Декоративно-прикладное искусство в структуре народно художественной культуры
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В СТРУКТУРЕ НАРОДНО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: плательные и декоративные ткани, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.
В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.
ВИДЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
· Батик
o Холодный батик
o Горячий батик
· Гобелен
· Нитяная графика
· Кружевоплетение
· Художественная резьба
o Резьба по камню
o Резьба по дереву
o Резьба по кости
· Керамика
· Вышивка
o Древнерусское лицевое шитье
· Вязание
o Вязание крючком
o Вязание спицами
· Ковроделие
o Ворсовый ковёр
o Безворсовый ковёр
· Ювелирное искусство
· Лаковая миниатюра
o Палехская миниатюра
o Федоскинская миниатюра
o Холуйская миниатюра
o Мстерская миниатюра
· Художественная роспись по дереву
o Городецкая роспись
o Хохлома
o Мезенская роспись
· Художественная роспись по металлу
o Жостовская роспись
o Нижнетагильская
· Художественная роспись по керамике
o Гжель
o Дымковская игрушка
o Филимоновская игрушка
· Художественное вырезание из бумаги
· Художественная обработка кожи
· Художественная обработка металла
o Художественная ковка
o Художественное литье из благородных металлов, бронзы и латуни
o Художественное литье из чугуна
· Пирография (выжигание по дереву, коже, ткани и т. д.)
o Вытравка, теснение
· Плетение
- Макраме
- Лоза, рогоз
· Работа со стеклом
o Витраж
o Витражная роспись
o Мозаика
· Набойка
· Бисероплетение
· Ткачество
· Шитье
- Лоскутное
- Апликация
- Стёганые изделия, квилтинг
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ИЗДЕЛИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА, А ТАКЖЕ СПОСОБ ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ОЦЕНКА.
Плетение
Существует два вида плетения: косое и прямое. Названия объясняются тем, какой угол (в градусах) образуют пересекающиеся ленты по отношению к горизонту. Основным видом плетения является косое плетение, ввиду его лучшей технологичности и прочности.
Прямое плетение подходит для создания плоскостных изделий – салфеток, обложек для книг, также могут изготавливаться объемные изделия солонки, короба.
Корзина изготовленная прямым плетением
Косое плетение применяется в основном для изготовления объемных изделий – корзинок, вазочек, шкатулок, и плоских типа ремешков.
Берестяные короба, изготовленные способом косого плетения (работа С.В. Иванова)
При прямом плетении используют любое количество лент, при косом четное количество.
Работа с пластевой берестой
Для работы с пластом необходимо выбрать берёсту с наименьшим количеством неоднородностей. Необходимый инструмент: нож, шило. Пластевая береста используется для изготовления большого ассортимента изделий. Это сшивные туеса, шкатулки, сувениры, куклы, посуда и многое другое.
Шкатулка украшенная прорезной берестой Куклы из бересты
ЛУБОК
Лубо́к (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.
Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.
«Мыши кота погребают», 1760
Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки, выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография.
Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как средство агитации (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времён Великой французской революции).
Русский лубок XVIII века отличается выдержанной композиционностью.
В конце XIX века лубок возродился в виде комиксов[3].
В России XVI века — начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы» или «немецкие потешные листы». В России рисунки печатались на досках особого пиления. Доски назывались луб (откуда палуба). Чертежи, рисунки, планы писали на лубу ещё с XV века. В XVII веке большое распространение получили раскрашиваемые лубяные коробы. Позднее бумажные картинки получили название лубок, лубочная картинка.
В конце XVII века в Верхней (Придворной) типографии был установлен фряжский стан для печати фряжских листов. В 1680 году мастер Афанасий Зверев резал для царя на медных досках «всякие фряжские рези».
Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания, статьи из переводных газет (например, «Куранты») и т. д. Сюжеты и рисунки заимствовались из иностранных Альманахов и Календарей. В начале XIX века сюжеты заимствуются из романов и повестей Иоганна Вольфганга фон Гёте, Анны Радклиф, Софи Коттен, Франсуа Рене де Шатобриана и других писателей. В конце XIX века преобладали картинки на темы из священного писания, портреты императорской семьи, затем шли жанровые картинки, всего чаще нравственно-поучительного характера (о гибельных последствиях обжорства, пьянства, жадности), лицевые издания «Еруслана Лазаревича» и других сказок, изображения в лицах народных песен («Ехали бояре из Нова-города», «Била жинка муженька»), женские головки со вздорными надписями, изображения городов (Иерусалим — пуп земли).
