IV.Строгость математики и свобода поэзии.
Однажды Паоло Учелло, вычерчивая замысловатые ракурсы фигур на своей картине, воскликнул: «О сладчайшая перспектива!» Изучая четверицу и квадрат в их различных ипостасях, я невольно шепчу: «О прекрасный квартернер! Ты способен сотворить чудо нумерологии из простого натурального ряда от 1 до 8 или до 16, а можешь расположить числа от 1 до 100 в такой чарующей гармонической системе, для которой не найдешь достойного эпитета — все будут слабы».
Взгляните, к примеру, на эту простую фигуру:
Сумма чисел в каждом вертикальном столбце равна пятнадцати, в горизонтальной строчке — то же.
Если соединим прямыми линиями все нечетные числа в этом квадрате — получим цифру четыре (4), соединив четные, получим зеркальное отражение цифры ДВА или буквы зет.
Кроме того, в этой фигуре содержатся 6 квадратов и 180 треугольников (проверьте!) Еще более красив магический квадрат из шестнадцати чисел. Здесь суммы чисел по вертикалям, горизонталям и диагоналям равны 34. Мы не будем вычислять количество геометрических фигур, которые можно вписать в структуру этого квадрата. Ваш компьютер поможет вам сделать это быстро и точно.
Мы здесь только изобразим четыре интересные фигуры, которые прочерчивает линия, соединяющая числа в порядке натуральной прогрессии 1-2-3-4, 13-14-15-16 и т.д.
Напоследок полюбуемся очарованием квартернера совсем в другой области — в поэзии, музыке, мистических ритуалах… Присмотревшись, видим, что это не просто очарование, а прямо-таки власть, деспотия, гипноз. От античности до наших дней поэты возводят свои четырехстрочные строфы из более или менее многостопных строчек.
Мне дела нет до Гига многозлатного
Чужда мне зависть, на богов не сетую
И царской власти не ищу величия, —
Все это далеко от взора глаз моих.
Признается мужественный эллин Архилох.
С течением времени строка становится короче, ямбический стих обретает динамизм и легкость.
Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечом и правой битвой,
Клянуся утренней звездой,
Клянусь вечернею молитвой… (Пушкин)
Современная поэзия использует множество форм — поистине свобода поэта не знает ограничений. Но четырехстрочная строфа остается бессмертной классической формой. Она излюблена не только большими поэтами, но и народной традицией, которая запирает вольную фольклорную стихию в строго канонизированные ритмы частушки:
У кого не из Парижа
Туфли, плащ, одеколон,
Тот уже из моды вышел —
Извините за пардон. (15)
И в Европе, и в Азии поэты хранят в памяти число четыре и извлекают его наружу в самых, казалось бы, неожиданных случаях. Великий таджикский поэт Низами сетует на житейские мелочи, мешающие ему сочинять огромное количество стихов в самые короткие сроки:
… Четыре тысячи стихов и больше
Сложил в четыре месяца, не дольше;
Свободный от житейских мелочей —
Сложил бы их в четырнадцать ночей.
Эту тему можно дегустировать без конца, однако объем статьи не позволяет.
В заключение вспомним удивительный феномен синтеза поэзии и нумерологии, события их в сознании и творчестве великого поэта ХХ века, Председателя Земного Шара, Велимира Хлебникова. Он всерьез занимался вычислением дат исторических событий и открыл закономерность их появления. Он называл число «проволокой мира», скрепляющей весь универсум.
И ум, и мир, как плащ, одеты
На плечах строгого числа.
Так древнее учение о числах возрождается в наше время и получает новую жизнь в творчестве поэтов, художников, мыслителей.
Авторы, процитированные в статье:
- Эмпедокл.
- Откр., 4; 6-8
- Платон «Федон».
- Элиаде.
- Бёме.
- Гастон Башляр.
- Эккартсгаузен.
- Фрагменты ранних греческих философов, т.1
- Там же.
- Коран, сура 89
- В.В.Драгунский. Цветовой личностный тест.
- Роули. Принципы китайской живописи.
- Идрис Шах. Суфизм.
- Фрагменты ранних греческих философов.
- Петр Вегин.