Дополнительные сведения по тесту «правополушарный - левополушарный»
ТЕСТ 2. "Правополушарный - левополушарный" Тест разработан нами. Идею, положенную в основу теста, любезно подсказала нам доцент кафедры морфологии, физиологии человека и животных Буколова Р.П., за что автор выражает искреннюю признательность. Суть идеи состоит в следующем. Людей, у которых на 100% доминирует правое или левое полушарие практически нет. Если одно из полушарий выполняет все возможные функции, то что же делает другое? Другими словами, это вариант из области патологии. Под "лево"- и "правополушарными" людьми мы подразумеваем людей, у которых наблюдается предпочтение соответствующего полушария в оценке явлений действительности, в организации поведенческих реакций, сенсорных и моторных функций. Для того чтобы определить в этом смысле доминирующее полушарие необходимо многократно поставить человека в ситуацию выбора. Иными словами, мы предлагаем испытуемому набор ситуаций, к каждой из них даем альтернативные варианты выхода из ситуации: один из них соответствует функциям правого полушария, а другой - левого. Человек выбирает тот вариант, который ему более подходит, т.к. совпадает со стилем его мышления.
Постольку поскольку оба полушария являются равноправными партнерами, ответы испытуемого могут отражать то "правополушарную", то "левополушарную" доминантность. Посчитав % таких ответов от общего количества предложенных вопросов, можно сделать вывод о принадлежности человека к тому или другому типу межполушарной асимметрии. Наиболее вероятным будет 70% преобладание "право-" или "левополушарных" ответов, что характерно для людей, занимающихся умственным трудом. Люди же смешанного типа у которых соотношение доминирования полушарий 50% на 50% должны встречаться достаточно редко, т.к. такие данные говорят о равноценности полушарий, т.е. о низкой степени асимметрии.
Тест включает в себя 100 вопросов (ситуаций, заданий). В любом случае альтернативность ответов - непременное условие.
При составлении теста мы учли классификацию функциональных асимметрий человека, предложенную Н.Н.Брагиной и Т.А.Доброхотовой [4]. Неодинаковость двигательной активности рук, ног, половин лица и тела обозначается как моторная (двигательная) асимметрия (вопросы: 11, 39, 42, 44, 45). Неравнозначность восприятия объектов внешнего мира органами чувств - как сенсорная (чувствительная) асимметрия (вопросы: 10, 43). Специализация полушарий мозга в осуществлении различных форм психической деятельности обозначается как асимметрия психической деятельности (вопросы: 1, 2, 3 и т. д.).
Кроме того, мы учли, что функциональная асимметрия полушарий предполагает 5 основных дихотомий [4]:
1. вербальное - невербальное (чувственное);
2. время - пространство;
3. анализ - синтез;
4. последовательность - одновременность восприятия;
5. абстрактное - конкретное восприятие.
На первом месте в каждой дихотомии стоит функция левого полушария. В основу теста легли следующие данные из литературы:
При внешне симметричном плане строения тела мы асимметричны. Одна наша рука сильнее, ловчее, точнее в движениях, чем другая. У нас есть ведущий глаз и ведущая нога. Из двух наших ушей одно лучше приспособлено к восприятию музыки, а другое - речи. Асимметрично, особенно по своим мимическим возможностям, наше лицо [2б]. Левое полушарие отвечает за движения правых конечностей и за чувствительность правой половины тела, а правое - за движения левых конечностей и все виды чувствительности слева из-за перекреста восходящих и нисходящих проводящих путей мозга [26]. (вопросы: 10, 11, 36, 37, 38, 39, 42, 43, 44, 45)
Выяснилось, что правое полушарие сопряжено с сенсорной сферой и обращено к прошлому, а левое - с двигательной сферой и обращено к будущему, (вопросы: 4, 12, 22, 33, 35) В то время как за координацию движений отвечает правое полушарие [26] (вопрос 69).
При подавлении функций левого полушария резко страдает речевая память. После левостороннего шока исчезает память на слова, зато обострена зрительная память, т.к. образная память -функция правого полушария (вопросы: 3, 18, 47, 68)
У больных с выключенным левым полушарием сохраняются артистические, музыкальные и художественные способности, т.к. за них отвечает правое полушарие (вопросы: 48, 50, 51). Так, широко известным примером активности "правополушарного" мышления является творчество -и в искусстве и в науке. Для определения творческих способностей часто используют тест Гилфорда. Суть его в следующем: человеку предлагают назвать все невообразимые способы применения какого-нибудь предмета, не смущаясь и самыми невероятными предложениями. Чем больше вариантов предлагает испытуемый, чем больше среди них нетривиальных, тем выше оценивают его творческие возможности [27] (вопрос 20).
Другой способ оценки творческих способностей состоит в том, что испытуемому предлагают составить парные словесные ассоциации. При этом люди с высоким творческим потенциалом чаще называют антонимы, чем синонимы, т.е. они легче ассоциируют те или иные понятия с противоположными по значению, чем со сходными [27] (вопрос 2).
