Система К.С. Станиславского. Основные части и принципы системы.

Театр как вид искусства.

Театральное искусство – искусство коллективное, над спектаклем в театре работают режиссёр, актёр, художник, композитор, гримеры, бутафоры и т.д. Театральное искусство – искусство синтетическое, т.к. объединяет в себе различные виды искусства: живопись, музыку, литературу, архитектуру и д.т, но каждый из этих видов искусств не остаётся в чистом виде, а как бы преломляется в зависимости от темы и идеи спектакля.

1. Режиссёр - главная фигура в театре. От него зависит замысел спектакля, образное решение, трактовка. Один режиссёр может поставить разные спектакли. Сколько режиссеров – столько решений, видений. Режиссёр работает с актёром, помогает создать сценический образ роли. Является главным организатором и постановщиком спектакля. Все службы театра работают по замыслу режиссёра, никто не может работать вне замысла. Режиссёрское искусство – оно вторично (но не второсортно), т.е в основе замысла лежит пьеса, т.к первичным для режиссёра является пьеса, драматургия. На основе драматургического произведения возникает режиссерский замысел.

2. Актёр – центральная фигура в театре. Актёр носитель специфики театрального искусства, т.е актёр через действия создаёт характеры и образы. Через актёра режиссёр воплощает свой замысел. «Хорош тот режиссер, который растворяется в актёре».

3. Драматург. Драма – лицо театра. Выбор драматургии свидетельствует о режиссёрском и актёрском вкусе. Драма, выбор драматургии определяет гражданскую позицию театра. Когда режиссёр ставит спектакль, он думает чего и зачем, какие проблемы затрагиваются в пьесе, и к чему призываем зрителя. Драматургия должна быть актуальной, современной, высокохудожественной.

4. Зритель – является одним из главных участников создания спектакля. Всё в театре делается для зрителя. Мы ждём от зрителя сопереживание, сострадание. Пытаемся воспитать в зрителе нравственные и моральные качества, без зрителя театр не существует. Сколько бы ни было зрителей в театре актёр и режиссёр работают с полной отдачей.

Система К.С. Станиславского. Основные части и принципы системы.

Театр как вид искусства.

Основные принципы системы Станиславского:

Учение об актёрском мастерстве Этика – нормы взаимоотношения актёра, режиссера и коллектива по отношению к себе и к театру. Учение о режиссёрском мастерстве.
Работа актёра над собой работа актёра над ролью работа режиссёра с актёром работа над пьесой
         

Принципы системы Станиславского:



Учение о сверхзадаче (ради чего и зачем ставить) Жизненная правда учение о действии (театр это действия) Перевоплощение (т. е играя в спектакле перевоплотиться в образ другого человека) Органичность (естественность)

К. С Станиславский «Моя жизнь в искусстве»

Д.З: сделать конспект на 2-5 листов книги Калашников «Театральная этика Станиславского», упр. «Зеркало», этюд с предметами (расписать), описать сюжет этюда.

Ради чего? (из цели)

Действие непосредственного (Что делали?)

Приспособления (как?)

Действие должно быть целесообразным и продуктивным. Действия могут быть словесные, физические, мыслительные. Действовать на сцене актёру помогают предлагаемые обстоятельства, которые заложены автором в пьесе. Условно они делятся на 3 круга:

Малый

Средний

Большой

Большой круг – это эпоха, время, т.е всё что лежит вне пьесы.

Средний круг – это сама пьеса (фабула, сюжет) развитие конфликта.

Малый круг – это обстоятельства, которые определяют действия на сцене в данный момент.

Предлагаемые обстоятельства – это условия жизни. Сюда входят время, место, обстановка действия, всё что известно о герое, его характере. Все действия в пьесе зависят от предлагаемых обстоятельств. Сценическое действие развивается последовательно, с учётом: ради чего?, что делаю? и как?. Эта цепочка действий объединяется более крупной целью – актёрской задачей.

Словесное действие – актёр должен действовать словом (Кристи).

Литература:

Кристи «Воспитание актёра школы К.С. Станиславского»

Экзаменационные вопросы:

1. Театр как вид искусства.

2. Система Станиславского – основа воспитания актёрского и режиссёрского мастерства.

3. Искусство представления и искусство переживания.

4. Этика Станиславского.

5. Немирович – Данченко: о 3 функциях режиссёра.

6. Действие – основа сценического искусства.

7. Элемент действия – сценическое внимание.

