Характеристика ДОУ, режим работы группы
Содержание
Пояснительная записка
Характеристика ДОУ, режим работы группы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга функционирует с 21.03.1975 года. Расположено по адресу г. Санкт-Петербург , Авангардная ул., д.25, ст.А. Детский сад № 26 - это современное, открытое учреждение, принимающее самое активное участие во всех инновационных процессах, проводимых в рамках национального проекта "Образование" на федеральном, региональном и районном уровнях.
Сайт ОУ:http://dc26krs.caduk.ru
Лицензия: 0941 от 21.04.2014 года.
Учреждение расположено в одном здании в густонаселенном микрорайоне города. Списочный состав детей: 124 человека.
ГБДОУ № 26 работает круглогодично по пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями и общепринятыми государственными праздниками.
Режим работы дневных групп понедельник-пятница - с 7.00-17.00 Режим работы вечерних групп понедельник - пятница с 17.00-19.00 Выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации
В детском саду № 26 функционируют группы компенсирующей направленности:
– с осуществлением квалифицированной коррекции зрительных нарушений (10 групп для детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста);
– с осуществлением квалифицированной коррекции общего недоразвития и фонетико-фонематического нарушения речи (2 группы для детей старшего дошкольного возраста)
- с осуществлением квалифицированной коррекции интеллектуальной недостаточности (сборная группа ).
Возрастная характеристика, контингента детей 5-6 лет.
Ведущая потребность — потребность в общении; творческая активность. Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция — воображение.
Социально-коммуникативное развитие.
Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребенок нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся все более длительными и активными. Дети самостоятельно объединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств). Ярко проявляет интерес к игре. В игровой деятельности дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре дети часто пытаются контролировать друг друга - указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж. Ребенок пытается сравнивать ярко выраженные эмоциональные состояния, видеть проявления эмоционального состояния в выражениях, жестах, интонации голоса. Проявляет интерес к поступкам сверстников
Познавательное развитие
Совершенствуют восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. К 6-ти годам дети легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти предметов разных по величине. Однако дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. 5-6 лет - это возраст творческого воображения. Дети самостоятельно могут сочинитьоригинальные правдоподобные истории. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Речевое развитие
Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Физическое развитие
Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник более совершенно овладевает различными видами движений. Тело приобретает заметную устойчивость. Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но на небольшие расстояния. Шестилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. В период с 5 до 6 лет ребенок постепенно начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом к 6 годам начинает доставлять ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т.д.). Уже начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков - более прерывистые, у девочек – мягкие, плавные). К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком. В старшем возрасте продолжают совершенствоваться культурно-гигиенические навыки: умеет одеться в соответствии с условиями погоды, выполняет основные правила личной гигиены, соблюдает правила приема пищи, проявляет навыки самостоятельности. Полезные привычки способствуют усвоению основ здорового образа жизни.
Познавательное развитие
Считает (отсчитывает) в пределах 10. Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?». Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения. Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины. Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам. Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон). Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. Называет текущий день недели. Формирование целостной картины мира. Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту. Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны. Знает название родного города (поселка), страны, ее столицу. Называет времена года, отмечает их особенности. Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года. Знает о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений. Бережно относится к природе.
Речевое развитие
Могут участвовать в беседе. Умеет аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения. Определяет место звука в слове. Умеет подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.Знает 2—3 программных стихотворения (при необходимости следует напомнить ребенку первые строчки), 2—3 считалки, 2-3 загадки. Называет жанр произведения.
Физическое развитие
Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп. Умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа. Может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку. Умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м). Владеет школой мяча. Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие. Умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом. Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживает за лыжами. Умеет кататься на самокате. Участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей.
