Элемент сценического действия – сценическая вера.
Сценическая вера – профессиональный термин. Актёр на сцене видит нарисованные декорации. Король – это всего лишь товарищ по труппе, однако актёр должен серьёзно относиться к декорациям как к настоящему лесу, как настоящему королю, в этом заключается одна из важнейших профессиональных способностей актёра – сценическая вера. Актёр должен уметь, находясь на сцене серьёзно относиться к вымыслу как к настоящей правде. Сценическая вера – это глубокое внутреннее состояние актёра, благодаря чему актёр может в серьёз плакать или смеяться в связи с вымышленными поводами и причинами, которые актёру даны по содержанию пьесы. Сценическая вера актёра является следствием убеждённости, с которой актёр осуществляет своё сценическое поведение. Только тогда актёрская игра убедительна, когда актёр сам убеждён в необходимости этих действий и поступков. Если актёр, хотя бы чуть-чуть усомнится в правдивости своего сценического поведения, то в актёрской игре образуется трещина, а игра актёра теряет убедительность, зритель перестаёт верить в правду вымысла. Если актёр произносит формально слова пьесы, формально осуществляет движения, то никакой убедительной жизни на сцене возникнуть не может. Режиссер должен уметь видеть эту фальшь и требовать от актёра правды жизни. Актёр должен подчинять своё поведение требованию (мне нужно). Это означает, что актёр должен добиться такого внутреннего самочувствия на сцене, чтобы о каждом шаге своего сценического поведения, о каждом слове он мог сказать «мне нужно сделать это именно действие». Чтобы этого добиться актёр должен правильно, с точки зрения идеи данного образа, объяснить данное действие, мотивы и цель, зачем? и для чего? я это делаю, оправдать свои поступки .
Сценическое оправдание – это есть путь к вере. Оно должно быть верным, убедительным, увлекательным для актёра. Оправдать – значит сделать для себя поступок, слова, действия героя правдой.
УПРАЖНЕНИЯ:
Отношение к предмету (передавать предмет, называть его и передать другому).
Литература: Кристи, Захава.
Режиссёрский анализ произведения:
А) Тема произведения.
Всё творчество режиссёра начинается с формирования замысла, с желания осуществить постановку того или иного произведения.
Режиссёрское искусство заключается в творческой организации всех элементов спектакля с целью создания единого гармонически целостного художественного произведения. Спектакль должен стать полноценным произведением искусства. в сценическом произведении должны быть стилевое единство и общая идейная целостность. Невидимый зрителем режиссёр руководит всем, что происходит на сцене. Во всё вложены его мысли и талант. Актёры тварят организованные волей режиссёра. Оформление создано по замыслу режиссёра и художника, мизансцены продуманы режиссёром. Единая направляющая мысль необходима в каждом искусстве. Мысль режиссёра направляет работу всех участников и ведёт к единой цели. Главное в работе режиссёра выразить идею, ради которой поставлен спектакль. Решение будущего спектакля зависит от режиссёрской трактовки, от режиссёрского анализа произведения.
Тема – это материал исследования, это круг проблем, которые затрагиваются в данной пьесе. Тема всегда связана с идеей и конфликтом, поэтому нельзя сказать что существует тема любви или тема войны, это значит ничего не сказать, т.к на эту тему написано много произведений. Тему необходимо определить на конкретном материале. Тема должна предощущать идею. Например, тема «Шинель» это тема маленького человека и бюрократической машины. С одной стороны маленький человек, с другой система и уже присутствует конфликт. Если есть конфликт, то есть и проблема. В идее произведения всегда заключается стремление, хотение художника с точки зрения сегодняшнего дня раскрыть тему : Зачем необходимо сегодня говорить об этих проблемах. Т.е тема всегда должна быть актуальной и современной. Тема это то, о чём данное произведение. Часто режиссёры определяют тему и идею, исходя из литературных определений, но режиссёрское определение темы и идеи это понятия эмоциональные. Режиссёру важно разобраться, что происходит в пьесе с людьми, чего они хотят друг от друга, почему любят, ненавидят. Про что надо ставить спектакль. Режиссёр должен понять, что его волнует в данном спектакле. Если взволнован это темой, то режиссёр эмоционально заразит и зрителя. Это и есть творчество. Про что и зачем я буду говорить со зрителем. Действенный анализ пьесы опирается на режиссёрский анализ произведения. Жизнь – это процесс разрешения противоречий и режиссёру важно найти такое решение проблемы в пьесе, чтобы было понятно, что происходит в результате борьбы.
Б) Идея пьесы, сверхзадача спектакля.
Идея – основная мысль автора.
Сверхзадача – это поворот идеи автора пьесы на сегодняшний день (то есть ради чего, зачем, ради чего я ставлю это произведение). Идею большого произведения определить сложно. В основе каждого произведения на поверхности лежит мораль и иногда режиссеры определяют идею неправильно. Идея не декларируется, она исходит из глубины мысли. В басне нет идеи, там мораль. Идея – это философское понятие. Это основной вывод, основная мысль. Передача на сцене чувств и мыслей автора является главной задачей спектакля. Сверхзадача – это режиссерская концепция спектакля. Определить сверхзадачу сложно, но гораздо труднее воплотить свой замысел через систему выразительных средств. Воплотить замысел, можно лишь обнаружив природу чувств, т.е. жанр спектакля. Сверхзадача – это компас, по которому идут режиссеры и актеры. Надо проверять решение каждой сцены и всего спектакля с основным решением задачи спектакля. Иногда интересно придуманное приспособление уводит в сторону. Надо уметь пожертвовать этим, ради главной мысли в спектакле. Все сцены, все действия в спектакле должны работать на сверхзадачу. Стремление к сверхзадаче должно быть непрерывным, проходящим через все представление. Большое значение имеет выбор, название сверхзадачи. Это дает смысл в работе режиссера. Глубокое понимание значения сверхзадачи сквозного действия в спектакле есть залог того, что режиссер сможет добиться художественной целостности.