Словесная память, чтение, речь, письмо -в той или иной степени функции ЛП (вопросы: 3, 5, 6, 7, 47). Однако при чтении технических текстов больше активизируется левое полушарие, а при чтении художественных -правое [27] (вопрос 66). ЛП-не позволяет идентифицировать изображения человеческих лиц, и не обеспечивает эстетическое восприятие произведений искусства [26] (вопросы: 16. 18. 19, 21, 28), а так же не чувствительно к музыке (вопросы: 5, 60, 61).
ПП отвечает за некоторые эмоциональные состояния (вопросы: 24,27, 29,32,58). Центры пессимизма есть в обоих полушариях, но:
"правополушарная" депрессия - тревожная. В это время человек пассивен, неподвижен, его взгляд устремлен в одну точку, все его мысли о прошлом - кругом виноват, во всем ошибался, не так жил. "Левополушарная" депрессия характеризуется тем, что человек активен, подвижен, подозрителен, все его мысли только о будущем - что-то случиться, что-то стрясется, что-то ужасное произойдет [27] (вопрос 22).
Функции правого полушария отождествляются с интуитивным мышлением [27] (вопросы: 31, 55, 59). Функции левого полушария -с аналитическим мышлением и способностью к абстракции (вопросы: 30, 34, 49, 53, 54).
Самым простым примером образного мышления являются сновидения. [27] (вопрос 1). Люди с подобным типом мышления словесное объяснение логических задач воспринимают хуже, чем рисунок или чертеж [26] (вопросы:
7, 40). Этот тип свойственен детям, т.к. для них характерна конкретность мышления, поэтому их беспомощность в выделении главного проявляется в пересказе текста, урока; приводит к неумению озаглавить текст таким образом, чтобы заглавие выражало главную мысль [26] (вопросы: 8, 9, 13, 30, 68). При изучении гуманитарных предметов (литературы, истории) школьники с образным мышлением гораздо лучше усваивают конкретный фактический материал, чем теоретические вопросы [26] (вопрос 23). Трудности возникают там, где им приходится работать без наглядной опоры. В связи с этим у них возникают проблемы с такими предметами, как физика (вопрос 25).
Художники широко пользуются чувственными образами, возникающими у них под влиянием непосредственного воздействия окружающей среды;
мыслителям свойственны некоторое преобладание второй сигнальной системы,
широкое использование словесным мышлением, резко выраженная способность отвлекаться от действительности.
"Аналитики" страдают там, где успешность работы зависит от развития воображения. Геометрия им дается труднее, чем алгебра, литература - труднее, чем грамматика [26] (вопрос 14). "Аналитик" легче рассуждает, чем действует, легче объясняет, как надо решать задачу, чем решает ее [26] (вопрос 15).
Выделение существенного - одна сторона процесса абстракции. Отвлечение от несущественного -другая ее сторона (вопросы: 8, 9, 13, 41, 42, 56, 63, 68).
"Правополушарные" больные способны читать и писать (ПП) если пользуются буквенной системой (ЛП) (больные китайцы и японцы ни писать ни читать не могут, т.к. пользуются иероглифами, но чтение и письмо на европейских языках у них не страдает) [28] (вопрос 52).
Спецификой "правополушарного" мышления считают готовность к целостному "схватыванию", к одномоментному восприятию многих предметов и явлений и мира в целом со всеми его составными элементами. С "левополушарным" мышлением связывается способность к последовательному, ступенчатому познанию, которое носит соответственно аналитический, а не синтетический характер. Целостность и одномоментность восприятия отличают правое полушарие от левого при восприятии сложных объектов [28] (вопросы 28,57).
С помощью "левополушарной" стратегии любой материал организуется так, что создается однозначный контекст, всеми понимаемый одинаково и необходимый для успешного общения между людьми. Отличительной же особенностью "правополушарной" стратегии является формирование многозначного контекста, который не поддается исчерпывающему объяснению [28] (вопрос 62).
Конретные признаки предмета оценивает правое полушарие, а абстрактные (значение, употребление предмета)- левое [4] (вопросы: 17, 46).
Оперирование цифрами и математическими формулами - функции левого полушария [28] (вопрос 53).
Восприятие времени - функция левого полушария [4] (вопрос 64).
Интонация, эмоциональная окраска речи, жесты, мимика - функции правого полушария, а смысловое значение слов- функция левого полушария [26,28] (вопрос 67).
Работа требующая творческого подхода - функция правого полушария, с монотонной работой лучше справляются "левополушарные" люди [26] (вопрос 70).
"Левополушарный" человек отказывается отвечать без подготовки, т.к. для уверенности ему необходимо проанализировать материал, разложить его "по полочкам". "Правополушарные" люди схватывают информацию целиком и меньше сомневаются в успехе своего ответа [26] (вопрос 65).