Типы лубков:
Духовно-религиозные, Философские.Юридические — изображения судебных процессов и судебных действий. Исторические — «Умильные повести» из летописей. Изображение исторических событий, битв, городов. Топографические карты.Сказочные — сказки волшебные, богатырские. Праздники — изображения святых.Конница — лубки с изображением всадников.Балагурник — потешные лубки, сатиры, карикатуры, побаски.
Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели. В XIX веке в подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети. Позднее появился более совершенный способ изделия лубочных картин, появились художники-граверы. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске. Способ расцветки картин оставался тот же. Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков — за такую работу платили один рубль. Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин.
Рисованный лубок — одна из разновидностей народного изобразительного искусства. Его возникновение и широкое бытование приходится на сравнительно поздний период истории народного творчества — середину XVIII и XIX век, когда многие другие виды изобразительного народного искусства — роспись по дереву, книжная миниатюра, печатный графический лубок — уже прошли определенный путь развития.
В историко-культурологическом аспекте рисованный лубок представляет собой одну из ипостасей народного изобразительного примитива, стоящую в близком ряду с такими видами творчества, как живописный и гравированный лубок, с одной стороны, и с росписью на прялках, сундуках и искусством украшения рукописных книг — с другой. В нем аккумулировались идеальные начала фольклорного эстетического сознания, высокая культура древнерусской миниатюры, лубочная изобразительность, базирующаяся на принципах наивно-примитивного творчества.
Техника исполнения рисованного лубка своеобразна. Настенные листы исполнялись жидкой темперой, нанесенной по легкому карандашному рисунку, следы которого заметны только там, где он впоследствии не был стерт. Мастера пользовались красками, разведенными на яичной эмульсии или камеди (клейкие вещества различных растений). Как известно, живописные возможности темперы весьма широки и при сильном разведении она позволяет работать в технике прозрачной живописи с просвечивающими слоями, подобно акварели.
В отличие от массового печатного лубка рисованный лубок исполнялся мастерами с начала и до конца от руки. Нанесение рисунка, его раскраска, написание заглавий и пояснительных текстов — все производилось ручным способом, придавая каждому произведению импровизационную неповторимость. Рисованные картинки поражают яркостью, красотой рисунка, гармонией цветовых сочетаний, высокой орнаментальной культурой.
Местами производства и бытования лубочных картинок нередко были старообрядческие монастыри, северные и подмосковные деревни, сберегавшие древнюю русскую рукописную и иконописную традиции.
Производство рисованных настенных листов было сосредоточено по большей части на севере России — в Олонецкой, Вологодской губерниях, в отдельных районах по Северной Двине, Печоре. Одновременно рисованный лубок существовал в Подмосковье, в частности в Гуслицах, и в самой Москве. Имелось несколько центров, где в XVIII и особенно в XIX веке процветало искусство рисованного лубка. Это Выго-Лексинский монастырь и прилегавшие к нему скиты (Карелия), район Верхней Тоймы на Северной Двине, Кадниковский и Тотемский районы Вологодской области, Великопоженскоеобщежительство на реке Пижме (Усть-Цильма), Гуслицы в Орехово-зуевском районе Подмосковья. Возможно, были и другие места производства рисованных картинок, но в настоящее время они неизвестны.
Начало искусству рисованного лубка положили старообрядцы. У идеологов старообрядчества в конце XVII — начале XVIII века существовала настоятельная потребность в разработке и популяризации определенных идей и сюжетов, обосновывавших приверженность «старой вере», удовлетворить которую можно было не только перемиской старообрядческих сочинений, но и наглядными способами передачи информации. Именно в старообрядческом Выго-Лексинскомобщежительстве были сделаны первые шаги по изготовлению и распространению настенных картинок религиозно-нравственного содержания.
