Архитектура эпохи Тутмессидов.

В это время расцветают огромные ансамбли равнинных посвятительных храмов: храм Амона-Ра в Луксоре (южная часть Фив) и Амона-Ра в Карнаке, предместье Фив. Но прежде чем обратится к ним, следует взглянуть на постройку другого типа – полускальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Хатшепсут – фигура весьма примечательная, дочь Тутмеса I и жена Тутмеса II (регентша при Тутмесе III - своем пасынке в течение 20 лет), не просто жена фараона, но женщина фараон. Ее полускальный храм в Дейр-эль-Бахри был построен зодчим Сенмутом в ознаменование завершения удачной экспедиции египтян на Юг, в страну Пунт. Мы помним, что в этом месте уже в эпоху среднего царства был построен полускальный храм Ментухотепа II. Соответственно храм Хатшепсут не был совершенно оригинален, но продолжал традиции полускального строительства, при этом развивая их: здесь мы видим то же постепенное разворачивание ансамбля по оси, ту же симметрию, акцентирование фасадов. Однако храм Хатшепсут отличает от его предшественника иной, более крупный, масштаб и чрезвычайно богатое оформление, скульптурное и живописное, внутренних помещений. Также как и комплекс Ментухотепа, храм Хатшепсут расположен на террасах, оформленных многоколонными портиками (теперь уже не на двух, а на трех) и органично связан со скальным ландшафтом. Пандусы направляют движение вверх, по священной дороге сфинксов, к расположенным в глубине святилищам. Портик второго яруса фланкирован святилищами богини Хатхор и Анубиса, а к перистильному двору, распложенному еще выше, на третьем ярусе, примыкают святилища Амона (тут есть небольшая капелла Тутмеса I) и самой царицы Хатшепсут. Узкое культовое помещение находилось в скалах. Свободное пространство открытых дворов сменялось затененными колоннадами, постепенно подводя к таинственному интерьеру освещенных факелами святилищ. Этому принципу постепенного перспективного сокращения глубин, высот и самого освещения будут следовать и при создании других построек Нового Царства, в частности храмового комплекса в Карнаке.

Карнакский храм – это целый комплекс, который складывался постепенно и долго. Он возводился на протяжении столетий, и все фараоны, начиная с первых Тутмесидов, вносили свою лепту в это строительство, расширяли храм, пристраивали новые сооружения или переделывали старые. Первое святилище, как уже отмечалось, появилось здесь еще в эпоху Среднего Царства. При Тутмесе I оно было реставрировано и окружено перистильным двором с шестнадцатигранными опорами и статуями. В это же время вход на территорию святилища получил торжественное оформление пилонами[6] (5 и 4 пилоны) с колонным залом между ними по поперечной оси (так называемый зал архитектора Инени). При Хатшепсут перед святилищем выстроился ряд ритуальных помещений с алтарем Амона, а в проходе зала Инени появились обелиски Тутмеса I и самой Хатшепсут. Одновременно комплекс получил боковое поперечное развитие на юг (строительство 8 пилона). Тутмес III – знаменитый фараон завоеватель, перестроил в Карнаке перистильный двор Тутмеса I: уничтожил статуи и колоннады, обнес двор рядом небольших капелл. Он же построил короткую колоннаду, разделившую пополам комплекс ритуальных построек Хатшепсут, открыв путь к новому хеб-седному храму фараона в конце двора. Не скрывая ненависти к своей мачехе и ее отцу, Тутмес III скрыл от глаз обелиски Хатшепсут и Тутмеса I, оградив их подобием пилонов, а также увеличил число колонн в зале Инени и воздвиг здесь собственные обелиски. Он ввел в комплекс и новые гипостильные залы, которых почти не было прежде (кроме зала Инени). Уже при Аманхотепе III был построен большой, третий по счету, пилон и храм богини Мут к югу от храма Амона, а также священная аллея сфинксов.

Луксорский храм – в отличие от Карнакского, это почти одновременный ансамбль, созданный в правление Аменхотепа III, отца Эхнатона (только первый двор и первый пилон появились позже, уже в эпоху Рамессидов). Это сооружение являет некий уже отработанный канон, и в нем виднее основные принципы строительства посвятительных равнинных храмов. Здесь уже четко выявлена эта найденная формула построения пространства, в котором на одну ось «нанизаны» помещения в следующей последовательности: пилон, двор (перистиль), гипостиль, святилище. Перспективное сокращение высот помещений по мере удаления от входа и приближения к наиболее сакральным частям храма, характерное для полускальных построек, повторилось и здесь. В глубине комплекса размещалось святилище Амона-Ра, окруженное небольшими колонными залами и залами без колонн. Его предварял гипостильный зал с 32мя папирусовидными колоннами высотой 10м и большой перистиль с двойным рядом таких же папирусовидных колонн высотой 15м. Перед этим перистилем, возможно, задумывался еще один, второй гипостиль, но его строительство не было до конца реализовано: сохранился лишь центральный ряд папирусовидных двадцатиметровых колонн нового типа, появившегося в это время (с гладким круглым стволом и капителями в виде колокола). Эта галерея, позже получившая обрамление невысокой каменной стеной, соединяет постройки эпохи Аменхотепа III с более поздним перистильным двором, построенном при Рамсесе II. В целом, архитектура Луксора времен Тутмессидов, с его «лесом» колонн, уподобленным священным зарослям папируса, сочетала монументальность мощных, но стройных стилизованных форм с декоративной и символической раскраской. Монументальная скульптура и живописьиграли огромную роль в этом сложном синтезе. Статуи сфинксов, повторяемые статуи фараонов, огромные плоскости стен, колонн и пилонов, покрытые многоярусными рельефами официально-культового содержания, контррельефами[7] и иероглифическими надписями – неотъемлемая часть эпохи.



Наши рекомендации