Общенациональные формы декоративно-прикладного творчества
Декоративно-прикладное искусство в России имеет свою региональную и национально-этническую специфику. Следованно ей предполагает глубокое проникновение в природу, технологию, этнический мир существующей традиции. Ценность изделия - к его принадлежности к определенной локальной культуре и сохранении ее историко-стилевой окраски.
Каждый регион, каждая нация и народность, населяющие Россию, располагают уникальным по разнообразию набором изделий декоративно-прикладного творчества. При этом исходный материал в большинстве случаев традиционен и однотипен — дерево, металл, глина, ткани, фаянс, кость, некоторые виды кустарников, трав и т.п. Но производимые изделия из этих материалов в как дом народе и регионе неповторимы. Трудно спутать изделия т дерева, сотворенные мастерами из северо-западных областей России (Архангельская, Вологодская, Новгородская), юга России или Сибирского региона. У разных народов изделия отражают особенности условий жизни (климатические, психологические, национальные, социальные), имеют разную форму, а также эстетические каноны. Каждый регион создавал свою традицию в течение веков, постепенно отбирая и шлифуя лучшие образцы народной) искусства, передавая их новым поколениям.
В то же время в каждом регионе складывались направлении творчества, имеющие общенациональное значение. Определенные стилевые явления народного искусства, обозначаемые чаще всего названиями сел и деревень, в которых они бытуют: Богородское, Городец, Федоскино, Холуй, Палех, Хохлома, Скопин и другие, стали своеобразными художественными символами национальной культуры
Особой известностью сегодня пользуются платки и шали, выполненные Павлово-Посадскими мастерами Московской области. Павлово-Посадские тканые, вышитые и набивные платки всегда отличались четкостью композиции, образностью каждого узора. В первой половине XIX в. появились и получили широкое распространение шерстяные и полушерстяные платки и шали, поразившие современников пышностью новых растительных форм. В орнаментации Павлово-Посадских шалей в основном используются мотивы пышных букетов из садовых цветов, чаще всего роз. Розы - яркие, с тональными переходами от интенсивно розового к темно-красному цвету, не менее яркие зеленые листья и дополняющие букет мелкие цветы - голубые, сиреневые.
Наиболее известными ЦЕНТРАМИ КОСТОРЕЗНОГО ИСКУССТВА являются Холмогоры Архангельской области и Тобольск Красноярского края, возникшие в конце XVIII -начале XIX в. Более молодые промыслы появились после революции - Кисловодск™ и Хотьковский (Московская обл.). В Холмогорах изготавливались ларцы, коробочки, гребни, рамки для зеркал и другие изделия из мамонтовой и моржовой кости.
КАМНЕРЕЗНОЕ ИСКУССТВО сосредоточено в основном на Урале - в Пермской и Свердловской областях. Более 200 лет насчитывает история декоративной обработки камня для украшения фасадов и интерьеров дворцов, производство пепельниц, письменных приборов, ламп, скульптур и т.д.
Особую ветвь в народном искусстве занимает изготовление русской ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ. Некогда это были ритуальные фигурки с громким свистом и связанные с календарными и сельскохозяйственными обрядами. Служили они и талисманами-оберегами. Их традиционная тематика: женские фигуры, изображения коня, всадника, птицы, оленя, барана. Игрушки XIX в. подчас очень близки по своим формам и обобщенному силуэту к древним археологическим находкам. Но магическое содержание их утратилось, и они превратились в обычную детскую забаву. Существуют центры, где производство игрушек получило самостоятельное значение. Самыми знаменитыми являются дымковская, или вятская, Богородская, Сергиево-Посадская и полхов-майданская игрушки. Название "дымковская", согласно некоторым источникам, пошло от слободы Дымково в городе Вятка, где постоянно над домами поднималось много дымков, так как там жили игрушечники, которые обжигали свои изделия. Теперь их обжигают в специальных электрических муфельных печах. Роспись дымковских игрушек не менее значительна в художественном отношении, чем лепка. Дымковские фигурки мажорны и активны в своей красочности. Находясь в интерьере, как бы прибавляют ему света. Лица, руки, фартуки остаются белыми, так что по отношению к ним каждый другой цвет выглядит особенно ярко. Как правило, преобладает теплая гамма: красные, желтые, оранжевые цвета, которые усиливаются от соседства с синим, голубым. Одежда дымковских кукол напоминает моду второй половины XIX в. Наряду с традиционными барынями, няньками, водоносками, всадниками, миром птиц и зверей появились и постоянно возникают новые бытовые и сказочные сюжеты: "Ярмарка - свистунья", "Карусель", "Маша и медведь" и др. Не менее известными являются филимоновские (Тульская обл.) игрушки, имеющие свои колористические и художественные особенности. Изготовление глиняных игрушек получило также распространение в Вологодской и Пензенской областях, к городе Каргополе Архангельской области.
