Искусство периода монголо-татарского ига
И НАЧАЛА ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ
(2-я половина ХШ —I-я половина XV века)
Политика русских князей в условиях золотоордынского ига. Переход запад-
норусских земель под власть Литвы и Польши. Появление на карте Руси новых
политических и культурных центров. Возвышение Тверского и Московского
княжеств. Рост торгово-ремесленных посадов. Возрождение книжной культуры.
Перенесение митрополичьей кафедры из Киева во Владимир, а из Владимира в
Москву. Восстановление прерванных связей с Византией и Балканскими стра-
нами. Победа на Куликовом поле и ведущая роль Москвы в деле объединения
русских земель. Начало формирования великорусской народности.
Архитектура.
Письменные источники о культовом строительстве в Твери в конце ХШ-XVв.
Тверское зодчество по данным археологии. Известия о ранних московских храмах.
Московский кремль при Иване Калите. Новые черты в московской архитектуре 1-й
половины XV в. Объемно-пространственное и художественное решение храмов Зве-
нигорода. Композиционный строй Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря и
Спасского собора Андроникова монастыря. Декор московских памятников.
Развитие в Новгороде элементов новой городской культуры. Участие купцов и
посадских людей в храмовом строительстве. Церковь Николы на Липне и ее связь
с постройками предшествующего периода Возвращение к композиционным и
конструктивным решениям 2-й половины ХП в. в трактовке церкви Спаса на Ко
валеве. Использование трехлопастного покрытия в церкви Успения на Волотовом
поле. Типология новгородсюй культовой архитектуры 2-й половины XIV - начала
XVв. Композиция, конструктивные особенности, декоративное оформление
церквей Федора Стратилата, Спаса на Ильине улице, Петра и Павла в Кожевниках.
Строительная деятельность архиепископа Евфимия. Перестройка владычного
двора, Евфимиева палата и ее место в новгородском зодчестве. Новгородская ар-
хитектура в период соперничества республики с Московским княжеством.
Обретение Псковом политической и экономической самостоятельности. Со-
циальная структура Пскова. Роль посадского населения в формировании облика
города. Конструктивно-композиционные особенности уличанских храмов: Ва-
силия на Горке, Косьмы и Дамиана с Примостья, Георгия со Взвоза. Перестрой-
ка Троицкого собора Отражение архитектурных идей XII в. в композиции со-
бора'Снетогорского монастыря. Пластическая выразительность псковских па-
мятников. Объемно-пространственное решение церкви Успения в Мелетове.
Распространение типа бесстолпного храма. Разнообразие решений псковских
звонниц. Крепостное строительство. Крепостные сооружения Изборска.
Монументальная живопись.
Монументальные росписи византийских и балканских мастеров в Новгороде и
его окрестностях. Система росписи церкви Успения на Волотовом поле. Харак-
тер декорировки апсиды храма. Вопросы датировки ансамбля. Стилистические
особенности росписи. Формирование эмоционально-экспрессивных и живопис-
ных тенденций в искусстве XIV в. Фрески церкви Спаса на Ковалеве. История
возрождения ковалевской живописи. Программа ковалевской стенописи в свете
южнославянской иконографической традиции. Цветовой.строй памятника Мо-
нументальная живопись церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Сведе-
ния Впифания Премудрого о художественной деятельности Феофана Грека
Проблема реконструкции иконографической программы и первоначального
замысла росписи. Взаимоотношение эстетики Феофана с идейными установка-
ми исихазма Роль'и место света в творчестве художника. Иконографические и
стилистические особенности стенописи церкви Федора Стратилата. Утвер-
ждение нового художественного языка в росписи церкви Рождества на Кладби-
ще. Проявление балканских художественных традиций в стенописи церкви Ар-
хангела Мисаила Сковородского монастыря. Разнообразие стилей и манер в
новгородской монументальной живописи 2-й половины XIV - начала ХЧ в.
Влияние станковой живописи на фресковые изображения в церквях Сергия Ра-
донежского и Симеона Богоприимца.