Денисов, И. Филиппов, Д. Викулов. Середина XIX в. Неизвестный художник Чернила, темпера. 35x74,5
Другой старообрядческой общиной, игравшей сходную культурно-просветительскую роль на Севере, был Великопоженский скит, возникший около 1715 года на Печоре, в районе Усть-Цильмы, и просуществовавший до 1854 года. Внутреннее устройство Великопоженскогообщежительства основывалось на поморско-выговском уставе. Оно вело довольно значительную хозяйственную деятельность, основой которой были хлебопашество и рыбный промысел. Монастырь являлся средоточием древнерусской книжности и грамотности: крестьянских детей обучали чтению, письму, переписке книг. Здесь занимались и рисованием настенных листов, что было, как правило, уделом женской части населения.
Палитра художников рисованных листов значительно разнообразнее, цвет в картинках, как правило, делается более открытым, сочетания — более контрастными. Мастера прекрасно учитывали декоративное назначение картинок, их связь с плоскостью стены. В отличие от рассчитанной на индивидуальное общение с книгой на близком расстоянии, привычной для рукописей дробности и фрагментарности иллюстраций, лубочные художники оперировали уравновешенными и законченными построениями больших листов, воспринимаемыми как единое целое.
Но в манере письма, в отдельных приемах создатели рисованных картинок зависели и от высокого искусства иконописания, процветавшего на Выгу. Мастера лубочных картинок заимствовали у иконописцев праздничное звучание колорита, склонность к чистым прозрачным краскам, любовь к тонкой миниатюрной живописи, а также отдельные характерные приемы рисунка почвы, растительности, архитектурных деталей.
Немало мест, державшихся «старой веры», существовало в Прибалтике, Поволжье, Сибири, в средней России. Одним из центров сосредоточения старообрядческого населения, давших русской культуре интересные художественные произведения, были Гуслицы. Гуслицы — старинное название подмосковной местности, получившей наименование по реке Гус-лице, притоке Нерской, впадающей в Москву-реку. Здесь в конце XVII — начале XVIII века селились беглые старообрядцы поповского согласия (т. е. признававшие священство). В гуслицких деревнях в XVIII—XIX веках были развиты иконописный, меднолитейный, деревообрабатывающий промыслы. Широкое распространение получило искусство переписки и украшения книг, здесь даже выработался свой особый стиль орнаментации рукописей, значительно отличающийся (как и содержание книг) от северного поморского. В Гуслицах сложился своеобразный очаг народного изобразительного творчества, большое место в нем заняло производство рисованных настенных картинок.
Тематика рисованных картинок весьма разнообразна. Есть листы, посвященные историческому прошлому России, например, Куликовской битве, портреты деятелей раскола и изображения старообрядческих монастырей, иллюстрации к апокрифам на библейские и евангельские сюжеты, иллюстрации к рассказам и притчам из литературных сборников, картинки, предназначенные для чтения и песнопений, настенные календари-святцы.
Сотворение человека, жизнь Адама и Евы в раю, изгнание их из рая. Первая половина 19 века. Неизвестный художник Чернила, темпера. 49x71,5
Притча о блудном сыне. Начало 19 в.Неизвестный художник.Чернила, темпера. 76,3x54,6. Бумага голубовато-серого оттенка начала XIX в.
Среди известных РАСПИСНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДЕРЕВА - хохломская и городецкая роспись - гордость Нижегородского края. Названы промыслы по месту их зарождения -небольшого городка Городец и села Хохлома Коверинского р-на. В Полхов-Майдане точат всевозможные занятные деревянные яйца, грибы для штопки, коробочки в форме круглого разъемного яблока, цилиндрические шкатулки, матрешки.Выточенные "в белье" изделия расписывают ярко, броско анилиновыми красками и покрывают лаком. На крышках полхов-майданских цилиндрических коробочек можно часто видеть сказочный народный пейзаж: домик, около которого растет яблоня с огромными в сравнении с размерами самого домика краснобокими яблоками, через изумрудный лужок, извиваясь, течет синяя речка, окаймленная золотыми и розовыми берегами, над недалеким горизонтом растекается розовая заря.
В Полхов-Майдане сохранилась и продолжает развиваться старинная русская щепная игрушка в виде конька, запряженного в возок. Конь и возок ярко расписаны красками, цветами-розетками, кружками, ветками с листьями и яблоками по синему, красному и белому фону. Конь - синий, возок - красный или конь - красный, а возок - синий или белый.
