Вальтер Гропиус и его теория «тотальной архитектуры». Баухауз – дизайнерская школа нового типа.
Вальтер Адольф Георг Гропиус (нем. Walter Adolph Georg Gropius, 18 мая 1883, Берлин — 5 июля 1969, Бостон) — немецкий архитектор, один из основателей и директор Баухауса.
Биография[править | править вики-текст]
Вальтер Гропиус — внучатый племянник известного архитектора Мартина Гропиуса. Его родителями были Вальтер Гропиус, который в своё время был тайным советником по вопросам строительства в Германской империи, и Манон Гропиус, урождённая Шарнвебер. В 1903 году Вальтер Гропиус поступил учиться на архитектора в Мюнхенский технический университет.[8]
Здание завода «Фагус»
В 1907 г. Гропиус приступил к работе в мастерской Петера Беренса, где вместе с ним трудились и другие известные архитекторы: Людвиг Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье. В 1910 г., после трёх лет работы с Беренсом, Гропиус начинает самостоятельную деятельность в качестве дизайнера и архитектора. Как дизайнер он проектирует внутреннее оборудование, обои, серийную мебель, автокузова и тепловоз. Его первой значительной архитектурной работой стало здание обувной фабрики «Фагус» («Fagus-Werke») (eng.) в Альфельд-на-Лайне, которую он проектировал вместе с Адольфом Мейером. Это здание стало отправной точкой в его архитектурной деятельности, считается ключевым образцом архитектуры раннего модернизма[9]. В 1920-е гг. это направление в архитектуре было определено понятием «Новое строительство» (Neues Bauen) и «Новая вещественность» («Neue Sachlichkeit»).
Для выставки Немецкого союза ремесленных предприятий (Deutsches Werkbund), проходившей в 1914 г. в Кёльне, Гропиус с Мейером вместе строят «Образцовую фабрику» (Musterfabrik), которая позже также оказала значительное влияние на современную архитектуру. Особенностью этого строения являются круглые застеклённые башни лестниц, которые позднее, в 1920-х гг, стали популярным художественным элементом у Эриха Мендельзона в его универсальных магазинах.
Долгие годы Гропиуса связывали дружеские отношения с Феликсом Ауэрбахом, профессором физики в Йенском университете, где он спроектировал и построил для четы Ауэрбах жилой дом.
« Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым.
Вальтер Гропиус [10] »
Основание Баухауза[править | править вики-текст]
Основная статья: Баухауз
После Первой мировой войны Гропиус становится основателем Баухауза. Школа Баухауз (Государственный дом строительства) была образована в Веймаре в 1919 г. в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Хенри ван де Велде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства. Будучи инициатором создания нового учебного заведения, на должность руководителя Хенри ван де Велде предлагает кандидатуру молодого берлинского архитектора Вальтера Гропиуса. Гропиус занимает должность директора сначала в Веймаре до 1926 г. и после этого в Дессау. В 1928 г. он передает пост швейцарскому градостроителю Майеру, который был отправлен в отставку по политическим причинам в 1930 г. Людвиг Мис ван дер Роэ управлял Баухаузом вплоть до его закрытия в 1933 г. Ориентируясь на концепцию функционализма Гропиус, тем не менее, рассматривал объект как форму выражения внутренней идеи[11].
С 1926 года Гропиус интенсивно занимается жилищным массовым строительством, решением градостроительных и социальных проблем, выступает за рационализацию строительства. Он выполняет многочисленные проекты жилых домов: посёлок Дессау-Тёртен (в 1926—1931 гг.), Даммершток (в 1928—1929 гг.), жилой квартал в берлинском районе Сименсштадт (1929/30 гг.) и проекте «Береговая застройка озера Ванзе» в Берлине 1930/1931 гг
В 1934 г. после нападок национал-социалистов на Баухаус, называвших его «церковью марксизма», Гропиус эмигрирует в Англию, а в 1937 г. переезжает в Кембридж в США, где работает профессором архитектуры в «Graduate School of Design» Гарвардского университета.