Монументальная живопись Пскова Программа росписи и стиль фресок Рож-
дественского собора Снетогорского монастыря. Первоначальный колорит рос-
писи. Фрагменты живописного убранства храмов Довмонтова города. Черты,
сближающие псковские фрески с новгородскими памятниками. Стенная роспись
церкви Успения в Мелетове. Особенности декорировки алтарной части храма
Стиль живописи и цветовой строй ансамбля.
Данные летописей о художественных работах греческих изографов в XIII-
XVв.в.. в Твери и Москве. Совместная деятельность византийских и русских
юографов в храмах Московского кремля. Фрески Даниила и Андрея Рублева в
Успенском соборе Владимира Стилистическая близость успенской росписи к
константинопольскому искусству.эпохи Палеологов. Композиция «Страшный Суд» как образец высокого идейного и гуманистического содержания искусства
Даниила и Андрея Рублева. Сведения о несохранившихся монументальных про-
изведениях художников.
Иконопись.
Становление и эволюция региональных иконописных школ. Формирование и
развитие новгородской школы иконописания. Художественный строй и стили-
стика новгородских иконных образов. Новгородские краснофонные иконы. Обра-
зы наиболее почитаемых святых Новгородской земли в местной иконографиче-
ской традиции. Отражение в новгородских иконах исторических событий и из-
ображение реальных персонажей. Антимосковская направленность новгородского
искусства и проявление ее в станковой живописи. Новгородский извод иконы
«Покров Богоматери». Иконопись новгородской провинции — «северные письма».
Псковская иконопись в контексте новых открытий реставраторов. Соотноше-
ние местных черт и «новгородизмов» в псковской иконописи. Псковский извод
композиции Сошествие во Ад». Излюбленные цветовые сочетания псковских
мастеров. Демократический характер псковской культуры и отражение его в
местном иконописании.
Стилистические признаки и художественные традиции тверской иконописи. Цве-
товая палитра тверских изографов. Экспрессия и масштабность образов в иконах
«Борис и Глеб», «Архангел Михаил». Архаическая окрашенность тверских икон XIV
— 1-й половины XV в: Характер пробелов и способы моделировки иконных изобра-
жений Царских врат из Нектарьева монастыря. Противопоставление местной худо-
жественной традиции влияниям московского и новгородского искусства в период
борьбы Тверского княжества за независимость. Деисусный чин из собрания.
А.И.Анисимова (ГТГ), «Успение» из Минска (T IT), «ИгнатийГангрский с житием»
(ГТГ) как наиболее характерные памятники тверской школы иконописи.
Проблемы изучения ростово-суздальской иконописи. Отличительные особен-
ности икон ростово-ярословского и суздальско-нижегородского происхождения.
Техника письма ростовских иконописцев. Цветовой строй ростовских памятник
ков. Стилистика икон из Покровского монастыря Суздаля. Икона «Покров Бо-
гоматери» как классический образец суздальской иконописи. Влияние ростово-
суздальской художественной традиции на формирование изобразительного язы-
ка московской школы иконописания.
Стилистическая разнородность московских икон XIV в. Художественные ра-
боты, исполненные в Москве Феофаном Греком и художниками его круга. Деи-
сус и праздничный ряд Кремлевского Благовещенского собора «Васильевский
чин» и проблема реконструкции иконостаса Успенского 'собора Владимира.
Эстетические взгляды Андрея Рублева Связь творчества Рублева с художест-
венным наследием домонгольского периода. «Владимирская запасная» как об-
разец переосмысления художником византийской традиции. Лирико-
гармонизирующие тенденции в искусстве Рублева и московских иконописцев
1-И половины XV в. Цветовое решение икон «Звенигородского чина». Отражение
представлений о физическом и нравственном идеале человека в образе «Спаса».
Икона «Троица» и ее место в истории русского искусства Иконографические и
живописные особенности произведения. Варианты интерпретации художествен-
ного образа. Деятельность бригады Рублева в Троице-Сергиевом монастыре. Руб-
левские традиции в произведениях московских художников 1-й половины XV в.
Историческое значение творчества Рублева. Сведения о художнике Дио>'сии
Глушицком и его иконах. Икона с изображением Кирилла Белозерского.
Рукописная книга.