УФТЮЖСКАЯ РОСПИСЬ
Эта роспись была создана специально под бересту и прославила уфтюжские туеса не только в Архангельской губернии. Происходит уфтюжская роспись примерно из тех же местностей, что и весьма схожая с нею ракульская — из местностей по Северной Двине, лежащих чуть ниже устья Вычегды.
Происхождение уфтюжской росписи, как и другой схожей с ней ракульской, бытовавшей также на правом берегу Двины чуть выше по течению, принято связывать со старообрядческими промыслами — книжной миниатюрой и иконописью.
Роспись была создана специально под материал, гармонично сочетаясь с формой берестяного изделия. Ритмичный и плавный орнамент, гармоничное сочетание красок, виртуозность свободного кистевого письма — отличительные особенности уфтюжской росписи.
Большая часть поверхности остаётся не покрытой орнаментом и сохраняет красоту материала. Фон часто подкрашивается тонким слоем краски, при этом сохраняется заметна красивая фактура бересты.
Наиболее распространённый цвет светлый, солнечный, оранжевый, розовый, красноватый, но строгих канонов нет и встречаются коричневый, зелёный и другие цвета.
Композиция всегда одна и та же — гибкая веточка, несущая лёгкий цветок. Всё взято из окружающего мира — лунники, тюльпаны-лилии, репей, ромашки, раскинувшиеся, опушённые ресничками листья, несколько ягодок.
Встречаются и птички, здесь их называют «кутеньки». Они в различных позах: важно расхаживающие, охорашивающие пёрышки, готовые взлететь. Встречаются и сказочные птицы-сирины.
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ
Во второй половине XIX в. появляются столярные изделия. Формирование хохломского орнамента также относится к XIX в. И свои изделия мастера переносили мотивы окружающей природы: траву, цветы, кусты и деревья с пышной кудрявой листвой. Одним из основных элементов травного узора становится смелый кистевой мазок. Растительный орнамент росписи «под фон» и рисунки «Кудрина» в XIX в. исполнялись гораздо реже, чем травное письмо («травка»), в связи с их большей трудоемкостью.
Рисунки «Кудрина» получают более широкое распространение с середины, а роспись «под фон» во второй половине XIX в. Тогда же значительно расширяется ассортимент хохломских изделий. Мастера расписывают огромные артельные, или бурлацкие, платковые блюла, чашки и тарелки, поставцы, солонки, кандейки. совки для муки, дуги, прялки, лукошки для ягод и грибов. В это время промысел приобретает характер крупного мануфактурного производства. Происходит разделение труда: в одних деревнях заготовляли древесину, в других вырабатывали посуду, в третьих — вырезали ложки, в четвертых — расписывали изделия.
В конце XIX — начале XX в. промысел угасает. Деревянную посуду с ручной росписью вытесняет фабричная посуда. Большой ущерб промыслу нанесли русско-японская и первая мировая войны.
Возрождение промысла началось после Великой Октябрьской социалистической революции. Хохломские мастера активно участвовали в создании кооперативных артелей. Уже в марте 1919 г. были организованы Новопокровская, Хрящевская, Семинская, Мокушинская и Бортновская артели. В начале 20-х годов действовало и много небольших семейных мастерских.
К середине 50-х годов в хохломских изделиях появляются новые мотивы растительного орнамента: спелые колосья, ветки, отягощенные плодами, грозди винограда, пышные цветочные гирлянды. Кроме того, художники вводят в орнаме1гг изображения памятников архитектуры, гербов, эмблем, портретов. В 50—60-е годы расширяется также ассортимент хохломских изделий, появляются новые вещи утилитарного назначения: комплекты посудных изделий для салата, компота, ягод, орехов, блинов; изделия для украшения интерьеров; различные предметы сувенирного характера. В это время в хохломском промысле начинают отчетливо проявляться два самостоятельных направления: одно — в Ковернинском районе, другое — в г. Семенове.