В 1946 г. Гропиус основывает группу «The Architects Collaborative, Inc.» (TAC). Результат работы этой группы — Образовательный центр Гарвардского университета в Кембридже (Graduate Center der Harvard University in Cambridge) (1949/50 гг.); среди гарвардских учеников Гропиуса — плодовитый Йео Минь Пей.
Жилой дом в Ганзафиртель, 1950-е
В последние годы жизни Гропиус возвращается в Берлин, где проектирует девятиэтажный жилой квартал в районе Ганзафиртель в 1957 г. в рамках строительной выставки «Интербау» (нем. Interbau). Вогнутый южный фасад и открытый первый этаж считается типичным примером так называемого позднего модерна. В 1963 г. Гропиус удостаивается звания почётного доктора Свободного университета Берлина.
Гропиус умер 5 июля 1969 г. в Бостоне, США.
2. Японские дизайнеры-модельеры Ханае Мори, Кензо Такада, Иссей Мияке.
Япония — одна из самых загадочных и неоднозначных стран в мире. Ее культура, предметы искусства, архитектура, техника — все вызывает восхищение своей продуманностью и утонченностью. Японская нация славится своей способностью вникать досконально в любую мелочь. Но вместе с тем японцам не чуждо стремление к экстравагантности и эпатажу. Немудрено, что и предметы одежды японские дизайнеры выпускают оригинальные и интересные, качественные, как и все остальное — продуманные. В статье рассмотрим, какие японские дизайнеры одежды наиболее знамениты в мире, выясним — каковы особенности их коллекций.
Такада Кензо
В нашей стране этот модельер больше известен как создатель одноименных духов. Однако, прежде всего господин Кензо — дизайнер одежды. Как и Ямамото, он один из старейших японских модельеров. Первый свой магазин Кензо открыл в Париже еще в 70-х годах прошлого века.
Дизайнер стал известен благодаря ярким принтам, которые использует в своей одежде. Он обожает восточные узоры и животные принты — все это он комбинирует между собой, выпуская необычные коллекции порой удивительных, кислотных оттенков.
На данный момент марка Кензо может похвастать несколькими линейками одежды — от бюджетной до люксовой. Творчество этого дизайнера отличается неповторимой уникальностью. Он очень узнаваем, часто пишет на своей одежде название марки, которая по совместительству — его фамилия.
Иссей Мияке
Один из легендарнейших фигур индустрии моды. Прославился тем, что одним из первых показал на подиуме модели одежды, созданные из нетрадиционных материалов. Так, наряду с Кензо, Мияке демонстрировал коллекции одежды из бумаги, картона, пластика, резины, металлических сеток и других необычных конструкций. Изысканная европейская публика, уставшая от текстильного однообразия, с восторгом восприняла новый свежий взгляд на моду.
Многие модницы в мире носили в одно время трикотажные майки с необычными принтами в виде картинок-персонажей, изображающих традиционную японскую мафию — якудза. Стилизованные портреты рок-легенд — Джимми Хендрикса и Дженис Джоплин — тоже знаменитый дизайнерский прием Мияке. И знаменитые платья и футболки «в гармошку» — выдумка этого японского дизайнера.
Мияке произвел фурор, создав коллекцию «кусок ткани». Коллекция представляла действительно несколько кусков ткани, в которую модельер предлагал людям завернуться и создать свою модель одежды, которая наиболее полно отразит внутренний мир и внешний стиль этого человека.
Иссей Мияке каждый раз в своих коллекциях возвращается к одной и той же теме — встреча востока и запада. И каждую новую коллекцию дизайнер вновь эту тему по-новому толкует. Прочно закрепившихся «фишек» и приемов, повторяющихся из коллекции в коллекцию за этим дизайнером не водится, он способен каждый раз по-новому удивлять своих поклонников.
Модели одежды от Мияке отличаются комфортом и простотой. Вместе с тем эта одежда функциональна и ее можно по-разному использовать. Так, брюки могут превратиться в шорты, а платье — в юбку. Ямамото также славится созданием моделей-трансформеро
Ханае Мори
Эта японская женщина-дизайнер известна и своими коллекциями одежды, и тем, что первой из представителей Японии стала членом элитной палаты Haute-Couture во Франции.
Билет 7