Искусство эпохи эллинизма и Древнего Рима.
Искусство эпохи эллинизма
Держава Александра Македонского была непрочным и временным объединением. После длительной борьбы за власть между преемниками Александра империя распалась на ряд новых государств, среди которых выделяются, в первую очередь, Египет, управляемый династией, основанной Птолемеем, полководцем Александра; государство Селевкидов, в состав которого вошла большая часть переднеазиатских владений Персидской державы; и Македония, сохранившая гегемонию над истощенной войнами Грецией. Кроме этих основных государств, в Малой Азии образовались: Пергамское царство, Вифиния, Понтийское царство и к востоку от Евфрата — Бактрия. В экономике, социальном строе и культуре этих государств, несмотря на присущие им различия, имелись общие черты. Условно этот период принято называть эпохой эллинизма. Он характеризуется, в первую очередь, органическим сочетанием восточных и греческих форм, сочетанием территориальной монархии с полисным строем города. Одной из характерных черт эллинистического государства является монопольная собственность на землю и резкое разделение населения на городское и сельское. Города остаются главными центрами и основной опорой эллинистической монархии.
Архитектура.В эллинистических государствах возникли многочисленные новые города. Кроме того, с конца 4 по 1 в. до н. э. подвергся реконструкции целый ряд старых восточных городов. Для планировки новых центров и перепланировки старых городов была применена так называемая гипподамова система, согласно которой города опоясывались со всех сторон массивными стенами, расположение которых отвечало требованиям фортификационной науки, а в пределах этих городских стен располагались городские улицы, пересекавшиеся под прямым углом. Такая четкая геометрическая планировка была рациональна и облегчала городское строительство.
Из общественных эллинистических сооружений следует назвать эклезиастерии — здания народных собраний, булевтерии — здания городских советов, пританеи, где находились городские канцелярии, базилики — торговые и судебные здания, гимнасии — школьные здания, палестры — спортивные школы стадионы, театры, библиотеки, бани и так называемые стои —длинные крытые галереи, тянувшиеся вдоль улиц. В эллинистических столицах воздвигались дворцовые постройки.
Формы храмового здания эллинистического времени не претерпели существенных изменений по сравнению с классическим периодом: это периптеры с более развитыми, чем в классической Греции, передними портиками или же небольшие храмики — простили. В эллинистической архитектуре часто использовались перистильные дворы (ограниченные со всех сторон колоннами), по периметру которых располагались отдельные помещения.
Крупнейшим эллинистическим центром была Александрия Египетская в дельте Нила, основанная Александром Македонским в 332—331 гг. до н. э. и спланированная родосским архитектором Дейнократом. Периметр города достигал почти 24 км. Александрия имела регулярный план и непосредственно связывалась с портом. На морском мысу был построен огромный маяк. Высота его достигала 140 м, огонь маяка наблюдали за 48 км от Александрии.
Архитектурная композиция Фаросского маяка определялась сочетанием трех постепенно уменьшавшихся в сечении призматических объемов, как бы нанизанных на одну вертикальную ось. Геометрически очерченный четкий силуэт, пропорциональность частей, огромные размеры — все это обеспечивало выразительность этого исполинского инженерного сооружения, постройка которого была бы технически невозможна в более раннее время.
Исключительный градостроительный и архитектурный интерес представляет город Пергам — столица Пергамского царства, расцвет которого относится к первой половине 2 в. до н. э. Город находился у подножия крутого холма. Выше, над городом, главенствовал Акрополь, отдельные части которого размещались веерообразно на террасах, составлявших подобие огромной, постепенно спускающейся лестницы. На самом верху была цитадель, ниже располагались дворцы, храмы и, наконец, общественная торговая площадь — агора. На склонах Акрополя расположен огромный театр и стоя — галерея для прогулок.
Среди архитектурных комплексов Пергама наиболее знаменит прославленный алтарь Зевса (около 180 г. до н. э.). Первый ярус, служивший ему основанием, представлял собой подиум девятиметровой высоты, на боковых и задней стенах которого был развернут грандиозный скульптурный горельефный фриз. На западной стороне подиума находилась широкая лестница, которая вела во второй ярус, к жертвеннику, занимавшему здесь центральное положение. Верхняя площадка (ее размеры 37,7 - 34,6 м) ограничивалась со всех сторон ионической колоннадой, и таким образом, представляла собой столь типичный для эллинистической архитектуры перистильный двор.
Этот памятник — еще один образец органического синтеза архитектуры и пластики. Размещение скульптурного фриза на цокольной части сооружения не свойственно греческой архитектуре. Здесь следует видеть влияние искусства Двуречья, в частности ассирийских дворцов, где рельефные ортостаты были поставлены в нижней части стен.
Изобразительное искусство. Ведущими центрами художественной жизни становятся новые эллинистические столицы — Александрия, Пергам; из старых — Родос, продолжавший оставаться местом значительных художественных мастерских. Афины и Сикион играют второстепенную роль. Традиции великих мастеров классической эпохи легли в основу развития новых художественных направлений в искусстве эллинизма.