В настоящее время хохломской промысел сосредоточен в трех художественных центрах. Старейший из них - фабрика художественных изделий «Хохломской художник» — находится в селе Семине Ковернинского района Горьковской области с филиалами в селах Новопокровском и Кулигине. Второй крупный центр расположен в г. Семенове Горьковской области — производственное художественное объединение «Хохломская роспись». Третий центр — Семеновское производственное объединение сувениров.
Особенность этих изделий — живописность ярких сочных полевых трав, ягод, цветов, непосредственность и простота рисунка. Характерные для ковернинских мастеров росписи «травка», орнаменты с ягодами земляники, рябины, крыжовника стали уже традиционными. Но есть среди мастеров семинской фабрики и любители росписи «под фон» и «Кудрина».
Возникновение промысла в г. Семенове Горьковской области связано с открытием здесь в 1918 г. школы художественной обработки дерева. Через семь лет из выпускников школы была создана артель «Кустарь-художник». Очень много изделий артели шло на экспорт, в связи с чем в 1931 г. она была преобразована в артель «Экспорт», затем в «Хохломскую роспись», а в 1960 г. реорганизована в фабрику с тем же названием. С 1970 г. предприятие называется производственным художественным объединением «Хохломская роспись».
Особенность техники золотой окраски хохломских художников — получение золотистого цвета без применения золота. Процесс производства включает следующие этапы: получение заготовки. грунтовку, роспись, закалку.
Из хорошо просушенной древесины липы, осины, березы или ольхи вытачивают на токарном станке или выдалбливают изделие, которое называется заготовкой, или «бельем», «Белье» еще раз тщательно просушивают и грунтуют.
При грунтовке в изделие втирается глина, оно покрывается несколько раз олифой с просушкой при температуре 60—70 °С. Затем его подвергают лужению: на липкую поверхность наносят тампоном тонко перетертый порошок олова или алюминия. Цель этой операции — получить серебристую окраску. После этого изделие вновь сушат, и оно готово к росписи.
Расписывают изделия беличьими или колонковыми кисточками масляными красками: красной (киноварью), черной (газовой сажей), желтой, коричневой и зеленой. Хохломская роспись делится на два основных вида: «верховое» письмо и фоновое. Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона. Фон, просвечивающий сквозь легкий ажурный рисунок, делает изделие похожим на золотое. К <*верховому» письму относятся травная роспись («травка») и роспись «под листок». Оба эти типа основываются главным образом на применении растительных мотивов. Иногда этим приемом выполняют геометрические орнаменты.
Фоновое письмо, или роспись «под фон», заключается в том, что фон вокруг растительных мотивов орнамента окрашивают в какой-либо один цвет, на котором они эффектно выделяются в виде золотистых силуэтов. Причем, золотой силуэтный орнамент выполняют на черном или цветном фоне. Процесс фоновой росписи состоит из наводки, отписки, прорисовки, разживки, приписки. Вначале мастер наводит кистью контуры мотивов, затем окрашивает фон вокруг намеченных контуров черной, красной, коричневой или зеленой краской. На поверхности изделия образуются золотистые силуэты орнаментальных мотивов, которые особенно контрастно выделяются на черном фоне. Прорисовка деталей заключается в том, что на листьях рисуют прожилки, на цветах — тычинки, штрихами подчеркивают объемность растительных узоров. Приписку осуществляют так же, как и «верховую» роспись (добавляют легкий узор из травок и листьев), но поверх раскрашенного и уже подсохшего фона.
К типу росписи «под фон» относятся рисунки «Кудрина». Свое название они получили благодаря золотистым кудреватым завиткам, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Причем, краски, наносимые при росписи «Кудрина», — закрывают золотистую поверхность незначительно. Выполнять орнамент начинают плавными и ритмичными движениями кисти, затем окрашивают фон одной или двумя красками. Прорисовку в узоре исполняют скупыми штрихами, а внутри золотистых лепестков вводят цветовые пятна, созвучные с фоном. В цветовой гамме хохломского орнамента преобладают красный, черный и золотой цвета.
Хохломские художественные изделия классифицируют по способу производства, виду обработки, назначению. По способу производства различают изделия токарные, столярные, прессованные (из бумажно-древесных масс). По виду обработки их подразделяют на изделия с внутренней выемкой крытые (бочата, поставки, солонки, сахарницы, конфетницы, пудреницы, коробки-кандейки и др.) и с внутренней выемкой некрытые (бокалы, стаканы, вазы). По назначению хохломские изделия делят на следующие группы: мебель; предметы украшения интерьера; бытовые предметы хозяйственного назначения; женские украшения; сувениры; прочие изделия.