Программное обеспечение
Комплексная программа | • «Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящихдетей, для детей с амблиопией и косоглазием) ГБДОУ детский сад 26 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, 2016 |
Парциальные | • Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Учебно-наглядное (демонстрационное) пособие по формированию навыков умения вести себя безопасно при общении с другими людьми, сверстниками во время игр, на улицах города и в домашней обстановке. • Г.Т. Алифанова. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Программа «Первые шаги» – СПб.: Паритет, 2005. • Козлова С. А. «Я — человек». Программа социального развития ребенка. — М.: Школьная пресса, 2003. «Основы безопасности жизнедеятельности» О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина – СПб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», Раздел: Ребенок и другие люди • Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Комплект иллюстрированных (раздаточных) альбомов № 1,2,3,4 по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на улице города, в природе, дома, при общении с незнакомыми людьми. 2001-2003 Детство-Пресс. • Сорокина Н. Ф. , Миланович Л. Г. Театр — творчество — дети: Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства. — М.: МИПКРО, 1995. |
Методическое обеспечение образовательной деятельности ( список литературы, учебно-методические пособия, методические разработки и др.) | • Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. — СПб.: Речь, 2010. • Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. • «Основы безопасности жизнедеятельности» О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2002. • Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Комплект иллюстрированных (раздаточных) альбомов № 1,2,3,4 по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на улице города, в природе, дома, при общении с незнакомыми людьми. • Л.М. Шипицына и др. Азбука общения (основы коммуникации): Программа развития личности ребенка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). – СПб.: «Детство - пресс», 1998. • Г.Т. Алифанова. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. – СПб.: Паритет, 2005. • Н.Я, Михайленко, Н.А. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. – М.: Гном и Д., 2000. • Т.И. Бабаева. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой 156 деятельности.- СПб: Детство-Пресс, 2007 • Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова. «Я – ребенок, и я имею право» - М.: Скрипторий, 2003 • Приобщение к истокам русской народной культуры. О.Л. Князева, М.Д. Маханева, СПб, «Детство- Пресс», 2000г. • Беседы о правах ребенка. Т.А.Шорыгина. -М.,ТЦ Сфера, 2008 • Играем?..Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. Скоролупова О.А., Логинова Л.В. - М «Издательство Скрипторий, 2003, 2006 • Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1991. • Финкелыитейн Б. Б. Давайте вместе поиграем: комплект игр. — СПб.: Корвет, 1998-2011. • Михайлова 3. А., Чеплашкина И. Н. Маленький дизайнер: игра. — СПб.: Корвет, 2003-2011. • Кайе В. А. Соты Кайе: игра. — СПб.: Корвет, 2008—2011. • Финкельштейн Б. Б. Волшебный поясок: игра. — СПб.: Корвет, 2006-2011. • Т.Ф.Саулина «Три сигнала светофора».Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения детей 3-7 лет. М., Мозаика – Синтез , 2008 г. • Данилова Т.И. «Программа «Светофор».- СПб, «Детство-пресс», 2009. • Калашникова О.В. «Путешествие в страну дорожных знаков».- Волгоград: Учитель, 2000. · Логинова Л. «365 уроков безопасности»- М.: Айрис, 2000. • Степаненкова Э.Я. «Дошкольникам о правилах дорожного движения».- М.: Просвещение, 1979. • Устимов В. «Я дружу со светофором».- М.: Ангел-М, 1998. • Шарова О.Е. «Основы пожароопасного поведения».- СПб, 1997. • Презентация «Санкт – Петербург – город – музей» • Презентация «Кем работают мои родители?» |
Интернет-ресурсы | www.nsportal.ru www.maam.ru www.dohcolonoc.ru |
План-конспект по социально-коммуникативному направлению.
Конспект СОД «Светофор наш друг » для детей старшей группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Цель:
Дать детям представление о работе светофора, о сигналах для машин и людей; формировать навык различения сигналов светофора.
Задачи:
Образовательная:
- Познакомить воспитанников с светофором и его работой.
- Формировать представления о транспортном и пешеходном светофорах.
- Закрепить умение отвечать на вопросы.
- Расширять активный словарь.
Развивающая:
- Расширить словарный запас детей.
- Развивать мышление.
- Развивать связную речь, зрительное восприятие и внимание.
Воспитательная:
- Воспитывать умение слушать других.
- Воспитывать уважительное отношение друг- другу.
- Воспитывать интерес к окружающему миру.
- Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, на улице и дороге.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Речевое развитие.
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Материал:
Макет светофора, мольберт, иллюстрации по содержанию занятия, макет перекрестка, круги красного, желтого и зеленого цветов, наборы кругов трех цветов на каждый стол; клей, кисточки, половина белой бумаги, салфетки бумажные и тряпичные для аппликации.
Предварительная работа:
Проигрывание игры «Светофор»; беседа о движении транспорта в городе; просмотр иллюстраций, слайдов о дорожном движении, о работе светофора.