Наряду с монументами, исполненными героического пафоса, прославляющими эллинистических владык, для частных домов создаются небольшие скульптуры, изображающие маленького играющего ребенка. Наряду с образом идеальной красоты разрабатывается образ безобразной старости с натуралистической передачей некрасивых дряхлых черт. Бурные страсти героев Пергамского алтаря, ленивое спокойствие аллегорической фигуры, воплощающей реку Нил, сентиментальная изящная группа Эрот и Психея и грубая фигура сатира - таковы примеры различных по назначению, жанру и стилю произведений эллинизма, передающих все многообразие состояний, переживаний и действий человека. В портретном искусстве эллинизма сосуществуют разные направления. Одни продолжают традиции Лисиппа, другие создают произведения классического, то есть идеализированного типа.
К первому направлению следует отнести такой шедевр неизвестного греческого мастера, как бронзовая портретная статуя Диадоха. Необычайно остро охарактеризован эллинистический владыка, властный и вместе с тем подозрительный.
Александрийское искусство. Из новых эллинистических центров ранее других стала играть ведущую роль Александрия. Здесь работали мастера разных направлений. Одни художники, продолжая традиции Праксителя, создавали образы идеально прекрасных богов и богинь, другие, используя великие реалистические достижения Лисиппа в области пластической анатомии, композиционных приемов, изображали в бытовом жанре маленьких детей, стариков и старух, даже типы с физическими недостатками. Кроме культовых статуй, в Александрии получила распространение многочисленная декоративная, садово-парковая скульптура для украшения как дворца, так и частного дома.
Одним из излюбленных образов эллинизма, в особенности александрийского искусства, становится образ Афродиты, но сущность его по сравнению с пониманием классического времени изменяется. Афродита в эллинистическом искусстве приобретает характер гораздо более человечный: она более кокетлива, жеманна, иногда и легкомысленна: богиня остается по-прежнему прекрасной, но утрачивает величавость олимпийского божества.
Чрезвычайно популярны в эллинистическом искусстве, в частности в Александрии, изображения маленьких детей. Такие статуэтки дарились в храм бога здоровья Асклепия в благодарность за исцеление, или помещались во внутренние дворики жилого дома как украшение, либо ставились как надгробный памятник на могилу. Такого рода скульптурой является группа мальчика, борющегося с гусем,— римская копия с бронзового оригинала Боэфа, мастера конца 3 — начала 2 в. до н. э. Маленький мальчик, здоровый, жизнерадостный, схватил гуся за шею; тело ребенка передано с поразительной реальностью.
Искусство Пергама. Рядом с Александрией стоит Пергам, искусство которого процветало в период среднего эллинизма.
Пергамские цари поддерживали культурные связи с Афинами, подчеркивали свое уважение к их традициям. Главным божеством Пергама стала богиня Афина. Цари Пергама создали не только библиотеку, соперничавшую с александрийской, но и настоящий музей искусства. Они скупали картины и статуи греческой работы и заказывали копии. Художественные традиции Скопаса и Лисиппа являлись ведущими в Пергаме.
Пергам не раз отражал нашествие с Балканского полуострова варваров галлов, и эти события были дважды запечатлены в памятниках искусства. Аттал I в 220 г. до н. э. посвятил в Афины серию скульптур, воспевавших победу греков над варварами, а Эвмен II в 180 г. до н. э. построил в Пергаме грандиозный монумент — алтарь Зевса, украшенный рельефами. В этих произведениях ярко выразились характерные черты пергамской школы: драматичность ситуации, динамика действия, патетичность, усложненное композиционное построение, резкие контрасты живого человека и мертвого тела, сильная пластическая форма, богатая игрою светотени.
Группы, созданные при Аттале мастерами Эпигоном, Пиромахом, Стратоником и Антигоном из бронзы, стояли на Пергамском акрополе, а повторения их были выставлены в Афинах на южной стороне Афинского акрополя как дар богам за победу.
Эти «дары Аттала» изображали сцены гигантомахии, амазономахии, битвы греков с персами и галлами. Производит сильное впечатление фигура юного сильного галла, распростертого на земле, как будто убитого наповал. Его соратник, смертельно раненый воин-галл, делает последнюю попытку подняться с земли, но сознание уже покидает его, и голова тяжело клонится вниз; страдальческая гримаса искажает лицо. Жесткие прямые пряди волос, сильное, но грубых форм тело, развитое в бою, а не на палестре, отличает галла от грека. Метко схвачен тот момент, когда через секунду воин упадет мертвый, что видно и в склоненной голове и в сгибающейся под тяжестью падавшего тела руке, на которую он опирается и которая уже слабеет.
Еще более драматична группа: галл, не желающий сдаваться в плен и убивший свою жену, мертвое тело которой тяжело скользит вниз, хотя воин еще поддерживает ее за руку. Галл вонзил меч себе в шею около ключицы и тоже должен в эту же секунду рухнуть мертвым. Но в этот последний момент его жизни он успевает обернуться к врагам и торжествующим взглядом заявить, что умирает свободный. Эта группа производит сильное впечатление, трагедия раскрыта ярко и выразительно в контрасте мертвой женской фигуры, одетой в хитон, и полной напряжения мощной обнаженной мужской. Мускулатура проработана очень подробно и рельефно. Вся группа построена на сложных ракурсах, предельное напряжение воина подчеркнуто почти сверхъестественным поворотом головы.
