Глава 1. Иконография Богоматери в византийском искусстве (5-6 стр).
-Общие сведения об иконографии Богоматери (Оранта, Одигитрия, Елеуса)
-Особенности синайской иконографии Богоматери (в связи с образом Неопалиой купины)
Глава 2. Синайские иконы Богоматери, особенности их стиля и иконографии (6-7 стр.).
Описание и сравнение синайских икон Богоматери (Киккотисы / или Богоматери с пророками) с другими подобными иконами в Византии или Древней Руси (например, «Богоматерь Белозерская» XIII в. с пророками из ГРМ, или «Умиление» («Акафистная») из Успенского собора Московского Кремля нач. XIII в., «Богоматерь Старорусская» из ГРМ XIII в.).
Заключение (1,5-2 ср.).
Особенности художественного стиля синайской живописи и наиболее распространенные иконографические изводы образа Богоматери в иконописи Синая.
Библиография
Труды по христианской иконографии
Кондаков 1911. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери: связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения. СПб., 1911.
Кондаков 1914-15. Иконография Богоматери. Т. 1-2. СПб., 1914-15. То же: СПб., 1998.
Покровский 1892. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. СПб., 1892.
Лихачев 1911. Лихачев Н.П. Историческое значение итало-греческой иконописи, изображения Богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых прославленных русских икон. Спб., 1911.
Савина 2001. Савина С.Г. Иконография. Богословские очерки иконографического извода. Спб., 2001.
Шалина 2005. Шалина И.А. Реликвии в восточнохристианской иконографии. М., 2005.
Этингоф 2000. Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерк византийской иконографии XI – XIII вв. М., 2000.
Искусство Синая
Кондаков Н.П. Синай. СПб., 1900.
Лидов А.М. Византийские иконы Синая. М.; Афины., 1999.
Синай. Византия. Русь. Православное искусство. VI – начало ХХ века. СПб., 2000.
Древнерусская икона Богоматери
Древнерусское искусство. М., 1972. (Статья об иконе «Умиление» из Московского Кремля).
«Пречистому образу Твоему поклоняемся»: образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995.
Чудотворная икона в Византии и Древней Руси / Под ред. А.М. Лидова. М., 1996.
II. Алтарные изображения в храме Св. Софии в Византии и Древней Руси
Введение (4-5 стр.).
Раскрытие темы: значение храма, посвященного Софии Божественной Премудрости, его общая символика и значение, алтарные изображения как средоточие общей символики храма. Цели и задачи работы.
- Библиографический обзор общих трудов (по искусству Византии), где рассматриваются Софийские храмы Константинополя (и Охрида).
- Издания, посвященные отдельным изображениям Софийских храмов и их символике.
- Труды, в которых рассматриваются общие вопросы храмовой живописи IX-XI вв. (и, в частности, особенности росписи алтаря).
Концепция работы.
Глава 1. Традиции византийской алтарной декорации IX-XI вв. (4-6 стр.).
Описать канон возможных алтарных изображений этого периода (Демус 2001, Лазарев 1971). Вопрос происхождения некоторых изображений и их толкование (Лидов 1994, Акентьев 1995).
Глава 2. Образ Богоматери в алтаре Софийского храма (6-8 стр.).
Характеристика изображений Богоматери в храмах Софии Константинопольской, Киевской и Охридской: их иконографические особенности, сходство и различие символики и стиля. Каким образом другие изображения влияют на центральный образ, как они дополняют его смысл?
Заключение
Общие идеи алтарных изображений IX-XI вв. в Софийских храмах, общая характеристика художественной стилистики разных региональных вариантов софийской алтарной программы.
Общие сведения о каноне храмовой живописи и общие вопросы архитектуры и иконографии
Григорий (Евтушенко) 2008. Свящ. Григорий (Евтушенко). Храм Св. Софии в Константинополе. СПб., 2008.
Демус 2001. Демус О. Мозаики византийских храмов. М., 2001.
Лазарев 1971. Лазарев В.Н. Система живописной декорации византийских храмов IX-XI вв. // Лазарев В.Н. Византийская живопись. М., 1971. С. 96-107.
Лазарев 1986. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.
Кондаков 1914-15. Иконография Богоматери. Т. 1-2. СПб., 1914-15. То же: СПб., 1998.
Колпакова 2004 (1).Колпакова Г.С.Искусство Византии. Ранний и средний периоды. М., 2004. С. 392-448.
Штендер 1995. Штендер Г. Сивак С. Архитектура интерьера новгородского Софийского собора и некоторые вопросы богослужения // Византинороссика. Тр. Санкт-Петербургского общества византино-славянских исследований. Т.1. Литургия, архитектура и искусство византийского мира. СПб., 1995. С. 288-297.
Библиография об изображениях в храмах св. Софии.
Айналов 1899. Айналов Д. Редин Е. Древние памятники искусства Киева. Софийский собор. Златоверхо-Михайловский и Кирилловский монастыри. Харьков, 1899.
Акентьев 1995. Акентьев К.К. Мозаики Киевской Св. Софии и «Слово» митрополита Илариона в византийском литургическом контексте // Византинороссика. Т 1. Литургия, архитктура и искусство византийского мира. СПб., 1995. С.75-94.
Брюсова 1975. Брюсова В.Г. Фрески Софии Новгородской: Автореферат … доктора искусствоведения. Л., 1975.
Грозданов 1980. Грозданов Ц. Охридското sидно сликарство од XIV в. Охрид, 1980.
Древности 1871. Древности Российского государства. Киево-Софийский собор. 1-4. СПб., 1871-1887.
Лазарев 1960. Лазарев В.Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960.
Лидов 1989. Лидов А.М. Образ «Христа-архиерея» в иконографической программе Софии Охридской // Византия и Русь. М., 1989. С. 65-90.
Лидов 1994. Лидов А.М. Схизма и византийская храмовая декорация // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 17-35.
Лидов 1996. Лидов А. М. Чудотворные иконы в храмовой декорации. О символической программе императорских врат Софии Константинопольской // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 44-71.
Лифшиц 1994. Лифшиц Л.И. К реконструкции иконографической программы и литургического контекста росписей Софийского собора в Новгороде // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 154-171.
Мясоедов 1915. Мясоедов В. Фрески северного притвора Софийского собора в Киеве. Пг., 1915.