Искусство Римской империи 2 в. н. э.
Второй в. н. э. называют золотым веком Римской империи. Это было время высшего расцвета рабовладельческой формации и в то же время начала общего кризиса. Италия постепенно теряет свое преимущественное положение, и, наоборот, многие провинции переживают расцвет.
Во 2 в. н. э. Римской империей правит династия Антонинов (96—192 гг. н. э.). Императоры этой династии: Нерва (96—98 гг. н. э.), Траян (98—117 гг. н. э.), Адриан (117—138 гг. н. э.), Антонин Пий (138—161 гг. н. э.). Марк Аврелий (161—180 гг. н. э.) представляли интересы рабовладельческой верхушки всей империи и пользовались активной поддержкой сената. Рецидив террористического режима имел место только при последнем представителе династии —Коммоде (180—192 гг. н. а.), который правил уже в обстановке кризиса и глубоких внутренних потрясений.
Культурная жизнь империи во 2 в. н. э. отмечена чертами, характерными и для экономического и политического развития. По мере объединения рабовладельческой верхушки Средиземноморья складывается единая эллинистическо-римская культура, впитавшая в себя элементы провинциальных культур.
Творчество поздних стоиков (Марка Аврелия, Эпиктета) проникнуто духом пессимизма и безнадежности. Все большее распространение получает христианство, особенно в восточных провинциях. Во многих областях культуры наблюдаются архаизирующие тенденции, стремление подражать старым образцам в искусстве и литературе.
Архитектура. В первой половине 2 в. н. э., при императорах Траяне и Адриане, в Риме продолжается строительство грандиозных сооружений, но во второй половине столетия строительство в столице резко сокращается; мемориальные памятники становятся гораздо скромнее в размерах и украшениях, чем прежде.
Во времена Траянав Риме работает крупнейший архитектор Аполлодор Дамасский — наиболее значительный представитель римской архитектуры. Аполлодором Дамасским был воздвигнутсамыйкрупный архитектурный ансамбль Древнего Рима — форум Траяна.
К 125 году н. э. относится связанное с именем Аполлодора Дамасского крупнейшее сооружение римского зодчества — Пантеон (храм во имя всех богов).Пантеонбыл перестроен из круглого нимфеума – бассейна, входившего в состав терм Агриппы. Гигантский цилиндрический объем перекрыт сферическим куполом, диаметр которого равен 43,2 м. В центре его девятиметровое осветительное отверстие. Пантеон, так же, как и другие римские сооружения, был построен из обожженного кирпича в сочетания с бетоном. Купол его по своим размерам не имеет себе равных в античной архитектуре. Внутри сооружение в отличие от других римских построек сохранило почти полностью свою внутреннюю отделку полихромным мрамором.
Пантеон — одна из вершин архитектурного мастерства римлян, наиболее полно выражающая их строительные и композиционно-эстетические принципы. Сооружение отличается исключительной монументальностью. Впечатление огромной силы, незыблемости и спокойной величавости определяется не только масштабами здания и всех составляющих его элементов — наружного колонного портика, потрясающих размеров чаши купола, «опрокинутой» над внутренним пространством храма, но прежде всего необычайной простотой основных объемов, их четкой пропорциональностью и поразительной выверенностью, «взвешенностью» и безукоризненностью выработки всех деталей внутренней отделки.
Многое в архитектуре Пантеона строится на сильном контрасте между очень простым и даже суровым внешним обликом и изумительной по совершенству внутренней отделкой. Вошедшего в храм поражает, прежде всего раскрывающийся перед ним огромный зал, смелый разворот одетых в коричневато-охристые полированные мраморы стен и совершенно особое, специфическое распределение света, проникающего в зал через круглое отверстие — «глаз Пантеона» — в зените колоссального кессонированного купола. Поток света, направленный сверху вниз, создает ощущение глубокого и обширного пространства, оформленного посредством применения ордеров, совершенных по рисунку архитектурных деталей и скульптур.
Изобразительное искусство. Римское искусство 2 в. н. э. проходит в своем развитии два этапа: один, обусловленный подъемом империи в первой половине столетия, другой, связанный с надвигающимся кризисом рабовладельческого общества. В первом этапе при императорах Траяне и Адриане в Риме продолжается строительство грандиозных сооружений, во втором этапе строительство в столице резко сокращается: мемориальные памятники становятся гораздо скромнее в размерах и украшениях, чем прежде.
Изобразительное искусство 2 в. н. э. претерпевает большие изменения; если стиль и портретов и повествовательного рельефа в первой половине 2 в. н. э. остается античным в широком смысле этого слова, то в последней трети столетия в рельефах колонны Марка Аврелия уже ясно выступают черты изменения стиля, его «варваризации». Этот процесс получает интенсивное развитие в 3—4 вв. н. э.