Ход занятий:
Воспитатель: Ребята! Сегодня по дороге на работу, в парке, я встретила Незнайку. У него был конверт, где написана загадка. Он всем встречным пробовал загадку загадать, но никто не смог ее отгадать. Я Незнайку пригласила к нам в группу, сказала ему, что у нас все дети умные, и они мигом отгадают эту загадку. Слушаем и отгадываем.
Он и вежливый, и строгий
Он известен на весь мир
Он на улице широкой
Самый главный командир!
Воспитатель: Ну-ка, попробуйте угадать, что же это такое?
Ребята: Светофор.
Воспитатель: Правильно отгадали. Это светофор. А почему он главный на улице?
Ребята: Потому что, регулирует дорожное движение.
Воспитатель: А кто- то видел из вас настоящий светофор?
Ребята: Да.
Воспитатель: Расскажите, как же он работает (ребята рассказывают то, что видели на улице)
Воспитатель: Правильно, ребята, у светофора есть 3 сигнала - красный, желтый, зеленый. Они по очереди горят и указывают, что дальше делать. Светофоры нужны на улице: ведь машины едут в разные стороны, да и людям надо переходить проезжую часть. Для того, чтобы на дороге был порядок, устанавливают светофор, который своими сигналами управляет движением, и его должны все слушаться или быть беде. Чётко работает светофор: один сигнал сменяется другим.
Воспитатель: А какой они формы ?
Ребята: Круглые.
Воспитатель: А скажите, светофоры для кого нужнее- водителям или нам- пешеходам?
Ребята: Правильно, ребята, они нужны и пешеходам и водителям. Но для пешеходов и для водителей существуют разные светофоры.
В нашем городе светофоры для пешеходов с двумя сигналами – красный и зеленый. Если красный сигнал горит , что мы должны делать?
Дети: мы стоим и ждем;
Воспитатель: если горит зеленый сигнал светофора?
Дети: можно переходить дорогу.
Воспитатель: А для автомобилей стоят вот такие высокие 3-х цветные светофоры. Когда горит красный сигнал светофора - все машины стоят. После красного загорится желтый. Это значит, надо готовиться ехать дальше. А когда загорится зеленый сигнал светофора, то все машины трогаются с места.
Воспитатель: Как вы думаете, сигналы загораются, какой хочет, такой и загорелся или по- порядку?
Ребята:По-порядку. Сначала красный, потом желтый, потом зеленый.
Воспитатель: Ребята а давайте поиграем в игру «Светофор». (физкульминутка)
Вы все пешеходы. У меня есть 3 круга с цветами светофора- это его сигналы. Если я поднимаю зеленый цвет, что вы будете делать?
Дети: двигаться,
Воспитатель: Когда я подниму желтый цвет- хлопаете, если загорится красный цвет все стоят и ничего не делают.
Ребята играют в игру «Светофор». Игра повторяется 3 раза.
Воспитатель: Очень хорошо вы соблюдаете правила дорожного движения. Молодцы!
А подумайте-ка, что было бы, если не будет светофоров в городских дорогах?
Воспитатель: А нужен ли светофор Незнайке в его цветочной стране?
Ребята:Нужен, там много автомобилей.
Воспитатель: Давайте покажем Незнайке на макете перекрестка, как правильно переходить проезжую часть. Посмотрите, все ли на месте? Чего не хватает?
Ребята: Не хватает светофоров.
Воспитатель: А давайте поможем Незнайке, сделаем много светофоров для его города. Для этого идем к столам. У вас там лежит бросовый материал и, цветная бумага и крепления. Кто-то сделает светофор для пешеходов, а кто-то для водителей.
Воспитатель: Хорошо все вы постарались, сколько светофоров получилось. Давайте их рассмотрим. Обсуждение: соблюдены ли правила изготовления и последовательность сигналов светофора.
Незнайка благодарит за светофоры детей.
