На выполнение заданий тренажера и проведение данного этапа урока целесообразно отвести 20-25 минут.

Так, обучающемуся предлагается на выбор одна из трех траекторий (различного уровня сложности) достижения цели. Каждая из образовательных траекторий представляет собой от 9 до 10 заданий, объединенных общей игровой механикой.

● Первый уровень сложности рекомендован для учеников 1-4 классов и состоит из 10 заданий. Школьнику попадает в первую игровую локацию, в которой ему нужно запрограммировать робота, чтобы собрать детали для комплектации машины новым оборудованием. Далее по сюжету игры он перемещается в сборочный цех, где из деталей будут собраны дополнительные оборудование (дрель, пила, сканнер) для участия в соревнованиях роботов. В конце ученика предлагается протестировать одно (самое простое) устройство (пилу) на испытательном полигоне.

● Второй уровень сложности рекомендован для учеников 5-7 классов, включает в себя 9 заданий. Ученики проходят ту же траекторию, но у них появляется возможность протестировать в итоге все три новых устройства.

● Третий уровень сложности рекомендован для обучающихся 8-11 классов и состоит из 10 заданий (см. Приложение 6).

На выполнение заданий тренажера и проведение данного этапа урока целесообразно отвести 20-25 минут. - student2.ru

Задания в каждой образовательной траектории отсортированы от простых к сложным. Каждое из них доступно обучающемуся для решения сразу.При этом учителю важно акцентировать внимание школьников на том, что проходить уровни нужно последовательно, т.к. по ходу выполнения заданий им встретятся новые понятия и операторы программирования, необходимые, чтобы пройти выбранную траекторию.

Учитель должен учитывать и сообщить обучающимся, что для каждой траектории есть результативная точка (финальный этап), когда ученик понимает, что он выполнил свою «миссию». Кроме этого, для учеников при прохождения по каждой траектории предусмотрены промежуточные мотивационные элементы - «подарок за игровые достижения»:по факту прохождения определенной группы заданий обучающийсяпоощряется карточкой (достижений), содержащей интересный факт из реального мира о том или ином игровом объекте.

Всего же обучающимся доступны 4 карточки, но для завершения игровой сессии (выхода из тренажера и получения сертификата участника акции), достаточно получить хотя бы одну. Наличие и количество карточек никак не влияют на игровой процесс, но (негласно) подразумевают разницу в уровне сложности пройденных заданий.

Алгоритм работы с тренажером на уроке включает следующую последовательность действий:

A. Чтобы приступить к работе с тренажером, каждому школьнику необходимо:

● зайти на главную страницу сайта акции «Час кода»;

● выбрать картинку с тренажером и кликнуть по ней;

● заполнить короткую анонимную анкету, выбрать в появившемся на экране меню траекторию, соответствующую своему возрасту и перейти к выполнению заданий.

На этом этапеучителю рекомендуется(особенно при работе с младшими классами) открыть страницу сайта акции на компьютерах обучающихся, а также продемонстрировать на общем экране как запустить тренажер. Чтобы избежать технических заминок, нужно заблаговременно, до начала урока, добавить страницу акции «Час кода» в закладки браузера на компьютерах обучающихся.

B. В начале работы с тренажером школьникам будет предложен обучающий уровень. В нём будут даны пояснения как работать с интерфейсом тренажера, рассказано об основных элементах программы и другие вводные данные.

На этом этапе учителю рекомендуется обратить внимание класса и повторить правило и элементы составления программ (особенно для младших школьников). Для удобства учителя и обучающихся данное правило может быть выведено на слайде или записано на доске следующим образом:

ПРОГРАММА СОСТОИТ ИЗ СИСТЕМЫ КОМАНД

а именно,

КТО

(управляемый нами объект «робот»)

ЧТОДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ

(ехать, поворачиваться, взять или положить, сверлить и т.д.)

КАКИМ ОБРАЗОМ

(сколько шагов, в какую сторону и т.д.)

C. Чтобы выполнить задание и пройти на следующий уровень, игроку необходимо составить алгоритм из данных команд, которые представлены в виде кнопок в правой нижней части экрана. Старшим школьникам может быть сразу предложено писать код программы вручную с клавиатуры.

D. Составив свой алгоритм, обучающийся запускает выполнение программы в окне игрового поля с помощью кнопки «Запустить». Персонаж игры (робот) двигается по игровому полю, действуя согласно своей программе, и при выполнении поставленной задачи, тренажер предлагает обучающемуся перейти на следующий уровень.

