Художественно-техническое редактирование
1. Этапы производственного процесса издания книг,
Прием рукописи в издательство. Предварительное изучение и оценка готовности рукописи к приёму в производство. Внешнее рецензирование и т.п. Редактирование. Виды редактирования (литературное, научное, художественное, техническое и др.). Техническое, научное или специальное редактирование
2. Должностные обязанности технического редактора.
Разработка проектов художественного и технического оформления изданий, уточнение построение рукописи, ее структуры (разбивку на разделы, части, главы и т.п.), определение технической пригодности оригинала к набору, знание технологии полиграфического производства, экономики и организации полиграфического производства и др. Выбор формата издания, размера и гарнитур шрифтов и др. Значение и особенности корректуры.
3. Художественное оформление произведения.
Форма издания, его внешний вид, привлекательность, удобство и комфортность восприятия составных частей и элементов и др. Иллюстрация в литературно-художественном издании. Работа с художественным редактором и художником. Средство гармонизации композиции, помогающее сразу выделить ее смысловой центр.
Художественно-технические задачи цветового решения издания. Палитры Color Picker, Color, Swatches. Виды Pantone и их свойства. Контроль за цветом (Separation Preview, Total Ink Limit)
4. Типологическая характеристика и классификация изданий. Полиграфические форматы и их свойства.
Разновидности издательских систем. Настольные издательские системы. История развития и современные тенденции развития настольных издательских систем. Краткая характеристика программных пакетов. Особенности и отличия жанров научных изданий. Цели и задачи редактора научно-популярного издания. Справочный аппарат научно-популярного издания, его состав, назначение и содержание отдельных элементов. Понятие справочного издания. Особенности назначения справочных изданий. Учебные издания как целостный комплекс. Работа редактора над обучающими изданиями (учебником, учебным пособием, конспектом лекций). Понятие литературно-художественного издания. Работа редактора над литературно-художественным изданием.
5. Проблемы набора и верстки издания.
Понятие верстки.Набор и верстка. Создание оригинал-макета, подготовленного для передачи в типографию. Элементы публикации. Отличительные особенности верстальных программ. Единицы измерения. Настройка интерфейса программ
Работа с многостраничной публикацией. Нумерация страниц, плавающие колонтитулы.
Разработка модульной сетки. Расчет пропорции полосы и полей. Расчет модульной сетки. Привязка базовой сетки. Выбор гарнитуры текстового шрифта для рекламного обращения в прессе.
Литература
1. Катернюк А.В. Рекламные технологии. Коммерческая реклама. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001г., 312с.
2. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.Г., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. - М., 2001г., 362с.
3. Перепелица В. Как сделать рекламу эффективной или как стать известным. - Ростов-на-Дону., «Феникс», М., «Зевс», 1997г., 283с.
4. Песоцкий Е.. Современная реклама. Теория и практика. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001г., 315с.
5. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. - М., 1999г.
6. Прауде В.Р. Маркетинг. Рига, 1991г., 207с.
Раздел IV
КНИЖНАЯ ГРАФИКА
1. История становления книги.
Книга – продукт ручного, ремесленного, индустриального производства. Пиктографическое, идеографическое письмо. Художник – творец шрифта. Основные виды письма, созданные в Древнем Риме. Виды средневекового письма. Каноны создания шрифта эпохи Возрождения. Взаимосвязь литеры с технологией и техническими возможностями своего времени. Инициал (буквица). Графема. Минускул и маюскул.
Основные виды древнерусского письма. Содержание реформы русской азбуки Петра I. Виды шрифтов эпохи модерна.
2. Основные этапы и особенности развития советской книжной графики.
Конструктивизм в книге. Наборная графика и фотомонтаж. Творческие эксперименты в книжной графике Эля Лисицкого, Александра Родченко, Владимира Маяковского и др.
Особенности оформления книг в 1930-40-е гг. в СССР.
Книга как художественный ансамбль. Известные графики 1930-х годов Е.И. Чарушина, В.И.Курдов, Д.И.Митрохин, В.Конашевич, А.Н.Самохвалов. А.А. Дейнека и др.
3. Книга, как целостное произведение и культурная ценность.
Единство идейно-художественного замысла книги, литературного текста и художественно-декоративного облика. Образное раскрытие текста при помощи рисунков, фотографий, иллюстраций. Связь книжной графики с полиграфией. Примеры решения единства книги, как ансамбля. В.Фаворский. «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Добужинский. Обложка к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Стилизация.
4. Основные задачи книжной графики.
Оформление и иллюстрирование книг (рисованные шрифтовые элементы, композиционное построение текстового набора). Основные элементы книги. Обложка, переплет, титульный лист, шмуцтитулы, суперобложка, развороты, заставки, концовка. Зависимость тиража книги, ее формата, степени и характера оформления от целевой аудитории. Эстетика печатной книги.
Задачи дизайнера книжной графики (учет особенностей полиграфической структуры книги, сохранение стиля писателя и др.).
5. Виды книжных изданий и особенности книжной графики.
Научное или специальное издание. Художественная литература. Техническая литература. Политическая литература. Детская книга. Специальные издания. Подарочная книга. Юбилейные издания. Роль художника в создании рукописных книг
Виды художественно-графических техник (гравюра, ксилография, офорт, репродукция).
Литература
1. Агитмассовое искусство Советской России. Материалы и документы. В 2-х тт./Под ред. В.П.Толстого. М.: Искусство, 2002
2. Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна 2002
3. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. 1994
4. Ньюарк К. Что такое графический дизайн? М.:АСТ: Астрель, 2005
5. Огилви Д. Огилви о рекламе.-М.: Изд. Эксмо, 2004
6. Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн. 1985
Зам. руководителя по УМР В.В. Пищулина
Декан ФИ Е.Н. Клемёнова
Зав. кафедрой дизайна С.Д. Михеев
Зав. кафедрой ДПИ И.Ю. Херувимова