Глава 2. УМК области " Познавательное развитие"
Программное обеспечение
Комплексная программа | • «Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящихдетей, для детей с амблиопией и косоглазием) ГБДОУ детский сад 26 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, 2016 |
Парциальные | нет |
Методическое обеспечение образовательной деятельности ( список литературы, учебно-методические пособия, методические разработки и др.) | • Тугушева Г. И., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. • Михайлова 3. А., Чеплашкина И. Н. Математика — это интересно. Игровые ситуации, диагностика освоенности математических представлений. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. • Михайлова 3. А., Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. • Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т. Г. Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. • Михайлова З.А., Полякова М.Н., Вербенец A.M. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. • Игровые занимательные задачи для дошкольников. З.А. Михайлова.СПб, Детство – Пресс, 2007. • Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию / Перспективные планы работы в младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. • М.В. Крулехт. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: Детство – Пресс, 2002. • О.В. Дыбина. Рукотворный мир. Игры-занятия для дошкольников. – М.:ТЦ «Сфера», 2010. • О.В. Дыбина. Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников. - М.:ТЦ «Сфера», 2010. • Маленький исследователь в д/с. И.Л.Паршукова. СПб, 2001. • Неизведанное рядом. Дыбина О.В. и др.- М.: ТЦ Сфера, 2001. • Логические блоки Дьенеша: наглядно-дидактическое пособие / Методическое сопровождение разработано 3. А. Михайловой.- СПб.: Корвет, 1995-2011. • Цветные счетные палочки Кюизенера: наглядно-дидактическое пособие / Методическое сопровождение разработано 3. А. Михайловой, И. Н. Чеплашкиной. — СПб.: Корвет, 1995—2011. • Сложи узор: игра. - СПб.: Корвет, 1998-2011. • Финкельштейн Б. Б. Математический планшет: наглядно-дидактическое пособие. — СПб.: Корвет, 2007—2011. • Михайлова 3. А., Чеплашкина И. Н. Маленький дизайнер: игра. — СПб.: Корвет, 2003-2011. • Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию для детей 5 -6лет: наглядно-дидактическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. • Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. //Под ред. А.Столяра. – М,."Просвещение", 1988, стр.124 – 134 • Т.И.Ерофеева, Л.Н.Павлова, В.П.Новикова. Математика для дошкольников. – М., 1992. • Метлина Л.С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1984. • Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий. – М., 2009. • Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М., 2009. •Саво И.Л. «Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах». • Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М., 2010. • Энциклопедии •Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М., 2010. • Дыбина О.В. «Предметный мир как средство формирования творчества детей» - Педагогическое сообщество России, 2002. • «Что было до…Игры-путешествия в прошлое предметов» - М., Сфера, 1999. • «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М., Сфера, 2002. |
Интернет-ресурсы | www.nsportal.ru www.maam.ru www.dohcolonoc.ru |
План-конспект по познавательному направлению.
Конспект СОД «День космонавтики » для детей старшей группы по образовательной области «Познавательное развитие».
Цель:
Дать детям представление о планете Земля, познакомить с первым космонавтом Ю. А. Гагариным
Задачи:
Образовательные:
- Дать детям представление о космосе и о первом космонавте Ю. Гагарине.
- Активизировать словарь за счет слов:космос, космическое пространство, космонавт, ракета.
- Закреплять умения детей передавать в аппликации несложные образы предметов
- Закреплять знания и умения детей находить и на ощупь определять геометрическую фигуру, называть ее.
Развивающие:
- Развивать интерес к космонавтике.
Воспитательные:
- Воспитывать желание быть сильными, смелыми. Формировать здоровый образ жизни.
- Воспитать чувство коллективизма.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о предстоящем празднике 12 апреля – «День космонавтики».
Рассматривание иллюстраций с изображение первых космонавтов, спутников Земли,звездного неба, планет, чтение детям художественной литературы.
Материалы:
Иллюстрации с изображением Земли, Солнца, Луны и др. планет, фотографии космонавта Ю. А. Гагарина, первых животных, побывавших в космосе: Белки и Стрелки, макет ракеты, перчаточная кукла игрушка Лунтик(«чудесный мешочек» с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, шаблоны для аппликации, клей, салфетки.
Дидактическая игра: «чудесный мешочек»
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Космос». Рассматривание альбомов, иллюстраций и фотографий. Изготовление «чудесного мешочка», макета ракеты. Приготовление заготовок для аппликации. Чтение книг и энциклопедий для дошкольников о космосе.
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята! Кто догадается чему будет посвящено наше занятие? Может быть кто-то скажет, какой праздник отмечается 12 апреля?
