На программу декоративно-прикладного творчества «ФАНТАЗИЯ».

Программа содержит большой материал по декоративно-прикладному творчеству. Составлена по правилам, с учётом всех требований к учебным программам. В ней четко прописаны цель, задачи и ожидаемые результаты от её внедрения. Отмечены межпредметные связи, связи с семьёй и школой. В программе содержится учебно-тематическое планирование, грамотно разбитое на три периода изучения дисциплины, «предлагается работа кружка в течении 3-х лет». Автор владеет знаниями возрастных особенностей детей данного возраста, в соответствии, с чем и сочетается программа. Важно, что составитель большое внимание в программе уделяется и воспитательной стороне занятий для этого предложено много занимательных тестов, игр и заданий. При использовании данной программы на практике, у обучающих будет развиваться: креативное мышление, воображение, фантазия, желание к любой проблеме подходить творчески, эстетический вкус, чувство гармонии, практические навыки владения различными инструментами. Все выше изложенное способствует общему развитию ребенка. Программа построена так, чтобы дать детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, жизненных примеров из окружающей деятельности, предлагается изучение материала на основе наблюдения и изучения окружающей реальности, что является важным условием успешного освоения детьми программного материала.

Специалист Районного центра досуга

Молодежи Свечникова Н.Н.

Пояснительная записка

Два мира есть у человека

Один-который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

По своему происхождению декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде. Ребенок становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы детей, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать детей техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. На занятиях ребята пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе.

Специфика образовательной программы определяется главными концептуальными идеями заложенным в концепцию художественного образования направленный на сохранение и развитие системы образования в сфере культуры и искусства, эстетического воспитания, профессионального и художественного образования, формирование творческой личности.

Данная программа составлена в соответствии с нормативно правовыми документами, регламентирующими деятельность дополнительного образования детей:

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Законом РФ «Об образовании», от 29 декабря 2012 г. №273

- Государственная программа РФ развития образования на 2013-2020г. От 15 мая 2013г. №792-р;

- Указ президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей 2012-2017гг» от 1 июня 2012 года №761;

- Межведомственная программа развития дополнительного образования;

- Методические рекомендации Министерства Образования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Министерство Образования России от 31.01.2001г..№90/30-1б);

- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности граждан РФ (стандарт второго поколения) Москва, «просвещение» 2009г.;

- Концепция дополнительного образования;

- Концепцией художественного - эстетического направления образования детей;

- Образовательная программа МБУ ДО ДТДВ;

- Устав МБУ ДО ДТДВ.

Программа предназначена для внедрения в практику работы с детьми школьного возраста и нацелена на формирование у воспитанников интереса к декоративно - прикладному творчеству, уважение к народным традициям.

Творчество - актуальная потребность детства. Творческая активность детей обусловлена их возрастными психологическими особенностями: чувственной восприимчивостью, целостностью мировосприятия, интересом к деятельному контакту с действительностью. В. И. Сухомлинский писал: «Ум ребенка – на кончиках его пальцев».

Детское творчество - сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, самого себя, выражение своего отношения к познаваемому. Детское творчество играет большую роль в личностном развитии детей, оно является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Именно поэтому необходимо создать оптимальные условия для организации детского творчества с самого раннего возраста.

Эстетическое воспитание - сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой и гармонически развитой личности. Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, теста, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления. Занятия направлены на развитие у детей творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Для формирования творчества в рисовании, лепке, аппликации и многого другого, большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительного искусства.

Доктор психологических наук О.М. Дьяченко считает, что «развитие творческих способностей зависит от овладения средствами воображения, которые приводят к возрастанию оригинальности, продуктивности и вариативности создаваемых образов».

Очень важно, чтобы в период становления личности, в период формирования творческих способностей ребенка рядом был чуткий и опытный педагог, способный развить в ребенке трансформирующую силу, обеспечивающую самодвижение ребенка в развитии его творческих способностей, становясь настоящей творческой личностью.

В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка». Данная программа соответствует, этим требованиям отвечает курсу декоративно-прикладного искусства.

Обучение декоративно – прикладному творчеству по данной программе позволяет решить ряд противоречий:

- между потребностью в реализации творческих способностей детей и невозможностью их реализации в школьных условиях;

- между многообразием форм декоративно - прикладного искусства и ограниченными рамками школьной программы;

- между индивидуальным развитием способностей и коллективными методами обучения в школе;

- между фантазией на развитие личности и традиционными формами подачи готовых знаний.

Народные художественные промыслы занимают видное место в отечественном декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры. Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы. Раннее приобщение детей к изобразительному и декоративно-прикладному искусству формирует их мировоззрение, нравственную позицию, развивает эстетическое воспитания деятельности. Народное декоративно-прикладное искусство богато и разнообразно.

О русском народном искусстве, включая и промыслы, существует довольно обширная литература, посвященная как общим вопросам, так и отдельным частным проблемам их развития.

Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В работе с первоклассниками особенно важно обеспечить удачное начало этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками.

Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями детей. Во-вторых, необходимо ввести в занятие особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков. Курс обучения в объединении «Фантазия» рассчитан, на детей от 7 до 11 лет предназначен для развития художественно – творческих способностей учащихся, для развития народных традиций в культуре, искусстве. Занятия способствуют развитию творческих способностей, развитию инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль, дают возможность проявить себя в роли автора. Программа объединения модифицирована, так как составлена на основе литературы по декоративно – прикладному искусству:

- ознакомительный этап 7-8 лет;

- развивающий 9-10лет;

- углубленное обучение 10-11 лет.

1.Пластилинография.

2.Тестопластика.

3.Работа с бумагой и картоном.

4.Работа с бросовыми и природными материалами (береста, соломка, крупы, скорлупа орех, яиц и т.д.)

5.Вязание крючком.

Цель программы – создать условия для развития творческих умений и индивидуальных способностей обучающих, на занятиях объединения декоративно- прикладного творчества, в условиях дополнительного образования.

Задачи:

Обучающие:

- научить детей разбираться текстуре материала и с его помощью создать задуманные композиции;

- сформировать первичные навыки культуры труда, бережного отношения к материалу, инструментам, оборудованию.

Развивающие:

- развивать смекалку, изобразительность, зрительную память, устойчивый интерес к поисковой, творческой деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, усидчивость, творческое отношение к работе;

- воспитывать обще-эстетическую культуру, прививать уважение к людям труда, заботливое и бережное отношение к общественному достижению и родной природе.

Программа рассчитана на 3 года.

Первая ступень обучения составляет 144 учебных часов, что составляет 4 часа в неделю, 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом на отдых. Первый год обучения нацелен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний о простейших приемов при изготовлении поделок, панно.

Вторая ступень обучения составляет 216 учебных часов, что составляет 6 часов в неделю, 2 раза в неделю по 3 часа с перерывом на отдых. Развивая свои способности, используя приобретенные умения и навыки, воспитанники, изготовляют более сложные по технике выполнения изделия, создавать неповторимые художественные образы.

Третья ступень обучения составляет 216 учебных часов, что так же составляет 6 часов в неделю, 2 раза в неделю по 3 часа с перерывом на отдых. Главные мотивационные линии данного возрастного периода связаны с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, начинают формироваться профессиональные знания и умения. Работы воспитанников приобретают индивидуальность, полет творческих фантазии.

Обучение проводится с группой детей в количестве 12-15 человек для первой ступени обучения; 8-10 человек 2 ступень обучения; 8-10 человек 3 ступень обучения.

Занятия проводятся в типовом учебном кабинете – мастерской. Занятия носят интегрированный характер, используются различные формы работы: коллективный; индивидуальный; дифференцированный.

Система обучения строится на основных принципах дидактики.

Принципы воспитывающего обучения;

Принципы научности;

Принципы наглядности;

Принципы сознательности и активности учащихся;

Принципы систематичности и последовательности;

Принципы доступности и посильности;

Принципы преемственности.

Каждый принцип тесно связан с другими, и эффективность его зависит от всей системы обучения.

Педагогические технологии.

Технология проблемного обучения;

Технология развивающего обучения;

Технология саморазвития;

Технология творческой деятельности;

Технология игрового обучения;

Технология проектирования;

Технология личностно-ориентированного обучения;

Технология здоровьесбережения.

Методы, применяемые в ходе реализации программы.

- Объяснительно-иллюстративный (предлагается образец, который дети рассматривают, анализируют и работают над его изготовлением).

- Исследовательско - поисковый (обучение поискам самостоятельного решения творческих замыслов, выбор соответствующих техник материала).

- Игровой метод (набор игровых методик, развивающих социальную, коммуникативную, творческую деятельность детей).

Формы обучения.

Одним из методов, способствующих достижений поставленных в ходе занятий декоративно-прикладным творчеством задач, является индивидуально-комплексный подход к учащимся, который заключается:

-в создании разновозрастных групп (возраст 7-11 лет), когда дети младшего и среднего возраста, занимаясь одновременно, осваивают программу, выполняя задания разной степени сложности изделий (в зависимости от возраста и способностей);

-в возможности освоения каждым участником детского коллектива нескольких видов декоративно-прикладного творчества, что значительно расширяет у детей диапазон их теоретических познаний и практических навыков.

Работа с разновозрастными группами дает возможность подключать более опытных и умелых учащихся к процессу обучения младших или не обладающих выраженными способностями детей. Это формирует у девочек такие черты характера как взаимопонимания, взаимовыручка, умение сочетать индивидуальное творчество с коллективным сотрудничеством. Кроме, того этот метод облегчает дифференцированный подход к обучению ребенка, не ущемляя при этом достоинство, менее способных учащихся и в то же время, позволяя более полно раскрыть творческий потенциал талантливых детей.

Наши рекомендации