Дидактическое и методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение Методическое обеспечение
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочая тетрадь.1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. — М. : Просвещение. 1.МО РФ. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2 //Стандарты второго поколения. — М.: Просвещение. 2.МО РФ. Программы общеобразовательных учреждений: Музыка.1—4 классы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина— М.: Просвещение. 3.Критская Е.Д., Сергеева Г. П., ШмагинаТ. С. Музыка. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений — М.: Просвещение. 4.Хрестоматия. Музыкальные материалы к учебнику. Музыка. 1 класс / Е. Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина.— М.: Просвещение. 5.Музыка. 1 класс.Фонохрестоматия музыкального материала (на CD-дисках) к учебнику / Е. Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина.— М.: Просвещение. 6.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Уроки музыки.1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений.— М.: Просвещение.  

Материально-техническое обеспечение

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. МО РФ. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2 //Стандарты второго поколения.— М.: Просвещение. 2.МО РФ. Программы общеобразовательных учреждений: Музыка. 1—4 классы // Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.— М.: Просвещение. 3.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. —М.: Просвещение. 4.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1 класс.Хрестоматия. Музыкальные материалы к учебнику.— М.: Просвещение. 5.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1 класс.Фонохрестоматия музыкального материала (на CD-дисках) к учебнику.— М.: Просвещение. 6.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Уроки музыки.1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений.— М.: Просвещение. 7.Хрестоматия музыкального материала: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина.— М.: Просвещение.   9. Фонохрестоматия музыкального материала. — М.: Просвещение.
Печатные пособия
Таблицы, схемы, транспарант, карточки, дидактический раздаточный материал, портреты композиторов и исполнителей, атласы музыкальных инструментов, альбомы с демонстрационным материалом   Представлены в демонстрационном и индивидуальном раздаточном вариантах, полиграфических изданиях и на цифровых носителях
Учебно – практическое оборудование
Музыкальные инструменты: Фортепиано;     Аккордеон   Комплект детских музыкальных инструментов   Дирижерская палочка, комплект знаков нотного письма, расходные материалы: нотная бумага, цветные фломастеры, цветные мелки.   Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры;   Персональный компьютер, медиапроектор.     Два инструмента: для кабинета музыки и школьного зала.   Для учителя.   В комплекте 2 микрофона и 2 динамика. Для демонстрации электронных образовательных ресурсов

Информационно-коммуникационные средства



Видеофильмы Цифровые образовательные ресурсы Ресурсы Интернета
1. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Мультимедийный диск // Серия «Развивашки». — М.: Новый диск. 2. CD-диск «Мир музыки. Программно-методический комплекс» 1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку». 2. Мультимедийная программа «Соната».Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК). 3. Музыкальный класс. — Нью Медиа Дженерейшн. 4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий». 5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо». 6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП). 7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи». 8. Мультимедийная программа «Музыка в цифровом пространстве». 9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия». 10. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов» 1.Единая коллекция:http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164 2.Российский общеобразовательный портал: http://music.edu.ru/ 3.Детские электронные книги и презентации:http://viki.rdf.ru/  

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения музыки обучающийся научится:

— воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

— ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

— воплощать художественно - образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.);

— соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

— наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

— общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

— исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

— определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

— оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

ТРУД. 1 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

XXI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают все большее значе­ние. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.

Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем про­сто формировать у учащихся картину мира с технологической направленно­стью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методиче­ском наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно на­глядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции тех­нологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание после­довательности этапов работы, четкое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную на­правленность. Его содержание не только дает ребенку представление о тех­нологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информа­ции, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Цели изучения технологии в начальной школе:

— приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

— приобретение первоначального опыта практической преобразователь­ной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, тех­нико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

— формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Общая характеристика курса

Теоретической основой данной программы являются:

— системно-деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечива­ет переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материаль­ных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.);

— теория развития личности учащегося на основе освоения универсаль­ных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инстру­ментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Основные задачи курса:

— духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-этиче­ского и социально-исторического опыта человечества, отраженного в мате­риальной культуре, развитие эмоционально-ценностного отношения к соци­альному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

— формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами наро­дов России, развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;

— формирование целостной картины мира (образа мира) на основе по­знания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления из­делий в проектной деятельности;

— развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любо­знательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестан­дартных ситуациях;

— формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:

· внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, пла­нирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

· умений переносить усвоенные в проектной деятельности теорети­ческие знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

· коммуникативных умений в процессе реализации проектной де­ятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргу­ментировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);

· первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения техноло­гии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с раз­личными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;

· первоначальных умений поиска необходимой информации в раз­личных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи име­ющейся информации, а также навыков использования компьютера;

· творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.

Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школь­ником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информа­ционном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятель­ности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент об­учения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваи­вать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к са­мостоятельному выполнению проекта.

Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:

— знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;

— овладевают отдельными технологическими операциями (способами ра­боты) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;

— знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, по­могающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;

— знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при вы­полнении работы;

— учатся экономно расходовать материалы;

— осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распреде­лять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);

— учатся преимущественно конструкторской деятельности;

— знакомятся с природой и использованием ее богатств человеком.

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное ис­кусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются сред­ства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометриче­скими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельно­сти в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации так­же тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».

При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с об­разовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в из­делии технических образов рассматривается культурно-исторический спра­вочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практи­ческой деятельности младших школьников и создает условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами фор­мируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать по­следовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проект­ной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Все это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практиче­ские умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для их духовно-нравственного развития. В программе «Технология» преду­смотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позво­ляет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремеслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций при­родных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и уме­ний, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.

При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются зна­ния, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в го­товых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с про­изводствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической куль­туры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образова­тельный процесс различных структурных компонентов личности (интел­лектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, фи­зического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

С национальными, региональными, этнокультурными особенностями обучающиесязнакомятся на отдельных уроках.

Место курса «Технология» в учебном плане

На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неде­лю. Курс рассчитан на 135 ч: в 1 классе – 33 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах —по 34 ч (34 учебные недели в каждом классе).

Наши рекомендации