Формат — выставка плюс аукцион — был выбран сознательно?
Анна Попова
В московской галерее «Модерн Арт Академия» сегодня открывается предварительный показ лотов выставки-аукциона «Русский космизм и актуальное искусство России». Затем работы отправятся в Лондон: выставка и первые торги пройдут в Erarta Gallery во время «Русской недели» с 29 мая по 3 июня. Организатор аукциона, галерист и арт-дилер Максим Боксер рассказывает ART1, почему решил проводить торги в Лондоне, есть ли спрос на современное искусство из России и дает немного исконно русской философии.
Максим Боксер
Почему вы решили организовать аукцион русского искусства?
Аукционная жилка была во мне всегда. Еще в начале 90х годов мне посчастливилось оказаться у истоков создания аукционного дома «Альфа-Арт»: в течение пяти лет он был монополистом в области искусства классического и начала XX века. Хотя прошло много лет, к аукционам я не остыл и время от времени думал об этом, размышлял, какую нишу можно было бы найти на этом рынке. В какой-то момент мне пришло в голову, что доступным современным искусством — при том, что это могут быть самые известные имена — никто толком не занимается. Для больших аукционных домов — это недостаточно дорогие объекты, если только речь не идет о топовых произведениях и они не могут уделить им достаточно внимания. Тем не менее, они заинтересованы в раскрутке этих имен. Мне показалось, что такое место под солнцем — аукцион российского современного искусства — должно быть.
Формат — выставка плюс аукцион — был выбран сознательно?
У меня была галерея современного искусства в Гагаринском переулке — она просуществовала недолго и закрылась в кризис 2008 года. Мне удавалось показывать там монографические проекты со своими друзьями-художниками, и они всегда были сокураторами. Как галерист я был вполне удовлетворен: художники показывали свои работы в развитии, чего коммерческие выставки не предполагают. После закрытия галереи бездействие в поле современного искусства меня раздражало. Хотелось вовлечь в новый проект художников, тем более, что позитивный опыт сотрудничества, когда авторы представляют не только выставку, работы, но и готовят тексты, комментарии, уже есть. Я попробовал все это совместить в аукционной истории, что в общем нетипично. Несколько раз кураторские аукционы, довольно успешные, проводил Phillips de Pury (cейчас — Phillips — прим.ред.), но сейчас эту практику прекратил. Тем не менее, история совмещения выставки, кураторского подхода и доступных по цене работ имеет свою нишу и представляет интерес для больших аукционных домов. Они, надо сказать, откликнулись на мою идею с большим энтузиазмом: популяризация авторов позволит впоследствии выставлять более дорогие работы, да и сами имена художников будут на слуху.
Вячеслав Колейчук. «Обломки». Эстимейт 600 - 800 фунтов.
Почему выставку-аукцион вы решили проводить в Лондоне?
Во-первых, наша галерея Ravenscourt базируется в Лондоне и Москве. Сложился круг знакомых, которым, вероятно, будет интересен новый проект. Во-вторых, именно в Лондоне проводятся русские торги. Не имея там, к сожалению, постоянной площадки, мы не можем себе позволить сделать просто выставку или выставку-продажу. Есть довольно короткий промежуток времени, когда можно привлечь внимание коллекционеров к нашему мероприятию — «Русская неделя» — и как раз она определила жанр. Исходя из этого, мы искали и площадку, которая находится на пересечении маршрутов, ведущих к аукционным домам — и проводим выставку-аукцион в Erarta Gallery. Кроме того, Лондон сейчас — один из главных центров арт-рынка. К сожалению, в Москве, хотя и происходит много событий, они мало чем заканчиваются и крайне редко приводят к продаже.
Небольшое количество лотов — всего около пятидесяти — совершенно сознательный ход. Для нас это проба пера, и мы не хотим рисковать. Имена определяли совместно с куратором Виталием Пацюковым. Первоначально список был шире — эти имена, безусловно, украсили бы коллекцию. Но в определенном смысле ситом стали эстимейты. Мы хотели все-таки сделать аукцион действительно доступным и привлекательным. У нас был выбор: выставлять лоты по привлекательной цене либо выкупить и выставлять по той стоимости, по которой они нам достались. Что мы и делали с незначительной наценкой, которая должна окупить выпуск каталога. В тех случаях, когда мне не удавалось договориться с авторами о цене ниже рыночной, приходилось отказываться от этих работ. Конечно, это тоже палка о двух концах: кто-то может посчитать низкие эстимейты малопривлекательными, а покупку недорогих работ – зазорной, но я надеюсь, таких будет меньшинство, а результаты позволят оценить реальный интерес к работам.