8. Элемент действия – сценическое воображение и финтазия.

9. Элемент дейсьтвия – сценическое общение.

10. Элемент действия – Сценическая вера.

11. Режиссёрский замысел этюда (письменная работа).

а) сюжет

б) тема – о чём?, круг проблем

в) идея, основная мысль

г) сверхзадача – ради чего? и зачем? мой призыв

д) действующие лица с краткой характеристикой

е) декоративно - художественное оформление (эскиз оформления сцены)

ж) костюмы

з) реквизит

Литература:

Шахматова «Сценические этюды»

Новицкая «Тренинг и муштра»

Кристи «Воспитание актёра в школе Станиславского»

А) Тема произведения.

Всё творчество режиссёра начинается с формирования замысла, с желания осуществить постановку того или иного произведения.

Режиссёрское искусство заключается в творческой организации всех элементов спектакля с целью создания единого гармонически целостного художественного произведения. Спектакль должен стать полноценным произведением искусства. в сценическом произведении должны быть стилевое единство и общая идейная целостность. Невидимый зрителем режиссёр руководит всем, что происходит на сцене. Во всё вложены его мысли и талант. Актёры тварят организованные волей режиссёра. Оформление создано по замыслу режиссёра и художника, мизансцены продуманы режиссёром. Единая направляющая мысль необходима в каждом искусстве. Мысль режиссёра направляет работу всех участников и ведёт к единой цели. Главное в работе режиссёра выразить идею, ради которой поставлен спектакль. Решение будущего спектакля зависит от режиссёрской трактовки, от режиссёрского анализа произведения.

Тема – это материал исследования, это круг проблем, которые затрагиваются в данной пьесе. Тема всегда связана с идеей и конфликтом, поэтому нельзя сказать что существует тема любви или тема войны, это значит ничего не сказать, т.к на эту тему написано много произведений. Тему необходимо определить на конкретном материале. Тема должна предощущать идею. Например, тема «Шинель» это тема маленького человека и бюрократической машины. С одной стороны маленький человек, с другой система и уже присутствует конфликт. Если есть конфликт, то есть и проблема. В идее произведения всегда заключается стремление, хотение художника с точки зрения сегодняшнего дня раскрыть тему : Зачем необходимо сегодня говорить об этих проблемах. Т.е тема всегда должна быть актуальной и современной. Тема это то, о чём данное произведение. Часто режиссёры определяют тему и идею, исходя из литературных определений, но режиссёрское определение темы и идеи это понятия эмоциональные. Режиссёру важно разобраться, что происходит в пьесе с людьми, чего они хотят друг от друга, почему любят, ненавидят. Про что надо ставить спектакль. Режиссёр должен понять, что его волнует в данном спектакле. Если взволнован это темой, то режиссёр эмоционально заразит и зрителя. Это и есть творчество. Про что и зачем я буду говорить со зрителем. Действенный анализ пьесы опирается на режиссёрский анализ произведения. Жизнь – это процесс разрешения противоречий и режиссёру важно найти такое решение проблемы в пьесе, чтобы было понятно, что происходит в результате борьбы.

Б) Идея пьесы, сверхзадача спектакля.

Идея – основная мысль автора.

Сверхзадача – это поворот идеи автора пьесы на сегодняшний день (то есть ради чего, зачем, ради чего я ставлю это произведение). Идею большого произведения определить сложно. В основе каждого произведения на поверхности лежит мораль и иногда режиссеры определяют идею неправильно. Идея не декларируется, она исходит из глубины мысли. В басне нет идеи, там мораль. Идея – это философское понятие. Это основной вывод, основная мысль. Передача на сцене чувств и мыслей автора является главной задачей спектакля. Сверхзадача – это режиссерская концепция спектакля. Определить сверхзадачу сложно, но гораздо труднее воплотить свой замысел через систему выразительных средств. Воплотить замысел, можно лишь обнаружив природу чувств, т.е. жанр спектакля. Сверхзадача – это компас, по которому идут режиссеры и актеры. Надо проверять решение каждой сцены и всего спектакля с основным решением задачи спектакля. Иногда интересно придуманное приспособление уводит в сторону. Надо уметь пожертвовать этим, ради главной мысли в спектакле. Все сцены, все действия в спектакле должны работать на сверхзадачу. Стремление к сверхзадаче должно быть непрерывным, проходящим через все представление. Большое значение имеет выбор, название сверхзадачи. Это дает смысл в работе режиссера. Глубокое понимание значения сверхзадачи сквозного действия в спектакле есть залог того, что режиссер сможет добиться художественной целостности.