Общие рекомендации.При работе с тренажером целесообразно использовать индивидуальную работу школьников за ПК для отработки основных навыков и проведения самоконтроля. В этом случае результативность обеспечивается прозрачностью описываемых действий, контролем, подсказками, поддержкой со стороны онлайн-тренажера и учителя на каждом шаге. Это создает ситуацию успеха, вызывает азарт и побуждает обучающихся к творчеству в процессе самостоятельной работы.

В начале работы с тренажером важно обратить внимание школьников на то, что:

● они сразу видят список всех заданий (уровней игры) и могут свободно переключаться между ними, повторять, пропускать их, или возвращаться к ним по своему усмотрению, т.о. строить свой индивидуальный образовательный маршрут, выбирать задания, соответствующие их способностям и темпу решения;

● в начале каждого уровня появляется окно с формулировкой задачи (условием), которое всегда можно развернуть и прочитать в любой момент выполнения задания;

● многие задания могут быть решены несколькими способами (разными алгоритмами).

● По окончании урока и получению сертификата школьникам необходимо нажать в правом верхнем углу экрана на кнопку «Выход» и вернуться на главную страницу сайта акции - пока обучающийся работает с тренажером, его решения сохраняются, но как только будет осуществлен переход на главную страницу, все решения сбросятся, и следующая группа учеников сможет проходить тренажер с чистого листа.

Чтобы работа с онлайн тренажером на уроке прошла успешно учителю рекомендуется:

● Скачать для себя, распечатать и использовать на данном этапе Приложение 6 с инструкциями и описанием заданий тренажера для каждой образовательной траектории, а также выполнить все задания тренажера до начала проведения урока и перейти на заключительную страницу тренажера с поздравлениями и сертификатом, чтобы понимать, что именно обучающиеся увидят, когда выполнят все задания. Этот опыт необходим для того, чтобы избежать ситуации, когда учитель не может помочь школьникам, идущим самостоятельно по индивидуальному маршруту.

● На этапе подготовки заручиться поддержкой школьного системного администратора, т.к. при возникновении проблем с подключением к интернету в ходе урока, скорее всего, оперативно сможет помочь только он.

● Помнить, что учитель, если обучение происходит в классе, выполняет при этом функции фасилитатора.

Для справки:

Фасилитатор – преподаватель, помогающий освоить курс (от англ. to facilitate – способствовать, содействовать, продвигать). Фасилитатор (от лат. facilis – лёгкий, удобный) – это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Обеспечивая соблюдение правил встречи, ее процедуры и регламента, фасилитатор позволяет ее участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи.

Учитель может работать индивидуально, но, как показывает практика, эффективной формой работы является проведение занятий с ассистентом (которым, например, может выступать коллега или старшеклассник). В этом случае педагог осуществляет ведущую роль (объясняет, демонстрирует, задает темп, определяет задание и т.п.), а ассистент - выполняет «обеспечивающую» функцию (оперативно реагирует на возникшие у обучающихся сложности, направляет их деятельность при выполнении заданий, но не подсказывает). При наличии такого партнера учителю необходимо тщательно спланировать свои действия и распределить с ассистентом обязанности и зоны ответственности.

● Перед началом работы с тренажером договориться с классом о следующих правилах работы с тренажером (в случае если у кого-либо возникли проблемы с решением):

A. «Прочитай условие и попробуй еще раз».

B. «Спроси трех человек, а затем меня», - т.е. сначала нужно спросить трех одноклассников, и если они не смогут помочь, тогда спросить учителя.

C. «Сильные» помогают «слабым» (помогают, но не подсказывают).

В группах, где навыки и темп работы обучающихся различается, привлекайте более успешных для помощи отстающим. Необходимо обращать внимание обучающихся на то, что помощник не должен делать задание за отстающего, а его роль заключается в объяснении действий и постановке вопросов, помогающих найти решение.

Если кто-то из учеников закончит задания тренажера на уроке раньше других, ему можно предложить порешать задания тренажера на другом уровне сложности.

Если кто-то из учеников не успевает закончить задания вовремя, рекомендуется похвалить его уже за то, что уже сделано, и предложить закончить оставшиеся задания дома. На следующем уроке нужно поинтересоваться результатами и выбранным алгоритмом решения заданий.

Если по какой-либо причине нет возможности пройти тренажер или открыть сайт акции на компьютерах учеников, учителю рекомендуется реализовать работу с тренажером, по крайней мере, в демонстрационном режиме, со своего устройства. Задачи тренажера могут решаться коллективно в ходе фронтальной работы: обучающиеся по очереди предлагают следующую команду алгоритма, обосновывая ее выбор, а учитель (или ученик-ассистент) должен составлять алгоритм на компьютере учителя и демонстрировать результат на общем экране.

