Европейское средневековое искусство. Общие труды
Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века. Л.-М., 1964.
Нессельштраус Ц.Г. Новая история искусства. Искусство раннего средневековья. СПб., 2000.
Романское искусство. Архитектура, скульптура, живопись / Под. ред. Р. Томана. Кёльн, 2001.
Тяжелов В.Н. История средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1981.
Страшный Суд и Апокалипсис в средневековой художественной традиции
Алехина Л.И. О некоторых символических образах лицевого апокалипсиса конца XVII из собрания ЦМИАР // Макариевские чтения. Апокалипсис в русской культуре. Материалы III Российской научной конференции, посвященной памяти Святителя Макария (6-8 июня 1995 года). Вып. III. Ч. II. Можайск, 1995. С. 62-70.
Алпатов М.В. Памятник древнерусской живописи к. XV в. икона «Апокалипсис»Успенского собора Московского Кремля. М., 1964.
Буслаев Ф.И. Русский лицевой Апокалипсис. Свод изображений из лицевых Апокалипсисов по русским рукописям с XVI по XIX вв. СПб., 1884.
Буслаев Ф.И. Изображение Страшного суда по русским подлинникам // Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и искусство СПб., 1861.
Кильдышев А.В. Фрески церкви Воскресения в Дебре: «История мироздания» и «Апокалипсис» в росписях галерей церкви Воскресения на Дебре в Костороме (1650-1665 гг.). Кострома, 1996.
Откровение Иоанна Богослова в мировой книжной традиции. Каталог выставки. М., 1995.
Покровский Н.В. Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства. СПб., 1892.
Williams J. Early Spanish Manuscript Illumination. N.Y., 1977. (В основном, на материале иллюстрированных Апокалипсисов).
Иконография Небесного Иерусалима
Игумен Александр (Федоров). Образно-символическая система композиции древнерусского города СПб., 1999. (Раскрывается в связи с темой Небесного Иерусалима).
Лидов А.М. Образ Небесного Иерусалима в восточнохристианской иконографии // Иерусалим в русской культуре. М., 1994. С. 15–25.
Тодич Б. Н. Тема Сионской Церкви в храмовой декорации XIII-XIV вв. // Иерусалим в русской культуре. М., 1994. С. 34-42.
V. Скульптура порталов Шартрского собора: взаимодействие романских и готических тенденций в скульптуре
Введение (4-5 стр.).
Раскрытие темы: на примере Шартрского собора можно проследить формирование ранних готических тенденций в скульптуре, так как его пластика совмещает романские и готические традиции. Цели и задачи работы.
Библиографический обзор (с выявлением методов и научных подходов авторов)
- общей литературы, где есть главы о скульптуре порталов романских и готических храмов;
- специальной литературы, посвященной только готической (романской) портальной скульптуре.
Концепция работы.
Глава 1. Традиции романской и готической портальной скульптуры (6-8 стр.).
- особенности скульптурного убранства романского храма Франции (главные сюжеты и их стилистика) (Нессельштраус 1964, Романское искусство 2001). Привести конкретные примеры.
- канон украшения скульптурой готических порталов (канонические сюжеты и персонажи, их пластическая трактовка /найти эту информацию в кн. Лясковская 1973, Нессельштраус 1964/).
Глава 2. Скульптура порталов собора в Шартре как пример синтеза романских и готических тенденций в средневековой пластике (8-10 стр.).
- Описание королевского портала в Шартре, история его создания (Ювалова 1977, Лясковская 1973). Показать в чем состоят романские черты его стилистики и сюжетного наполнения, каковы ближайшие художественные аналоги. Ранние готические тенденции, вопрос происхождения «статуи-колонны» в храмовой скульптуре Франции.
- Одноименные скульптурные группы «Встреча Марии и Елизаветы» (или / и «Благовещение») в портальной пластике Шартра и Реймса. Сравнительная характеристика общего пластического замысла этих групп, выявление романских и готических тенденций.
Заключение (4-5 стр.).
Особенности Королевского портала в Шартре в контексте скульптурных традиций западных фасадов зрелой готики. (Чем различаются похожие скульптурные ансамбли, в чем специфика именно Шартра на этом фоне).
Общая литература по искусству готики и романики (изучить разделы о скульптуре храмовых фасадов)
Дворжак М. Очерки по искусству средневековья. Л., 1934.
Лясковская О.А.Французская готика XII-XIV веков. М., 1973.
Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века. Л.; М., 1964.
Романское искусство. Архитектура, скульптура, живопись / Под. ред. Р. Томана. Кельн, 2001.
Ротенберг Е.И. Искусство готической эпохи. Система художественных видов. М., 2001.
Сопоцинский О.И. Искусство западноевропейского средневековья. Л., 1963.
Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1981.
Готическая скульптура
Ювалова Е. П. Королевский портал Шартрского собора // Античность. Средние века. Новое время. М., 1977.
Ювалова Е.П. Синтез архитектуры и скульптуры в западном хоре собора в Наумбурге // Искусство Запада. М., 1971 (прочитать и законспектировать для общего ознакомления, упомянуть в библиографическом обзоре, так как в статье рассматривается внутренний скульптурный «портал» – «портал» в интерьере).
(См. также специальную библиографию в кн. Лясковской, Ротенберга, Тяжелова).