Сквозное действие

Система К.С. Станиславского. Основные части и принципы системы. - student2.ru

Х - сверхзадача

Событие

Идея произведения рождает сверхзадачу. Важна гражданская позиция режиссера, его личное отношение к теме, мироощущение, способность отразить не только факты, но и свое отношение к ним (идейная убежденность и взволнованность). Режиссер – это художник, вся его работа создана из поиска, он пытается «открыть» пьесу и должен найти верное решение спектакля. Тема, идея и сверхзадача тесно взаимосвязаны между собой. Из темы рождается идея, из идеи сверхзадача.

В) Конфликт – борьба противоположных направлений. Это ядро произведения, происходит от латинского слова «столкновение». Основным признаком любой драматургии является конфликт. Всякое действие встречает противодействие. Конфликт всегда предполагает борьбу. Через конфликт реализуется тема. Конфликт – это процесс трансформации личности (т.е. что происходит с человеком в результате борьбы).

Конфликт - понятие этическое, мировоззренческое, его нельзя путать с сюжетом, независимо от сюжета конфликт должен быть острым, жизненным.

Конфликт – это борьба идей, принципов, желаний. Конфликт всегда действенный, в нем всегда заложено падение или развенчание личности, утверждение. Это всегда процесс человеческого движения. Конфликт тесно связан с темой и идеей произведения. Он может быть выстроен скрытой и открытой формой. Помимо основного может быть несколько конфликтных, побочных линий.

Темпоритм действия.

Термины «темп» и «ритм» взяты из музыкального лексикона и прочно вошли в сценическую практику. Темп и ритм определяют свойство человеческого поведения, характер интенсивности действия.

Темп – скорость исполняемого действия. На сцене можно действовать медленно, умеренно, быстро.

Темп – внешнее проявление действия.

Ритм – интенсивность действия и переживания актеров, т.е. внутренний эмоциональный накал, в котором актеры осуществляют сценическое действие. Ритмичность – это размеренность действия.

Темп и ритм, взаимосвязанные понятия. Поэтому К.С. Станиславский нередко сливает их воедино и называет темпо-ритмом действия. Изменение темпа и ритма зависит от предлагаемых обстоятельств и событий спектакля.

Действия на сцене проходят то бурно, то плавно – это и есть своеобразная окраска произведения. Всякое отклонение от верного темпо-ритма искажает логику действия. Говорим произведение «затянуто», «загнали». Поэтому важно найти нужный темпоритм всего представления. Темпо-ритм может быть нарастающий, меняющийся, широкий, плавный, быстрый; хорошо, если спектакль выстроен чередованием темпо-ритмов.

Д/з. Отрывки в действии. Разобрать по действию. Выстроить по мизансценам, вскрыть текст и подтекст.

Атмосфера.

Это воздух времени, в котором живут и действуют актеры. В жизни каждому делу, месту, присуща своя атмосфера (например, атмосфера школьно урока, хирургической операции, грозы и т.д.). Необходимо научиться видеть и ощущать атмосферу в повседневной жизни, тогда режиссеру проще ее воссоздать на сцене. Огромную роль в создании сценической атмосферы играют декорации, шумовые и музыкальные эффекты, свет, костюмы, грим реквизит и т.д. Атмосфера в спектакле понятие динамическое, т.е. она постоянно развивается, в зависимости от предлагаемых обстоятельств и событий пьесы. Нахождение верной атмосферы – обязательное условие создания выразительности произведения. Любая деталь для создания атмосферы имеет право на существование лишь в том случае, если она помогает восприятию образа спектакля. «Если на сцене висит ружье, оно обязательно должно выстрелить» - К.С. Станиславский. Все должно быть оправдано. Каждое сценическое произведение требует своей особой атмосферы, которая должна подчеркнуть основную мысль и действие на сцене. Поиски атмосферы зависят от жанра спектакля. Большую роль при создании атмосферы играет знание быта, эпохи, традиций. Все это создает колорит спектакля и единый стиль. Атмосфера – это одно из главных в замысле режиссера и создается с общим решением спектакля. Большую роль в создании атмосферы играет музыка. Характер музыки должен соответствовать образу, стилю спектакля. Атмосфера связана с идеей спектакля, и она выражает зерно спектакля.