Если по той или иной причине в классе вообще не удается выйти на сайт акции или запустить онлайн тренажер, необходимо быть готовым использовать альтернативные варианты проведения этой части занятия. Так учитель всегда может подготовить и использовать собственные разработки и материалы, задачи по программированию и алгоритмике, либо обратиться к дополнительным материалам раздела «Преподавателям» на сайте акции. При этом попросите учеников в качестве домашнего задания пройти тренажер дома самостоятельно (младшие школьники работают с тренажером вместе с родителями) и принести сертификаты участников, как подтверждение выполнения домашнего задания.

Примечание!

Поощрить сертификатом в конце урока нужно всех школьников. Сертификат выдается не за выполнение всех заданий, а за участие в акции «Час кода», т.о. мы поощряем инициативу, мотивацию и старания обучающихся.

Кроме того, специфика проведения занятия состоит в том, что все предлагаемые ресурсы акции находятся в открытом доступе. Это создает возможность для обучающихся инициировать самостоятельную деятельность после уроков (дома). Школьники могут пройти всю игру заново на другом уровне сложности, или вернуться к какому-то конкретному заданию, которое вызвало у них затруднения на уроке.

При этом важно, чтобы это знакомство не носило формальный характер, а сопровождалось отработкой ключевых навыков. Учитель может предложить обучающимся в качестве домашнего задания зайти на сайт акции с онлайн тренажером и пройти (или повторить) учебный материал в удобном для них темпе, а также дать им задание попробовать свои силы на других уровнях сложности, чтобы обобщить и закрепить все полученные знания на уроке.

В конце занятия необходимо еще раз уделить внимание тому, как зайти на сайт акции. Попросите учеников записать, или раздайте листовки-памятки с адресом http://www.часкода.рф, чтобы они смогли пройти его дома. Также можно выслать адрес сайта родителям и обучаемым по электронной почте, поместить ссылку на сайте школы или в блоге класса, а также в д/з электронного дневника.

На следующем уроке можно предложить школьникам поделиться результатами своей работы, разобрать алгоритмы вместе и провести коллективную рефлексию.

Этап рефлексии

Для справки.

Ретроспективная рефлексия, как правило, служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности в конце занятия. Этот вид рефлексивной работы должен быть направлен на более полное осознание, понимание, обобщение и структурирование полученного опыта.

В конце тематического урока по завершению выполнения заданий онлайн тренажера, учитель должен подвести определённые итоги, обеспечив, таким образом, объективную и конструктивную обратную связь обучающихся.

Как показывает опыт, рефлексии тоже надо учить. Для этого можно использовать метод неоконченных предложений, предложив, например, следующие заготовки:

● на этом занятии мы освоили …

● сегодня мы научились …

● мне было сложно …

● я понял, что …

● я планирую …

Это позволит учителю получить представление об успешности проведенного занятия, оценить мотивацию обучающихся и внести корректирующие действия в свою дальнейшую работу (откорректировать приемы коммуникации, изменить содержание своих занятий).

Учителю обязательно нужно обратить внимание ребят на то, что они могут видеть личный вклад и общее количество участников акции (таких же школьников, как они), прошедших тренажер, на интерактивной карте нашей страны на главной странице сайта акции.

Важно! Специфика проведения занятия состоит в том, что все предлагаемые ресурсы акции находятся в открытом доступе. Это создает возможность для обучающихся инициировать самостоятельную деятельность после уроков (дома). При этом важно, чтобы это знакомство не носило формальный характер, а сопровождалось отработкой ключевых навыков.

Чтобы обобщить и закрепить все полученные знания на уроке, учитель может предложить обучающимся в качестве домашнего задания зайти на сайт акции с онлайн тренажером и пройти (или повторить) учебный материал в удобном для них темпе, а также дать им задание попробовать свои силы на других уровнях сложности. В конце занятия необходимо уделить внимание тому, как зайти на сайт акции. Попросить учеников записать, или раздать листовки-памятки с адресом http://www.часкода.рф, чтобы они смогли пройти его дома. Также учитель может отправить адрес сайта родителям и школьникам по электронной почте, поместить ссылку на сайте школы или в блоге класса, а также в д/з электронного дневника.

На следующем уроке учитель должен предложить ребятам поделиться результатами своей работы, разобрать получившиеся алгоритмы вместе с ними и провести коллективную рефлексию.


Наши рекомендации