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
Городецкая роспись возникла на базе старинного промысла, объединявшего жителей нижегородских деревень, расположенных на реке Узоле. Изготовляемые изделия мастера украшали скобчатой резьбой и инкрустацией. Роспись появилась здесь в 60-х годах XIX в. и положила начало новому Городецкому стилю — росписи яркими красками. Наивысшего расцвета промысел достигает в 80-х годах XIX в. Узольские народные мастера вырабатывали подставки для прядильного гребня и игрушки с росписью красным, желтым, зеленым и черным цветами и сюжетами из крестьянского, купеческого и городского быта, изображением сказочных птиц и коней. Нарядные изделия мастеров села Курцево, деревни Косково и другие распространились по всей стране. Искусство городецкой росписи пользовалось большим успехом в XIX - начале XX в.
В годы Советской власти Городецкие мастера объединились в артель «Стахановец» в Курцеве (1936), где изготовляли детскую мебель и декоративные панно. Во время Великой Отечественной войны народный промысел был остановлен. Возродился он в Кур- цевской артели «Городецкая роспись» в 1954 г. В настоящее время выпуском художественных изделий с городецкой росписью в Городецком районе Горьковской области занимается фабрика художественных изделий «Городецкая роспись».
Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород. Техника изготовления изделий — токарная и столярная обработки. Роспись выполняют масляными красками по текстуре древесины и по цветному фону изделий, наносимому нитрокрасками. При окончательной отделке изделия покрывают плотной и прочной пленкой лака.
Характерная особенность Городецкого промысла — исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом, синем, красном; яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен. Типичными сюжетами для городецких изделий, как и в старину, остаются изображения коней, птиц, цветов купавки, сцен из народной жизни.
Городецкие мастера изготовляют утилитарные изделия (детскую мебель, игрушки, предметы бытового назначения) и предметы декоративного характера. Ассортимент мебели представлен уютными и нарядными детскими столиками, стульчиками, скамеечками, диванчиками, шкафчиками. Из бытовых вещей на фабрике вырабатывают вешалки для одежды, полотенец, кухонные разделочные доски, тарелки, чаши, поставцы. Это новое в ассортименте городецких изделий. Из игрушек большое место занимают качалки: «Конь-качалка». «Кресло-качалка», сундучки, скамеечки.
ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ
Полхов-майданский промысел значительно моложе описанных промыслов. Возник он в начале XX в. на базе токарного производства. развитого еще с начала XIX в. На роспись оказали влияние сергиевские мастера, и в 1914—1916 гг. кустари Полхов- Майдана украшали токарные изделия выжиганием или раскраской. Особенность полхов-майданской росписи складывается в 20-х годах. Основные сюжеты орнамента — изображение птиц, животных. сельского пейзажа, архитектурных памятников. До 30-х годов мастера расписывали свои изделия только масляными красками, а с 30-х годов начали изготовлять деревянную токарно-полиро- памную и токарную игрушку, а также сувениры с кистевой росписью анилиновыми красителями.
В 30—40-е годы промысел был объединен в артель «Красная заря», которая вырабатывала столярные и токарные изделия. В I960 г. артель реорганизуется в фабрику «Красная заря», продолжающую традиции полхов-майданской росписи. В наши дни — это Вознесенское производственно-художественное объединение «Полхов-майданская роспись» в селе Полхов-Майдан.
Особенность полхов-майданских изделий, вырабатываемых в настоящее время, заключается в том, что они расписываются только анилиновыми красками в отличие от изделий Московской и Кировской областей, где используются масляные краски. Черный контур растительного орнамента полхов-майданских изделий наносят тушью пером на предварительно загрунтованную крахмалом поверхность. Затем изделия ярко расцвечивают. В последнее время мастера фабрики широко используют свободную кистевую роспись без предварительного нанесения рисунка, где яркие пятна растительного орнамента органически сочетаются с изображениями птиц, солнца, дерева, реки, домика, парохода.
