Искусство Римской империи 4-5 вв. н. э.
Кризис 3 в. н. э. поставил империю на край гибели. Реформы Диоклетиана (284—305 гг. н. э.) — первого римского доминуса — на короткий срок обеспечили известную стабилизацию империи. Наблюдается даже некоторое оживление торговли и ремесленного производства, укрепляется обороноспособность страны. Однако центробежные силы продолжают действовать. Все слабее становятся связи между Западом и Востоком. Диоклетиан вынужден был разделить империю сначала на две а затем на четыре части. Император Константин (306—337 гг. н. э.) перенес столицу империи в Константинополь (330 г. н. э.), а в 395 г. н. э. империя окончательно распалась на Западную и Восточную. К концу 4 в. н. э. христианство становится господствующей в империи религией. Диктатура крупных землевладельцев нашла в христианской церкви необходимую идеологическую опору. Однако ничто не могло спасти от гибели рабовладельческий мир. Всеобщее обнищание, упадок торговли, ремесла и искусства, сокращение населения, запустение городов, возврат земледелия к более низкому уровню — таков был конечный результат римского мирового владычества.
Торжество христианской церкви сопровождалось гибелью многих памятников античной культуры. Общий уровень культуры резко понизился, даже элементарная грамотность становится привилегией немногих.
В восстаниях и войнах, потрясавших распавшуюся империю, в ожесточенных религиозных распрях погибло много художественных произведений.
Архитектура. Изобразительное искусство. В архитектуре 4 в. н. э. новые формы складываются медленнее, чем в портрете или рельефе.
Ярко характеризует римское искусство 4 в. н. э. арка Константина в Риме. По своим архитектурным формам она не является оригинальной; в ней воспроизведена схема трехпролетной арки Септимия Севера. Арка Константина гармонична и красива в своих пропорциях, ее строил архитектор, воспитанный всецело в традициях расцвета римской архитектуры 1—2 вв. н. э. Государственная казна настолько была бедна в этот период, что строить арку с многочисленными архитектурно-декоративными деталями заново не было возможности. Почти все рельефы, скульптуры, даже колонны и части антаблемента взяты строителями из старых монументов 2—3 вв. н. э. Огромная арка (25,7 м ширины, около 22 м высоты) окончена в 315 г. н. э.
На аттике помещены рельефы времени Марка Аврелия, и голова на изображениях этого императора была заменена портретной головой Константина. Раскрепованный антаблемент у аттика украшен статуями пленных даков, некогда стоявших на форуме Траяна. На пилонах над малыми пролетами вставлены по два круглых рельефа с какого-то разрушенного монумента времени Адриана. Ниже медальонов вокруг пилонов проходят узкие ленты рельефов, созданных одновременно с постройкой арки. Рельефы, украшающие постаменты колонн, по-видимому, относятся к монументу 3 в. н. э. Вместе с постройкой должны были быть исполнены и крылатые Виктории над архивольтом главной арки и гений над боковыми пролетами. Такое смешение на одном сооружении различных по стилю пластических украшений говорит о каком-то безразличии со стороны высокого заказчика к тому, как будет выглядеть в целом новый монумент. Но важно отметить, что новые рельефы созданы уже всецело в рамках нового стиля далеко ушедшего от античных канонов.
На одном из них была изображена трибуна, находившаяся некогда на форуме Романум. Трибуна окружена решеткой и по углам украшена статуями сидящих богов. В центре на трибуне сидит император, значительно превосходя размерами находящихся рядом с ним приближенных. По сторонам трибуны две симметричные группы подданных, размещенных в два яруса, причем головы нижнего ряда поставлены в одну ровную линию. В верхнем ряду только одна голова чуть-чуть возвышается над другими. Такое «равноголовие» — «исокефалия» — одна из характерных черт нового складывающегося в эту эпоху стиля. Все фигуры одинаковы в пропорциях и одеждах, складки которых даны несколькими сухими резкими линиями. Суммарно и обобщенно трактованы головы стоящих граждан, несколько более подробно разработаны лица на трибуне. Весь рельеф, очень плоский, скорее выглядит врезанным в фон, чем выпуклым.
Так же исполнены и другие одновременные рельефы арки. Выделение размером фигуры императора, статичность фигур, плоскостность, однообразие поз и одежд, обобщенность форм характеризуют эти рельефы. Все отличает их от старого римского повествовательного рельефа, всегда живого, динамичного. Осталась лишь одна традиционно римская черта — изображение конкретных архитектурных сооружений, которые составляют фон для фигур.
В портретном искусстве 4 в. н. э. можно видеть произведения различного стиля. Голова Константина (2,4 м высоты) от колоссальной статуи из базилики Константина в Риме лишь в общих чертах сохраняет портретное сходство, это скорее обобщенный образ доминуса, наместника бога на земле, чем живого человека. Огромные, широко открытые глаза с остановившимся взором, ровные дуги бровей спокойно сомкнутые губы, создают впечатление бесстрастности и неземного величия.
Литература по искусству Древней Греции:
1. Блаватский В.Д. Искусство античной расписной керамики. М., 1958.
2. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.
3. Всеобщая история искусств. Т.1. М., 1956.
4. Всеобщая история архитектуры- Т.1. М., 1970.
5. Вощинина А.И. Античное искусство. Исторический очерк. М., 1962.
6. Горбунова К.С., Передольская А.А. Мастера греческих расписных ваз. Л., 1961.
7. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, античность.М., 1979.
8. Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М., 1970.
9. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М„ 1977.
10. Полевой В.М. Искусство Греции. Древний мир. М.,1970.
11. Ривкин Б.И. Античное искусство. М., 1972.
12. Сидорова Н.А. Искусство Эгейского мира. М., 1975.
13. Соколов Г.И. Эгейское искусств о. М., 1972.
14. Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. М., 1960.
15. Соколов Г.И. Мирон. Поликлет. М., 1961.
16. Чубова А.П.. Иванова А.Н. Античная живопись. М., 1967.
17. Чубова А.П. Скопас. Л., 1959.
18. Чубова А.П.Фидий. Л., 1962.
Литература по искусству Древнего Рима:
1. Бритова Н.И., Лосева Н.М., Сидорова Н.А. Римский скульптурный портрет. М., 1975.
2. Всеобщая история искусств. Т.1.М., 1956.
3. Всеобщая история архитектуры. Т.1.М., 1970.
4. Вощинина А.И. Античное искусство. Исторический очерк. М., 1962.
5. Вощинина А.И. Эрмитаж. Римский портрет. Л., 1974.
6. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, античность. М., 1979.
7. Лесницкая М.М. Римский портрет в собрании Эрмитажа. Л., 1960.
8. Лосева Н.Н., Сидорова Н-А. Искусство Этрурии и древней Италии. М., 1988.
9. Сидорова Н.А., Чубова А.П. Искусство Римской Африки. М., 1979.
10. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1972.
11. Соколов Г.И. Античная скульптура. Рим. М., 1965.
12. Соколов Г.И. Римский скульптурный портрет III века. М., 1973.
13. Чубова А.П., Иванова А.Н. Античная живопись. М., 1967.
14. Чубова А.П. Древнеримская живопись. М., 1966.
15. Чубова А.П. Искусство Европы 1-Г/ веков. М., 1970.
16. Чубова А.П. Этрусское искусство. М., 1972.
Искусство Эгейского мира /2 тыс. до н. э./