Страница 2. Консерватория. Нейгауз.

«Рихтер – явление незаурядное. … Юный артист обладает исключительной музыкальной памятью, знает около 80 опер, помнит наизусть много произведений Скрябина, Стравинского, Малера, Рихарда Штрауса и советских композиторов.»

Это выдержка из заметки в журнале «Огонек» за 1941 год. Автор заметки Генрих Густавович Нейгауз, знаменитый педагог, пианист, профессор Московской государственной консерватории. Именно к нему поступал Рихтер учиться в 22 года. Тогда молодой концертмейстер Одесской филармонии решил начать свое профессиональное музыкальное образование. Он, с присущей ему уверенностью, добился прослушивания у Нейгауза.

Впрочем, дадим слово самому профессору.

Включить видеофайл «Встреча.Нейгауз» 0.40мин

Многие события и встречи в жизни Рихтера были неслучайны. Неслучайным оказался и выбор педагога. Сам пианист в одной из бесед с друзьями расскажет: «почему именно к Нейгаузу? О нем говорили как о большом музыканте. К тому же, как-то в один из его приездов в Одессу, я случайно увидел его, он был чем-то похож на моего отца. И когда встал вопрос – у кого учиться, я сказал: «У Нейгауза». И всегда благодарил судьбу за это решение».

А еще Святослав Теофилович скажет: «Мои 3 учителя – Нейгауз, мой папа и Вагнер».

Папа, Теофил Рихтер, научил читать ноты-книги, Вагнер стал любимым музыкальным писателем-композитором и влюбил Светика в оперу, сделав ее главной любовью всей его жизни. А Нейгауз сделал из Рихтера-концертмейстера Рихтера-пианиста, самобытного, художника, артиста со «специфическим сценическим обаянием».

Без объявления – видеофайл «Шостакович».

Светик оказался для именитого педагога не только гордостью, счастьем в творчестве, общении, но и волнением, так как студентом он был непослушным. Он не сдал ни одного вступительного экзамена, а за непосещение занятий три раза его выгоняли из консерватории и каждый раз помогал восстановиться Нейгауз. Он писал молодому повесе в Одессу: «Приезжай немедленно, все устроится, у меня больше нет такого ученика».

Во время войны Рихтер был на IV курсе. А в 1944 году один из концертов в переполненном до отказа Большом зале консерватории получил статус государственного экзамена: руководство консерватории здраво рассудило, что лучше числить такого пианиста среди своих выпускников, нежели среди «недоучившихся», и Рихтер, наконец, получил диплом, подтверждающий наличие у него музыкального образования. Спустя еще три года было принято решение Художественного совета консерватории о занесении его имени на Доску почета, где оно находится и поныне – наряду с именами Танеева, Рахманинова, Скрябина, Игумнова, Гольденвейзера.

Но не за покровительство непослушного студента молодой пианист назовет Нейгауза своим вторым отцом, а за удивительную душевную близость, моральную поддержку и отеческое понимание.

Без объявления – И.С.Бах, Прелюдия и фуга соль минор изI тома ХТК,

исп. Юрасова Татьяна (преп. Козловская Е.А.)

Страница 3. Нина Львовна.

Фоном к этой странице с первых слов пустить файл «Рихтер. Дорлиак»

(1 слайд)Он был очень хорош собой: статью тонок, в кости крепок, при этом чуть по-мальчишески нескладен и угловат, со скрытой застенчивостью в чертах лица.

(2 слайд)Она был старше на 7 лет, по словам поэта Андрея Вознесенского «…стройная, грустная… графичная, как черные кружева».

Ко времени их встречи пережила уже немало: неудачное замужество, утрату близких людей, дружбу и измену, первые артистические успехи, знаки признания и внимания поклонников.

(3 слайд)« - Давайте вместе дадим концерт.

- Вы хотите, чтобы отделение Вы играли, а отделение я пела?

- Нет, я хочу вам аккомпанировать.»

По словам Нины Львовны Дорлиак это был их первый диалог со Святославом Теофиловичем Рихтером. Шел 1943 год, Москва, они возвращались из МХАТа с панихиды по Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко.

(4 слайд)В мае 1945 года состоялся их первый совместный концерт в Малом зале консерватории. Это выступление стало событием в музыкальной жизни Москвы. Светлое и легкое сопрано сливалось в единое целое с вторящей и «поющей» фортепианной партией.прозвучали прокофьевские 5 романсов на стихи Анны Ахматовой. Потом будут Римский-Корсаков, Глинка, Чайковский, Мусоргский, Шуберт, Шуман, Бах и много других вокальных произведений. Выступления следовали одно за другим, всегда при переполненных залах и неизменном восторге публики.

Их дуэт был удивителен не только на сцене, он покорял всех их знакомых и в будничной жизни тем, что они были, как это ни банально звучит, одним целым. Они прожили вместе около полувека, но так и остались на «Вы».

(5 слайд)Нина Львовна довольно рано перестала петь. Она полностью посвятила себя Ему и преподаванию в Консерватории. Неутомимая и титаническая работа Рихтера, творческое будущее любимых учениц, племянник, которого она воспитывала после смерти брата, – все это выпало на ее долю. Ей приходилось защищать Рихтера от навязчивой любви многочисленных поклонников. Она была ему искренним и верным другом и судьей. Мнение свое высказывала тактично и беспристрастно.

Без объявления выходит Приходько Е.Е. и играет

Вальс си минор Ф.Шопена

(на фоне музыки). Меньше чем через год после ухода Рихтера, не дожидаясь своего 90-летия, ее не станет.

Продолжается Шопен.

Наши рекомендации