Заставки и инициалы «Евангелия Кошки». Композиционные и колористические
особенности миниатюр «Евангелия Хитрово». Влияние миниатюр «Евангелия
Хитрово» на характер оформления русских рукописей XV в. Миниапоры «Еван-
гелия Морозова». Семантика новгородского тератологического орнамента.
ИСКУССТВО ЭПОХИ ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВА (2-я половина XV — 1-я половина XVI века)
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Рост международ-
ного значения русского государства после падения Константинополя. Расшире-
ние политических и культурных связей с Западной Европой. Создание «Хро-
ногрофа» и выведение на первый план событий русской истории, русских поли-
тических и религиозных деятелей. Усиление эсхатологических настроений в
связи с ожиданием конца света. Осуществление первого полного перевода Биб-
лии. Распррстранение еретические учений. Отрицание еретиками монашества,
монастырей и культа «сотворенных вещей» - икон. Полемика вокруг догмата о
Троице. Литературная деятельность Иосифа Волоцкого и Нила Сорского.
Архитектура.
Характер культового строительства в Москве в середине XV в. Перестройка
Кремля при Иване III. Возведение Успенского собора Аристотелем Фиораванти.
Возрожденческие мотивы в постройках Алевиза Нового, Марко Руффо и Пьет-
ро Со лари. Совершенствование строительной техники. Конструктивно-
композиционные особенности московских церквей с крещатым сводом. Столп
«Ивана Великого» и его роль в формировании силуэта московского Кремля.
Работа в Москве псковской строительной артели. Посадское и монастырское
строительство в землях, подчиненных московскому князю (Новгород, Псков,
Ярославль). Деревянная архитектура XV-XVI вв. Типологические и конструк-
тивные особенности клетских и шатровых храмов. Крепостное и культовое
строительство при Василии III. Постройки итальянского зодчего Петрока Мало-
го. Стены и башни Китай-города. Связь архитектурного облика церкви Возне-
сения в Коломенском с шатровыми композициями деревянного зодчества Ха-
рактер внутреннего пространства коломенского храма.
Монументальная живописи
Сведения о художественных работах в Пафнутьевом Боровсюм и Иосифо--
Волоколамсюм монастырях. Фрагменты фресковой росписи в Успенском соборе
московского Кремля и ихсвязь с искусством Сербии. Работа Дионисия с сыновья-
ми в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря. Иконографические новшества Значение акафистного цикла в программе росписи. Принципы построения
«хоровых» многофигурных композиций. Роль цвета в системе живописно.-о ~а-
нсамбля. Эстетические установки Дионисия и его последователей. Живопись Фео-
досия в московском Благовещенском соборе. Программа росписи храма Стили-
стические особенности благовещенской стенописи. Данные письменных источни-
ков о монументально-живописных работах в московском Успенском соборе. Сю-
жетно-тематический состав росписи по источникам XVII в. Развитие символико-
литургического жанра и значение алтарной композиции «Великий вход». Место
«Страшного суда» в интерьере храма Присутствие черт дионисиевского стиля в
росписях монастырских соборов Можайска (Рождественский собор Лужицкого
монастыря) и Ярославля (собор Спасо-Преображенского монастыря).
Иконопись.
Проблема жанров в древнерусской иконописи. Процесс жанрообразования в
ХЧ - начале XVI вв. Стилеобразующее значение для эпохи гидрографического
жанра. Композиционный строй икон на темы песнопений: «О тебе радуется»,
«Похвала Богоматерю>, «Достойно есть». Придворно-княжеская направленность
искусства Дионисия и мастеров его школы. Жигийные иконы Дионисия и их
композиционные особенности. Цветовой строй дионисиевских образов. Распро-
странение икон с изображением русских святых и подвижников. Художествен-
ное решение иконостасов Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря
и Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Разработка художниками
круга Феодосия житийного и символико-догматического жанров. Торжествен-
но-церемониальный характер произведений. Эволюция эсхатологического жан-
ра. Новые иконографические схемы в иконах с изображением Страшного суда;
Местные школы иконописи в 1-й половине XVI в.
Рукописная книга.
Постепенная замена в художественной практике пергамента бумагой. Балкан-
ский стиль в орнаментике русских рукописей XV -начала XVI в. Колористиче-
ское богатство миниатюр «Евангелия Третьякова», исполненных Феодосием.