При Адриане характер портретного искусства снова меняется. Возрождается классицизм, но отличающийся от классицизма времени Августа. Центральным образом искусства времени Адриана является Антиной, приближенный и любимец императора, утонувший в 130 г. н. э. в Ниле. Многочисленные статуи, бюсты, рельефы, изображающие Антиноя то в виде Вакха, то в виде Меркурия, то в виде Сильвана, божества полей и пастбищ, созданы по образцам классического греческого искусства 5—4 вв. до н. э. Но, несмотря на это, римские работы носят иной характер: спокойная, ясная уверенность образов греческой классики превращается здесь в романтическое воспоминание о далеком прошедшем — портреты Антиноя полны меланхолии; грусть и задумчивость читаются в лице прекрасного юноши.
Со времени Адриана римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаза, зрачок, брови теперь передаются резцом. Поверхность обнаженных частей тела, и особенно лицо, полируется до яркого блеска, а волосы и одежда оставляются матовыми. Различные приемы обработки поверхности мрамора заменяют на портрете раскраску, которая еще сохраняется на многофигурных рельефах.
В многочисленных портретах императоров, их жен, членов их семей и частных лиц всегда строго соблюдаются портретное сходство, индивидуальные особенности склада липа и прически. Но всем портретам присущи и общие черты: это выражение грустного раздумья, самоуглубленность, иногда печаль. Идеи стоицизма, распространенные в то время и последовательно проповедуемые самим Марком Аврелием, были проникнуты пессимизмом, разочарованием в земных благах. Печать глубокой затаенной тоски, задумчивости читается в лице Марка Аврелия в его портретной статуе. Такое настроение хорошо характеризует внутренний мир императора-философа.
Тип статуи всадника на спокойно шагающем коне создан был еще в архаическом греческом искусстве. Хорошо известен он был и в творчестве римских мастеров еще до 2. в. н. э. Но судьба конной статуи Марка Аврелия интересна тем, что принятая в средневековье за изображение императора Константина, чтимого христианской церковью святым, она не была уничтожена как языческая, бережно хранилась и сделалась образцом для конных статуй эпохи Возрождения. Марк Аврелий изображен как военачальник, приветствующий свои войска, но сравнение его со статуей Августа из Прима Порта показывает, насколько образ второго отличается от первого своим уверенным жизнеутверждающим настроением.
Даже между лицом красавицы императрицы Фаустины Младшей и лицом негра, возможно, философа Мемнона (Берлин, Государственные музеи), столь различных в своих чертах, есть нечто общее: задумчивость, самоуглубленность.
Рельеф. Особенного блеска во 2 в. до н. э. достиг рельеф. Рельефы украшали форум Траяна и знаменитую мемориальную колонну.
Колонна с капителью дорического типа стоит на цоколе с ионической базой, обрамленной лавровым венком. Вершину колонны венчала бронзовая позолоченная статуя императора, в цоколе колонны был захоронен его прах в золотой урне. Цоколь украшен рельефом с изображением трофейного оружия: Рельефы на колонне делают 23 витка и достигают 200 м в длину. Колонна, стоящая между библиотеками, представлялась грандиозным развернутым свитком, на котором начертана в виде непрерывной ленты картин история походов римских войск на Дунай в 101—102 и 105—106 гг. н. э. против племени даков.
Рельеф колонны Траяна протокольно точно рассказывает обо всех подробностях походов: не только битвы, осады крепостей, но и военные марши, постройки дорог и мостов, военные советы, жертвоприношения, встречи послов чередуются между собою.
Точный исторический рассказ требовал изображения конкретной обстановки: города, реки, деревни, леса, крепости. Автор рельефа (возможно, им был сам Аполлодор Дамасский) сознательно уменьшил размеры зданий, кораблей, деревьев, а фигуры человека сделал почти во всю высоту витка спирали, отчего они и стали господствующими в рельефе. С необычной тщательностью изображены строения городов, примитивные хижины даков, корабли, мосты, осадные орудия, вооружение и одежда. Рельефы колонны — настоящая энциклопедия римской военной жизни и жизни даков 2 в. н. э.
Общая композиция отличается глубокой продуманностью и оригинальностью. Весь многофигурный фриз (больше 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска победителей. Траян был изображен 90 раз. Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но эмоциональными, малоорганизованными варварами. Образы даков получались более выразительными, чем образы римлян, их эмоции открыто выступают наружу. Многие из них напоминают галлов из пергамской серии даров Аттала. Фигуры же римлян менее эмоциональны, они выполнены суше и однообразнее.