Воспитатель: Правильно, День космонавтики. Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство. В 1961 году героический космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первым слетал в Космос. Люди давно мечтали освоить космическое пространство. Они долго думали над тем, чтобы построить космический корабль, чтобы полететь выше звезд. И вот создали космические корабли, и полетели в Космос. Но прежде чем полетел знаменитый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин В космос посылали мышей, обезьян, затем собака Лайка. За Лайкой полетели знаменитые собаки.
Воспитатель: Может кто-нибудь из вас знает этих двух знаменитых собак? Вслед за Лайкой.
Дети: Белка и Стрелка
Воспитатель: Первым человеком, который смог отправиться в космическоепутешествие, был космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Он совершил свой полёт 12 апреля 1961 года на ракете "Восток". На своем корабле он облетел вокруг земного шара и провел на орбите целых 108 минут. В этот день наша страна отмечает "День космонавтики". Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет.
Воспитатель: Посмотрите ребята на космонавте одет специальный костюм. Кто знает, как он называется?
Воспитатель: Скафандр. Посмотрите на скафандр он устроен так, чтобы космонавту было удобно и легко в нем.
Воспитатель: Представляете, ребята, в космос могут летать не только мужчины, но и женщины. А первая женщина космонавт – Валентина Терешкова. С тех пор много космонавтов разных стран побывали в космосе. Раньше в космос летали только очень подготовленные и образованные космонавты
Воспитатель: Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т. д.) .Прежде, чем отправиться в космос космонавты проходят серьезную физическую подготовку. Давайте и мы с вами сделаем космическую зарядку.
Физразминка «Космодром»
Все готово для полета (руки вперед, вверх)
Ждут ракеты всех ребят(руки вместе над головой)
Мало времени для взлета (шагаем вместе)
Космонавт встали в ряд (прыжок, руки вверх, хлопок)
Поклонились вправо, влево (наклоны в стороны)
Отдадим Земле поклон (наклоны вперед)
Вот ракета полетела( прыжки на двух ногах)
Опустел наш космодром (присели)
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами разминались к нам в гости пришелЛунтик
Лунтик: Здравствуйте, ребята! Я слышал, как вы говорили о космосе и о первомкосмонавте, и о моих хороших знакомых- собаках Белке и Стрелке. Мне так понравилось, что я тоже решил полететь в космос, и даже попросил ракету у Белки. И мои друзья любезно мне разрешили взять их ракету. Но вот беда. В ракете какая-то поломка. Но Стрелка дала мне «Чудесный мешочек с запасными частями. Если вы мне поможете отгадать как они называются, то мы сможем отремонтировать ракету, и я смогу полететь на луну. Поможете?
Дети: Да!
Лунтик: Ребята, какие геометрические фигуры мы можем увидеть на ракете?
Дети: Круг, квадрат и треугольник
Лунтик: А теперь нужно засунуть руки в мешочек и отгадать название геометрической фигуры, которую вы взяли в руки. Попробуем?
Дети поочередно отгадывают фигуры.
Лунтик: Спасибо, ребята! Вы справились с таким сложным занятием, Без вас я бы не смог решить эту задачу! А теперь я буду ремонтировать ракету и скоро полечу на Луну. Я еще приду к вам в гости и расскажу о своем путешествии. ДО свидания, ребята, До новых встреч!
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами тоже сделаем красивые ракеты из геометрических фигур, которые вы отгадали для Лунтика.
Показываю детям варианты выполненных аппликаций- ракета на звездном небе. Проводится анализ работы, повторяем с детьми название знакомых геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, проговариваем последовательность выполнения работы. Дети выбирают заготовки черного картона , с уже наклеенными звездочками. .Предлагается детям разложить геометрические формы на заготовке и наклеить их.
Воспитатель:
- О чем мы сегодня говорили на занятии? (о космосе)
- Кто летает на ракете? (космонавты)
- Кто мне скажет, как звали первого космонавта? (Юрий Гагарин)
- А как звали первых собак, полетевших в космос? (Белка и Стрелка)
- Давайте откроем вернисаж картин о космосе. Какие красивые ракеты получились у всех! Обсуждение с детьми, какая работа им понравилась и почему.
