Развитие речи. 1 дополнительный и 1 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На занятиях «Развитие речи» обучающиеся получают не только знания об окружающих предметах, временах года, нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности.

На занятиях ведется работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка.

Общая характеристика курса

Программа по развитию речи состоит из следующих разделов: «Работа над словом», « Работа над предложением», «Работа над связной речью». Работа над всеми разделами ведется преимущественно параллельно.

Раздел «Работа над словом» призван решать следующие задачи:

– обогащение и развитие словарного запаса детей как путем накопления новых слов, так и за счет развития умения пользоваться различными способами словообразования;

– уточнение значений слов;

– развитие лексической системности;

– актуализация словаря;

– расширение и закрепление связей слова с другими словами.

Развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности детей в целом на основе ознакомлением с предметами и явлениями окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них. Учащиеся должны уметь выделять существенные признаки предметов и явлений, вскрывать связи и отношения между ними и выражать их в речи.

Обогащение словаря осуществляется и через ознакомление с различными способами словообразования и активного его использования в составе различных словосочетаний и предложений.

На уроках развития речи учащиеся уточняют значения родственных слов, закрепляют их точное использование в речи.

Основное внимание в словарной работе следует уделять лексическим упражнениям. Упражнения должны носить характер практической речевой деятельности, включать наблюдения и анализ лексики, закреплять точное употребление слов в речи. Теоретические сведения по лексике учащимся не сообщаются. Слова отбираются в соответствии с темой урока и включаются в тематический словарь, который усложняется от класса к классу. Особое внимание уделяется усвоению глаголов, являющихся основой формирования структуры предложения.

При усвоении слов конкретного значения используются различные наглядные средства (показ предмета, действия, его изображения на картинке и т. д.). При знакомстве со словами, имеющими отвлеченное (абстрактное) значение, применяются словесные и логические средства (описание, противопоставление по значению и др.).

Одновременно с уточнением лексического значения слова усваивается его грамматическое значение. Программой предусмотрена работа по развитию грамматических значений форм слова и грамматического оформления связей слов в предложениях.

Раздел «Работа над предложением» решает следующие задачи:

- развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций предложения.

Овладение грамматическим строем языка в начальных классах ведется в практическом плане без употребления грамматических терминов, путем формирования языковых (морфологических и синтаксических) обобщений.

Формирование различных конструкций предложения осуществляется как на основе речевых образцов, так и на основе демонстрирующего действия, с помощью картинок

При введении в речь той или иной модели предложения необходимо опираться на внешние схемы, выделяя и обозначая графически его структурные компоненты. Опора на внешние схемы обеспечивает материализацию умственного действия по структурированию предложения.

Основные задачи раздела «Работа над связной речью» следующие:

· формирование у детей умения планировать содержание связного собственного высказывания,

· анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно-следственные, пространственные, временные и другие семантические отношения,

· самостоятельно определять языковые средства связной речи.

Программой предусматривается овладение разными формами речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная) и типами или стилями (сообщения, повествование, описание, рассуждение).

В 1 дополнительном и 1 классе дети усваивают диалогическую форму речи: учатся отвечать на вопросы учителя, составлять короткие рассказы по серии сюжетных картинок. Под руководством учителя пересказывают небольшие тексты, составляют несколько предложений, объединенных одной темой (по картинке или серии картинок), высказываются по личным наблюдениям и впечатлениям.

Работа над различными видами и типами связной монологической речи происходит с учетом психологической структуры этого вида речевой деятельности: побудительный мотив к высказыванию, ориентировка в смысловом содержании текста, ситуации, в создании плана связного высказывания сначала с внешними опорами и схемами, затем про себя.

Программой предусмотрена следующая последовательность формирование связной речи:

- пересказ с опорой на серии сюжетных картинок;

- пересказ по сюжетной картинке;

- пересказ без опоры на наглядность;

- рассказ по серии сюжетных картинок;

- рассказ по сюжетной картинке (с предварительной беседой);

- самостоятельный рассказ на заданную тему.

С национальными, региональными, этнокультурными особенностями обучающиесязнакомятся на отдельных уроках, экскурсиях. Это способствует расширению знаний обучающихся о живой и неживой природе, культуре родного края, формирует уважение и любовь к родному краю, обогащению, систематизации и активизации словарного запаса обучающихся воспитанников.

Место курса «Развитие речи » в плане внеурочной деятельности

Курс «Развитие речи » реализуется за счет часов внеурочной деятельности на его изучение выделяется 132ч: в 1 дополнительном и 1 классе отводится по 66 часов в год (2 часа в неделю, 33 учебных недели).

Наши рекомендации