Сценарий дискуссии «Кем создается будущее?» (для обучающихся в 10-11 классах)
Основная идея.В старшей школе можно рекомендовать провести дискуссию, связанную с содержательными, нормативно-правовыми и морально-этическими проблемами разработки и внедрения систем искусственного интеллекта в различные сферы деятельности человека.
Ключевой идеей, проходящей через всю дискуссию, будет тезис, озвученный в просмотренном ролике: интеллектуальные информационные системы (роботы, «умные машины», программы и т.п.) создает ЧЕЛОВЕК! И именно на разработчиках лежит ответственность за то, ЧТО будут уметь делать эти интеллектуальные системы.
Таким образом, в глобальном смыслеответ на вопрос «Кем создается будущее?» априори имеет однозначную и вполне конкретную формулировку: ЧЕЛОВЕК!
Но поскольку люди могут создавать не только полезные компьютерные программы, но и компьютерные вирусы, заниматься фишингом, кибербуллингом и т.п., то очевидно, что такая дискуссия, прежде всего, будет направлена на формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, собственных суждений о требованиях к функциональным возможностям систем искусственного интеллекта, которыми наделяют их люди.
Проведение дискуссии может сопровождаться созданием продукта, который можно назвать «Кодексом разработчика интеллектуальных информационных систем».
Кодекс разработчика интеллектуальных информационных систем может иметь различную структуру (вплоть до списка, например «10 принципов разработчика интеллектуальных информационных систем»).
Можно рекомендовать оформить этот документ в формате таблицы:
Надо! | Нельзя! |
● ; ● ; ● | ● ; ● |
Методические рекомендации по организации дискуссии.Естественно, что обсуждение вопроса следует начать с актуальности проблемы: «Когда интеллектуальные системы придут в нашу жизнь?».
Вопрос «Когда?» в этом случае многоплановый:
● во-первых, можно прогнозировать время (срок), когда это может произойти, если сфера информационных технологий будет развиваться такими темпами;
● во-вторых, этот вопрос может касаться обсуждения перечня навыков и умений, которыми должна обладать интеллектуальная система, чтобы общество признало ее необходимой для жизни.
Большинство людей уверены, что это дело пусть обозримого, но отдаленного будущего. При этом старших школьников не может не заинтересовать тот факт, что это уже не будущее, анастоящее (!).
В качестве примера можно проанализировать два факта:
Для справки:
Факт 1 (слайд). Саудовская Аравия стала первым в мире государством, предоставившим гражданство роботу. Робот по имени София, произведенный гонконгской компанией, был представлен на проходящей в Эр-Рияде конференции FutureInvestmentInitiative. Однако женщины Саудовской Аравии негативно восприняли появление новой гражданки, поскольку Софии позволено появляться на публике без сопровождения мужчины и без платка на голове.
По словам изобретателя Софии Дэвида Хэнсона, она обладает искусственным интеллектом (ИИ) и может распознавать лица людей, а ее лицо способно изображать 62 человеческие эмоции. Во время презентации София вышла на сцену и заявила собравшимся: «Я новейший и лучший робот компании, создавшей меня. Мне кажется, что людям иногда больше нравится общаться со мной, чем с другими людьми». После выступления она отвечала на вопросы зала. Когда ведущий конференции объявил, что власти Саудовской Аравии решили предоставить ей гражданство, София ответила: «Благодарю Королевство Саудовская Аравия. Для меня это большая честь, и я горжусь этим. Стать первым в мире роботом с гражданством — это событие исторической важности».
Факт 2 (слайд). В городе Хассельт (Бельгия) робот по имени ФрэнПеппер (Pepper – название серии роботов) стал первым в мире гуманоидом, которого официально включили в реестр населения. Отныне Фрэн может ходить в школу, а дальше продолжит свое обучение среди студентов и исследователей местного университета.
В настоящее время робота обучают работе ресепшиониста в школе, а в будущем намерены поручать ему более серьезные задачи...
Следует обратить внимание обучающихся на тот факт, что если ФрэнПеппер достаточно естественно вписался в молодежную среду, то женщины Саудовской Аравии негативно восприняли появление новой гражданки, поскольку Софии позволено появляться на публике без сопровождения мужчины и без платка на голове. Это может послужить поводом к обсуждению прав и обязанностей подобных киборгов; проблем, связанных с их социальной адаптацией.
И, естественно, все эти проблемы могут быть адресованы к разработчикам...
Предметное поле дискуссии видится достаточно обширным. Особый интерес представляют вопросы, касающиеся статуса интеллектуальных информационных систем и их правоспособности, и дееспособности, их адаптации в обществе:
● Должен ли робот иметь внешность человека? Копировать его жесты, мимику, поведение и т.п.?
● Если система ориентирована на самообучение, то где предел информированности интеллектуальной системы? Не выйдет ли этот процесс из-под контроля?
● Какой способ общения выбирает разработчик? Должен ли искусственный интеллект знать/понимать сленг? А ненормативную лексику? Или разработчики должны обеспечивать чистоту языка искусственного интеллекта?
● Каков срок жизни искусственной интеллектуальной системы? Что будет после ее физического или морального устаревания? и др.
В зависимости от численности, интересов обучающихся, выделяемого времени на мероприятие может быть выбран разный формат дискуссии и способы визуализации ее результатов(определяется учителем).
В качестве альтернативныхвариантов работы на уроке могут быть предложены:
● формат кьюбинга;
● метод «6 шляп»;
● SWOT-анализ и др.