Глава 3. УМК области " Речевое развитие"
Программное обеспечение
Комплексная программа | • «Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (для слабовидящихдетей, для детей с амблиопией и косоглазием) ГБДОУ детский сад 26 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, 2016 |
Парциальные программы | Развитие речи детей 5-6 лет: Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/Авторы – составители О,С,Ушакова, Е,М,Струнина. – М., 2008 • О.С.Ушакова Придумай слово.- М., «Просвещение», 1996. • Ушакова О. С. Знакомим дошкольников 5–7 лет с литературой. — М., 2010. • О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш Знакомим дошкольников с литературой.- М., Творческий центр «Сфера», 2009. |
Методическое обеспечение образовательной деятельности ( список литературы, учебно-методические пособия, методические разработки и др.) | • Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя дет.сада. - М.: Просвещение, 1980. • Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова Азбука общения (основы коммуникации): Программа развития личности ребенка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). – СПб.: Детство - пресс, 2004. • Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий. – М., 2009. • О.С. Ушакова «Речевое развитие ребёнка». - М.: «Просвещение», 1993. • О.А. Белобрыкина Речь и общение.- Ярославль: Академия развития, 1998 г. • Белоусова «Удивительные истории» (педагогическое пособие с использованием ТРИЗ).- СПб.: Детство – Пресс, 2003. • Э.Г. Чурилова. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001. • В.В. Гербова Занятия по развитию речи. Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду.- М., Мозаика – синтез, 2008. • В.В. Гербова «Приобщение детей к художественной литературе». Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду, М., Мозаика – синтез, 2006. • Белоусова Л.Е. Добрые досуги по произведениям детских писателей.- СПБ, Детство-Пресс, 2003. • Хрестоматия для дошкольников от 5 до 7 лет. -Планета Детства, 2002 |
Интернет-ресурсы | www.nsportal.ru www.maam.ru www.dohcolonoc.ru |
План-конспект по речевому направлению.
Конспект СОД «Подводный мир » для детей старшей группы по образовательной области « Речевое развитие».
Цель:
Обобщить представления о морских и речных обитателях, учить делить слова на слоги, побуждать к составлению развернутого сложноподчиненного предложения, учить составлять рассказ, коллективный рассказ, учить согласовывать прилагательное с существительным.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять представления детей о рыбах;
-Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах)
Развивающие:
- Развивать речевой слух, мышление, связную речь.
- Учить образовывать притяжательные прилагательные.
Воспитательные:
- Воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.
-Уметь работать в команде.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
Просмотр картинок с изображением рыб, беседа об образе жизни аквариумных и пресноводных рыб . Чтение сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка».
Материал:
Рыбка с чешуйками (несколько чешуек отличаются цветом), картинки морских и речных обитателей, картинки моря, реки; бутылочка с сюрпризом, жетоны, конверты с заданиями. Магнитная доска, сладкий сюрприз.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! А у меня для вас загадка.
В воде она живёт.
Нет клюва,а она клюёт.
Вильнёт хвостом туда-сюда
– и нет её, и нет следа.(Рыба).
Воспитатель: Правильно, рыба. Ребята, сегодня мы будем говорить о рыбах. Где могут жить рыбы? Как они дышат в воде? Что есть у рыб? Назовите рыб, которых вы знаете.(ответы детей).
Воспитатель: Давайте рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела у них есть. Обратите внимание на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные хвосты и плавники.
А ещё у всех рыб есть жабры для того, чтобы дышать.
На картинке видно, какие острые зубы у щуки. Щука – хищница. Она питается другими рыбами. К хищным относятся и сом, и форель, и окунь.
А вот карась, ёрш и лещ – не хищники, он питаются водорослями.
Воспитатель: Как называются рыбки, если они живут: в море (морские), в пресной воде (пресноводные), в речке(речные), в аквариуме (аквариумные). (При беседе рассматривают картинки с изображением рыб).
Воспитатель:Посмотрите, ребята. К нам заплыла загадочная рыбка. А в чем её загадочность? Что это за блестящие штучки на теле рыбки?
Дети:у нее необычные чешуйки.
Воспитатель:Правильно. На чешуйках у рыбки загадки. Отгадайте загадки! Кто отгадает - набирает себе команду. Но в команде может стать капитаном только самый внимательный и активный участник.
Эта рыба — хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно. (акула)
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее? (медуза)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
Он в самом омуте живет,
У него огромный рот,
Вы слыхали о таком?
Ну конечно, это (сом)
Опасней всех она в воде,
Хитра, прожорлива, си