Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. Рабочая тетрадь.1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. — М. : Просвещение. | 1.МО РФ. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2 //Стандарты второго поколения. — М.: Просвещение. 2.МО РФ. Программы общеобразовательных учреждений: Музыка.1—4 классы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина— М.: Просвещение. 3.Критская Е.Д., Сергеева Г. П., ШмагинаТ. С. Музыка. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений — М.: Просвещение. 4.Хрестоматия. Музыкальные материалы к учебнику. Музыка. 1 класс / Е. Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина.— М.: Просвещение. 5.Музыка. 1 класс.Фонохрестоматия музыкального материала (на CD-дисках) к учебнику / Е. Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина.— М.: Просвещение. 6.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Уроки музыки.1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений.— М.: Просвещение. |
Материально-техническое обеспечение
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1. МО РФ. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2 //Стандарты второго поколения.— М.: Просвещение. 2.МО РФ. Программы общеобразовательных учреждений: Музыка. 1—4 классы // Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.— М.: Просвещение. 3.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. —М.: Просвещение. 4.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1 класс.Хрестоматия. Музыкальные материалы к учебнику.— М.: Просвещение. 5.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1 класс.Фонохрестоматия музыкального материала (на CD-дисках) к учебнику.— М.: Просвещение. 6.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Уроки музыки.1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений.— М.: Просвещение. 7.Хрестоматия музыкального материала: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина.— М.: Просвещение. 9. Фонохрестоматия музыкального материала. — М.: Просвещение. | ||
Печатные пособия | ||
Таблицы, схемы, транспарант, карточки, дидактический раздаточный материал, портреты композиторов и исполнителей, атласы музыкальных инструментов, альбомы с демонстрационным материалом | Представлены в демонстрационном и индивидуальном раздаточном вариантах, полиграфических изданиях и на цифровых носителях | |
Учебно – практическое оборудование | ||
Музыкальные инструменты: Фортепиано; Аккордеон Комплект детских музыкальных инструментов Дирижерская палочка, комплект знаков нотного письма, расходные материалы: нотная бумага, цветные фломастеры, цветные мелки. Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры; Персональный компьютер, медиапроектор. | Два инструмента: для кабинета музыки и школьного зала. Для учителя. В комплекте 2 микрофона и 2 динамика. Для демонстрации электронных образовательных ресурсов |
Информационно-коммуникационные средства
Видеофильмы | Цифровые образовательные ресурсы | Ресурсы Интернета |
1. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Мультимедийный диск // Серия «Развивашки». — М.: Новый диск. 2. CD-диск «Мир музыки. Программно-методический комплекс» | 1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку». 2. Мультимедийная программа «Соната».Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК). 3. Музыкальный класс. — Нью Медиа Дженерейшн. 4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий». 5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо». 6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП). 7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи». 8. Мультимедийная программа «Музыка в цифровом пространстве». 9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия». 10. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов» | 1.Единая коллекция:http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164 2.Российский общеобразовательный портал: http://music.edu.ru/ 3.Детские электронные книги и презентации:http://viki.rdf.ru/ |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения музыки обучающийся научится:
— воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
— ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
— воплощать художественно - образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.);
— соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
— наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
— общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
— исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
— определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
— оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
ТРУД. 1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
XXI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают все большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.
Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, четкое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
— приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
— приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
— формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Общая характеристика курса
Теоретической основой данной программы являются:
— системно-деятельностный подход — обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.);
— теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности — понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Основные задачи курса:
— духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре, развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
— формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России, развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
— формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
— развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
— формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
· внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
· умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
· коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
· первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
· первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
· творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
— знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
— овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
— знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
— знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
— учатся экономно расходовать материалы;
— осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
— учатся преимущественно конструкторской деятельности;
— знакомятся с природой и использованием ее богатств человеком.
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создает условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Все это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для их духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремеслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека — созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира — в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
С национальными, региональными, этнокультурными особенностями обучающиесязнакомятся на отдельных уроках.
Место курса «Технология» в учебном плане
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: в 1 классе – 33 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах —по 34 ч (34 учебные недели в каждом классе).