1942 года, в айкидо нельзя использовать оружие. В опасной ситуации можно использовать все, что окажется под рукой, однако частью философии и практики айкидо оружие не является.
- Повлияли на вашу теорию движения тела, о которой вы говорите, какие-либо другие виды воинских искусств?
- Да, я изучал другие виды воинских искусств, и в них увидел много похожего и даже общего с айкидо. Например. Во всех воинских искусствах присутствует идея помешать нападающему противнику атаковать вас. Я посещал колледж при университете Такусоку, и частью его обязательной учебной программы были каратэ, дзюдо, сумо и кендо. В университете я изучал каратэ под руководством сенсея Масатоси Накаяма и дзюдо под руководством сенсея Масахико Тимура. Мне очень повезло, что у меня была такая прекрасная возможность изучать воинские искусства. Самостоятельно я до сих пор изучаю их различные аспекты. Как раз несколько недель назад, например, я был на демонстрации кобудо (классическое воинское искусство), которая продолжалась с 10-30 до 16-00, и все ее программу я очень внимательно просмотрел с начала до конца. На таких демонстрациях можно найти очень много подсказок и открытый причем не только на демонстрациях по дзюдзюцу, но и по кендзюцу и другим видам. Другое дело, смогу ли я использовать или даже увидеть эти подсказки, и поскольку я не всегда это могу, я чувствую потребность продолжать учиться.
Многие люди за пределами Японии думают, что каждый японец должен был изучить какой-нибудь вид воинских искусств. На самом деле это не так. Я сожалею об этом, и мне хотелось бы, чтобы больше японцев занимались этими искусствами. Это не обязательно должно быть айкидо. Как можно подвести их к этому? Я думаю, что небольшие частные додзё, которые имеются в большинстве городов и населенных пунктов, не обладают достаточными возможностями для того, чтобы в широком масштабе стимулировать такой интерес, и мне кажется, что это должно быть сделано в пределах системы образования, включая воинские искусства в школьные программы. Я постоянно озвучиваю эту идею в НихонБудоКёгикай (Совет Будо Японии), членом руководства которого я являюсь. Думаю, что это окажется лучшим путем для перестройки преподавания японских воинских искусств. К сожалению, у нас не хватает квалифицированных учителей. Кроме того, если базовые вещи будут преподаваться по разному и разными учителями, как в случае с айкидо, я думаю, что Министерство образования с очевидностью воспрепятствует внедрению в школы такого обучения. По этой причине учителя, которые занимаются развитием своего индивидуального стиля обучения, не подойдут для преподавания айкидо в школах (хотя, возможно, в додзё они были бы на своем месте). В школьной системе базовые вещи до определенного предела должны преподаваться стандартным образом, и поэтому вне зависимости от того, кто учит, результат достигается одинаковый. Это, конечно, не все, что нужно в образовании, но по крайней мере один его очень важный аспект. Я сказал бы, что в наши дни (и не только в айкидо, но и вообще в воинских искусствах) очень сильно ощущается отсутствие именно «образования». Важным направлением работы и сейчас, и в будущем является поиск пути, который бы заставил людей понять, что практиковать воинские искусства можно только максимально точно и правильно. Те, кто сейчас занимаются воинскими искусствами, похоже, не слишком задумываются об этом, все свое внимание сосредотачивая только на собственной практике. Думаю, что сегодня эта позиция является неправильной, и мне хотелось бы увидеть здесь какие-то изменения.