Профили видов одаренности детей старшего дошкольного возраста
Умственно одаренный дошкольник
· способен решать различные познавательные задачи проблемного характера;
· сам придумывает способ решения, ранее ему не известный;
· четко видит цель, выделяет существенные отношения, находит несколько вариантов решения;
· характерен внутренний, умственный план решения задачи;
· решение такого ребенка отличается оригинальностью, необычностью;
· задает много вопросов, глубоких по содержанию и широких по тематике;
· стремится поделиться новыми знаниями, своими открытиями;
· настойчив в поиске ответов, требует от взрослых полных и глубоких по содержанию объяснений, пытается найти ответы самостоятельно: читая соответствующую литературу, наблюдая, пробуя экспериментировать.
Художественно одаренный дошкольник успешно проявляет себя в нескольких видах художественной деятельности (изобразительной, музыкальной, театрализованной):
· высокая избирательность в отношении образов и представлений проявляется в наблюдательности, впечатлительности, способности все видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго;
· возможность выражать духовное содержание в адекватном образе;
· эмоциональная окрашенность познавательных процессов;
· стремление к одушевлению предметов, явлений;
· активное выражение значимых переживаний в игре.
Изобразительно-художественная одаренность дошкольника:
· Разнообразие в рисунках, оригинальность в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
· Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит картину, скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь, слышит музыку.
· Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.
· Любит использовать новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, построек.
· Охотно рисует, лепит, создает художественные композиции (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения.
· Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства.
· Любит работать с глиной, пластилином, бумагой.
· Может высказать собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести понравившееся в своем рисунке или продукте.
Музыкально одаренный дошкольник:
· Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
· Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
· Хорошо поет.
· В игру на инструменте, в песню, танец вкладывает много энергии и чувств.
· Любит слушать музыку.
· Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
· Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
· В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
· Сочиняет собственные, оригинальные мелодии, танцевальные движения.
Литературно одаренный дошкольник:
· Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
· Может легко построить рассказ.
· Рассказывая, хорошо придерживается выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
· Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
· Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
· Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
· Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
· Умеет в рассказе изобразить своих героев, передает их характер, чувства, настроение.
Артистически одаренный дошкольник
· Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
· Интересуется актерской игрой,
· Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
· Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
· Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
· Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
· С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
· Любит игры-драматизации.