Ассортимент изделий мастеров Полхов-Майдана включает изделия сувенирного и декоративного характера: матрешки, птички-свистульки, декоративные тарелки, коробочки и др.
СЕВЕРОДВИНСКАЯ РОСПИСЬ
Общее обозначение крестьянских промыслов по росписи изделий из дерева, существовавших в конце XVIII- начале XIX в. в селах по течению реки Северной Двины, впадающей в Белое море. В Архангельской и Вологодской губерниях на северо-западе России издавна производили из дерева посуду, детские игрушки, прялки, орудия труда, мебель, украшенные резьбой и росписью.
Северодвинская роспись подразделяется на несколько направления:
· Пермогорская роспись
· Ракульская роспись
· Борецкая роспись
· Таемская роспись
· Пучужская роспись
· Уфтюжская роспись
Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скопкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи и многое другое. Прялки особенно славились богатством и разнообразием росписи. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения народного искусства.
Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Многие приемы и мотивы книжной миниатюры народные мастера перенесли в роспись.
Сначала на грунт наносили черный контур, который затем заполняли цветом. Первоначально краски разводили на яичном желтке, а позднее заменили другими красителями. Однако идеи, звучание, сама музыка народной росписи совсем иные, чем в книжной миниатюре.
Ведущая тема северодвинской росписи - это опоэтизированная жизнь народа и родной природы. Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы. В основе растительного узора пермогорской росписи - гибкий побег, на котором нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы. В центре росписи порой изображали птицу Сирин или большую рыбу. Наиболее популярные сюжеты: катание на тройках, свадьба, посиделки.
Цветовая гамма пермогорской росписи в основном состоит из узоров красного цвета на белом фоне. Желтый и зеленый цвета появляются как дополнительные, сопутствующие. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, мастеровито наносимый гусиным пером.
Пермогорские прялки расписывали по определенным схемам. Чаще всего в центре лопасти среди гибких побегов традиционного орнамента в медальоне изображали птицу Сирин, а внизу лопасти - сцену катания. В другой популярной схеме ярусами располагались жанровые композиции свадебной тематики. В центре помещали сцену посиделок, а внизу - свадебный выезд. Парадность выезда мастер подчеркивал тем, что расцвечивал землю под ногами коней сказочными листьями, завитками и цветами.
Борецкая роспись очень нарядная, так как помимо традиционных для северодвинских росписей красного, зеленого и желтого цветов, добавлено еще золото. Фон обычно белый. Композиция росписи борецкой прялки, как правило, состоит из трех частей: в верхней части изображают окошки, в средней - древо жизни, в нижней - выезд молодых или возничий в санях. Эти сюжеты словно взяты из русских песен - в саночках изображался то ухарь-купец, то красная девица, то жених с невестой... Элементы борецкой росписи: веточка с ягодами, трилистник, древо, тюльпаны, розетки, птицы, кони, геометрические орнаменты.
Орнамент ракульской росписи очень крупный, представлен, в основном, декоративными листьями, кустиками и птицами. В большинстве произведений главную роль играют золотисто-охристый и красный цвета, а сопутствуют им глубокий зеленый, белый и коричнево-красный, черным цветом рисуют не только контур, но и многие детали - усики, завитки, прожилки. Фон может быть золотисто-желтым. Краски создают узоры, напоминающие эмалевые вставки. Схема ракульской росписи на прялке состоит их трех частей.
Домовая роспись, Верхнетоемский район Верхнюю, самую большую часть чаще всего занимает ветка с крупными листьями, среднюю - декоративная птица, а ниже, обычно уже на ножке, тоже рисуют ветку. Листочки одного кустика окрашивают иногда в два, а то и в три цвета, что создает красочное богатство и разнообразие.
Прялки Борка, Тоймы и Пучуги поражают своим богатством и пышностью. Господствует древнерусское узорочье, применяется замысловатый орнамент из красных стилизованных трав, много узорных бордюров, рамок, уголков, скобок с "волнами", зубчиками и т.п.
В селах и деревнях этой округи можно видеть домовую роспись; особенно красива она в селе Верхняя Тойма (кони, львы, цветы).
РЕЗЬБА ПО КАМНЮ
Возникновение промыс<