Литература:

Захава «Мастерство актера и режиссера».

Попов «Спектакль и режиссер».

Товстоногов «Зеркало сцены».

Экзаменационные вопросы.

1-10 из I семестра.

11. Мизансцена – язык режиссера, виды мизансцен

12. Основные жанры драматургии, жанровое решение спектакля.

13. Темпоритм сценического действия.

14. Атмосфера как выразительное средство режиссуры.

15. Режиссерский замысел и решение спектакля.

Практическая работа: Защита режиссерского замысла эпизода ЛМК, посвященного 55-ю Победы.

1. Сценарий эпизода (10-12 мин.).

/»Женщина и война», «Эх, дороги», «Споемте, друзья», «Дети и война», «Ни кто не забыт, ни что не забыто»./

В эпизоде: стихи, песни, танцы, документальные кадры, кино, видео, реальные герои, фронтовые письма, пантомима и т.д.

2. Замысел: тема, идея, сверхзадача, конфликт эпизода

3. Композиция: пролог, завязка, развитие действия, кульминация, финал.

4. Выразительные средства: художественное слово, документальный материал, музыка, танцы, пластика.

5. Атмосфера: описывается что на сцене- привал; музыкальное оформление…

6. Мизансцены – 4-5

7. Темпоритм

8. План подготовки мероприятия: написание сценария (дата, подготовка к спектаклю, запись фонограммы, подбор костюмов, афиша, реклама, пригласительные билеты).

9. Эскизы сцены, афиши, пригласительные билеты.

Театр как вид искусства.

Театральное искусство – искусство коллективное, над спектаклем в театре работают режиссёр, актёр, художник, композитор, гримеры, бутафоры и т.д. Театральное искусство – искусство синтетическое, т.к. объединяет в себе различные виды искусства: живопись, музыку, литературу, архитектуру и д.т, но каждый из этих видов искусств не остаётся в чистом виде, а как бы преломляется в зависимости от темы и идеи спектакля.

1. Режиссёр - главная фигура в театре. От него зависит замысел спектакля, образное решение, трактовка. Один режиссёр может поставить разные спектакли. Сколько режиссеров – столько решений, видений. Режиссёр работает с актёром, помогает создать сценический образ роли. Является главным организатором и постановщиком спектакля. Все службы театра работают по замыслу режиссёра, никто не может работать вне замысла. Режиссёрское искусство – оно вторично (но не второсортно), т.е в основе замысла лежит пьеса, т.к первичным для режиссёра является пьеса, драматургия. На основе драматургического произведения возникает режиссерский замысел.

2. Актёр – центральная фигура в театре. Актёр носитель специфики театрального искусства, т.е актёр через действия создаёт характеры и образы. Через актёра режиссёр воплощает свой замысел. «Хорош тот режиссер, который растворяется в актёре».

3. Драматург. Драма – лицо театра. Выбор драматургии свидетельствует о режиссёрском и актёрском вкусе. Драма, выбор драматургии определяет гражданскую позицию театра. Когда режиссёр ставит спектакль, он думает чего и зачем, какие проблемы затрагиваются в пьесе, и к чему призываем зрителя. Драматургия должна быть актуальной, современной, высокохудожественной.

4. Зритель – является одним из главных участников создания спектакля. Всё в театре делается для зрителя. Мы ждём от зрителя сопереживание, сострадание. Пытаемся воспитать в зрителе нравственные и моральные качества, без зрителя театр не существует. Сколько бы ни было зрителей в театре актёр и режиссёр работают с полной отдачей.

Система К.С. Станиславского. Основные части и принципы системы.

Театр как вид искусства.

Основные принципы системы Станиславского:

Учение об актёрском мастерстве Этика – нормы взаимоотношения актёра, режиссера и коллектива по отношению к себе и к театру. Учение о режиссёрском мастерстве.
Работа актёра над собой работа актёра над ролью работа режиссёра с актёром работа над пьесой
         

Принципы системы Станиславского:

Учение о сверхзадаче (ради чего и зачем ставить) Жизненная правда учение о действии (театр это действия) Перевоплощение (т. е играя в спектакле перевоплотиться в образ другого человека) Органичность (естественность)

К. С Станиславский «Моя жизнь в искусстве»

Д.З: сделать конспект на 2-5 листов книги Калашников «Театральная этика Станиславского», упр. «Зеркало», этюд с предметами (расписать), описать сюжет этюда.

Наши рекомендации