Леонид Тишков. «Луна в Арктике». Эстимейт 1.5 - 2 тыс.фунтов.
Каков диапазон эстимейтов?
От 400-500 фунтов и до 10 тысяч. Среди топ-лотов — произведения Александра Пономарева, Сергея Шутова. На мой взгляд, лучше продать недорого, чем не продать вообще. Мы выставляем вещи, которых не видел никто — например, подготовительные рисунки Николая Полисского для «Большого Адронного Коллайдера». Он пошел нам навстречу и предоставил рабочий материал, лежащий в основе знаменитой инсталляции, которая выставлялась в Москве и в Европе. Эстимейт скромный — 400-500 фунтов. Мы расчитываем, что рисунки привлекут интерес музейных институций: объекты Полисского не расчитаны на долгое существование, а вот эскизы могут войти в историю. Также выставляем работы Леонида Тишкова, в том числе коммерчески успешные «Путешествие Луны в Арктике» и эскизы, связанные с этой серией. Будет и объект, который ранее нигде не выставлялся: светящаяся вязаная ракета с вполне разумным эстимейтом 2.5 — 3.5 тысячи фунтов. В творчестве Тишкова эти милые домашние вещи занимают большое место. Игорь Шелковский предоставил для аукциона две работы. Мы надеемся, его круг может примкнуть к нашей истории, тем более, что тема следующего аукциона — «Метафизика в русском искусстве», а это как раз подразумевает и нон-конформистов, и актуальное искусство.
Пока мы надеемся провести два аукциона в рамках русской недели, но если интерес будет стабильным, то хотим проводить минимум четырежды в год. Пока трудно выбрать время для двух дополнительных аукционов понять, с чем сочетать их в Лондоне. Но я надеюсь, все получится.
Расчитываете, что такой формат привлечет новую клиентуру?
Анна Попова
В московской галерее «Модерн Арт Академия» сегодня открывается предварительный показ лотов выставки-аукциона «Русский космизм и актуальное искусство России». Затем работы отправятся в Лондон: выставка и первые торги пройдут в Erarta Gallery во время «Русской недели» с 29 мая по 3 июня. Организатор аукциона, галерист и арт-дилер Максим Боксер рассказывает ART1, почему решил проводить торги в Лондоне, есть ли спрос на современное искусство из России и дает немного исконно русской философии.
Максим Боксер
Почему вы решили организовать аукцион русского искусства?
Аукционная жилка была во мне всегда. Еще в начале 90х годов мне посчастливилось оказаться у истоков создания аукционного дома «Альфа-Арт»: в течение пяти лет он был монополистом в области искусства классического и начала XX века. Хотя прошло много лет, к аукционам я не остыл и время от времени думал об этом, размышлял, какую нишу можно было бы найти на этом рынке. В какой-то момент мне пришло в голову, что доступным современным искусством — при том, что это могут быть самые известные имена — никто толком не занимается. Для больших аукционных домов — это недостаточно дорогие объекты, если только речь не идет о топовых произведениях и они не могут уделить им достаточно внимания. Тем не менее, они заинтересованы в раскрутке этих имен. Мне показалось, что такое место под солнцем — аукцион российского современного искусства — должно быть.
Формат — выставка плюс аукцион — был выбран сознательно?
У меня была галерея современного искусства в Гагаринском переулке — она просуществовала недолго и закрылась в кризис 2008 года. Мне удавалось показывать там монографические проекты со своими друзьями-художниками, и они всегда были сокураторами. Как галерист я был вполне удовлетворен: художники показывали свои работы в развитии, чего коммерческие выставки не предполагают. После закрытия галереи бездействие в поле современного искусства меня раздражало. Хотелось вовлечь в новый проект художников, тем более, что позитивный опыт сотрудничества, когда авторы представляют не только выставку, работы, но и готовят тексты, комментарии, уже есть. Я попробовал все это совместить в аукционной истории, что в общем нетипично. Несколько раз кураторские аукционы, довольно успешные, проводил Phillips de Pury (cейчас — Phillips — прим.ред.), но сейчас эту практику прекратил. Тем не менее, история совмещения выставки, кураторского подхода и доступных по цене работ имеет свою нишу и представляет интерес для больших аукционных домов. Они, надо сказать, откликнулись на мою идею с большим энтузиазмом: популяризация авторов позволит впоследствии выставлять более дорогие работы, да и сами имена художников будут на слуху.