Первые сведения о Гжели содержатся в грамоте Ивана Калиты (1339 г.), в котором Гжель называется "государственной дворцовой волостью". В указах царя Алексея Михайловича упоминается о начале изготовления в Гжели посуды для аптекарского приказа.
На протяжении XV-XVIII вв. гжельские крестьяне снабжали керамическими изделиями - черепицей, кирпичом, трубами окрестные села и деревни. С середины XVIII в. в Гжели стали изготовлять чайные и столовые сервизы, блюда, миски, кувшины, игрушки из майолики. Сложившиеся традиции гончарного искусства, живой и сметливый ум гжельских мастеров позволяли быстро осваивать новые виды изделий и новую технологию их изготовления. Майолики Гжели пользовались большой популярностью среди самых широких слоев населения России, ее потребителями кроме дворян и помещиков были простые люди.
Формы большинства майоликовых сосудов сложились на основе традиционных: вместительные шаровидные или дисковидные квасники, кумганы, кувшины, для которых характерна •многократно варьируемая специфическая форма.
К концу XVIII в. мелкие крестьянские артели и мастерские не смогли выдержать конкуренцию с привозным дешевым английским фаянсом, заполнившим почти весь европейский рынок'в том числе и российский. С конца XVIII - начала ХIХ в. Гжель постепенно перешла на производство полуфаянса с характерной синей подглазурной росписью.
Отказавшись от сюжетных мотивов майолики, в ЗО-е годы ХIХ в. они перешли на орнаментную роспись. Постепенно сложился типично гжельский растительно-геометрический орнамент. Варьирование мотивов цветков, листьев, ромбиков, кружков, расположение их в несколько ярусов, применение разномасштабное- все это создавало впечатление неповторимости рисунков.
Более 200 лет насчитывает ЖИВОПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ. Первоначально она была слита с художественной росписью железных подносов. Производство это зародилось на Урале, в Нижнем Тагиле, чуть позже в знаменитой сегодня деревне Жостово Московской обл. Производство подносов развивалось в разной среде: на Урале - в среде заводских рабочих, в Жостове- в крестьянской среде. Отсюда у их существенные различие. Жостовское искусство близко федоскинской живописи, поскольку села соседствуют. В прошлом подносы выполнялись из папье-маше, в Нижнем Тагиле1 подносы делают только из металла и расписывают в манере станковой живописи.До революции подносы изготовлялись в основном для трактиров и имели чрезвычайно разнообразные формы: гитарные, восьмиусовые, крылатые и т.д.
Одним из наиболее любимых и чаще всего используемых материалов для изделий декоративно-прикладного творчества в России является ДЕРЕВО, которое всегда любили за доступность, красоту, легкость обработки, пластичность.Искусством обработки дерева издавна славились народные умельцы районов Севера, Верхнего и Среднего Поволжья. Занимались этим ремеслом главным образом мастера, жившие в лесных районах Архангельской. Вологодской. Вятской. Тверской. Нижегородской, Владимирской губерний.
Материалы для производства. Дерево широко используют в производстве скульптур, разнообразных изделий бытового назначения. игрушек, декоративных изделий — настенных тарелок, панно, а также различных сувениров — памятных плакеток, макетов, брелоков и пр. Для изготовления художественных изделий и сувениров применяют древесину различных пород деревьев, хорошо поддающуюся обработке (резьбе, строганию, точению, выпиливанию) и отделке (шлифованию, полировке, росписи). Принимаются во внимание также художественные особенности текстуры' древесины, природные изгибы ствола, строение сучков. Кроме древесины используют кап и капо-корень, древесный картон (папье-маше), бересту, лыко, щепу, солому, лозу, бамбук, камыш.
По художественному оформлению изделия из дерева бывают с резьбой (резьба — художественная обработка дерева вырезанием), росписью (сюжетные изображения, создаваемые средствами живописи), выжиганием, инкрустацией, интарсией, насечкой металлом и др.
Изделия из дерева, вырабатываемые различными промыслами, отличаются техникой обработки, отделки, орнаментом и другими признаками, присущими тому или иному промыслу. Поэтому их классифицируют по названию сложившихся промыслов: абрамцево-кудринские, богородские, загорские, хохломские, полхов-майданские, городецкие, унцукульские, башкирские, косовские и др.