Сохранились статуи раненого и обороняющегося персов, мертвой амазонки, гиганта, молодого галла. Причем и в распростертых на земле фигурах видно, что они как бы сражены в пылу битвы сразу насмерть. Смерть, умирание, последний вздох разработаны с поразительной силой, наблюдательностью, даже натуралистичностью,
Развитие этого же направления мы видим в большом фризе алтаря Зевса. Высокий цоколь алтаря, опоясанный фризом (высотой 2,3 м. длиной около 120 м), с изображением гигантомахии, был выполнен группой скульпторов, но по единому композиционному замыслу,
Кроме олимпийских богов, в битве принимаем участие ряд божеств, или извлеченных из старых легенд, или просто придуманных. На западной стороне были изображены божества водной стихии, на южной — боги небес и небесных светил, на восточной, главной,— олимпийские боги и на северной — боги ночи и созвездий. Около пятидесяти фигур богов и столько же гигантов расположены тесно, переплетаясь друг с другом, фигуры выполнены очень высоким рельефом почти в круглой пластике, фон фриза густо заполнен развевающимися одеждами, крыльями, змеями.
Оружие, обувь, перья, мех обработаны так тщательно, что чувствуется их материальность. Фигуры были раскрашены, многие детали позолочены, высокий рельеф создавал глубокие тени, благодаря чему фриз легко читался на расстоянии. Имена богов и гигантов вырезаны на плинтусе в карнизе. Боги изображены в полный рост, большинство гигантов помешено в нижней части фриза, у многих из них вместо ног змеи. Изображена яростная битва в самом разгаре и в стремительном темпе. Главное место а восточной стороне занимали Афина и Зевс. Верховное олимпийское божество сражается сразу с тремя гигантами, поражая их перунами. Один из гигантов, Порфирон, сопротивляется, два других уже побеждены, Зевс дан в сильном движении, подчеркнутом крупными складками одежды. Афина, в развевающейся одежде, схватила за волосы громадного крылатого гиганта Алкионея и легко отрывает его от матери земли Геи, которая изображена у ног Афины появляющейся из недр и взывающей о пощаде. Лица Алкионея и Геи полны страшной муки, душевной и физической. Трагизм погибшего гиганта, торжество богини выражены с предельной наглядностью. Богини — Афина, трехликая Геката, Артемида, Мойры, Никс — богиня ночи и другие участвуют в битве с такой же стремительной силой, решительностью, как мужские божества— Зевс, Аполлон, Арес.
По своему художественно-историческому значению алтарь может быть поставлен в ряд с Парфеноном и Галикарнасским мавзолеем. Это самое величественное сооружение эллинизма.
Известные нам пергамские памятники могут быть названы произведениями придворного искусства. В них прославлялась сила атталидов, подчеркивалось их значение как наследников афинской культуры, как защитников Греции от нашествия варваров.
Пергамская школа оказала огромное влияние на многих мастеров, особенно из городов Малой Азии. Примером этому может служить статуя Афродиты (2 в. до н. э.), найденная на острове Мелос. Фигура Афродиты крупных пропорций задрапирована в нижней части плащом, который богиня придерживала правой рукой. А в левой руке Афродите держала яблоко, символ остова Мелос. Фигура богини с разных точек зрения кажется то гибкой и подвижной, то полной сдержанного покоя. Мрамор на обнаженных частях тела мягко обработан, чем создастся впечатление бархатистости кожи. Лицо богини классически прекрасно, но не холодно спокойно, а полно той внутренней страстности, которая характерна для женских образов пергамского искусства. Идеально правильны черты пленяют ясным спокойствием и поэтической одухотворенностью. В этой статуе слились воедино лучшие достижения греческого искусства. Она рождает чувство светлой гармонии, показывает какой чистоты и нравственного совершенства может достичь человек.
Искусство Родоса. Третьим большим художественным центром эллинизма был остров Родос. К Родосской школе 3 в. до н.э. причисляют знаменитую статую Ники Самофракийской, стоявшую в виде победного монумента на скале острова Самофракия (в северной части Эгейского моря). Богиня в стремительном порыве как бы взлетает с постамента, оформленного в виде носа корабля. Могучие крылья раскрыты за ее спиной, тонкая одежда, плотно прилегая, обрисовывает стройное тело.
На Родосе работали в конце 2 в. до н.э. скульпторы Аполлоний и Тавриск родом из малазийского города Траллы. Копия их произведения «Казнь Дирки» или так называемый «Фарнезский бык» найдена была в Риме. Сюжет этой группы навеян трагедией Эврипида «Антигона». Мифологические герои Зет и Амфион мстят Дирке за оскорбление их матери. Они хотят привязать Дирку к рогам дикого быка. Стремление мастеров показать свою виртуозность в ракурсах, в точности передачи анатомического строения приводит к некоторой утрате ясности и цельности композиции. Несмотря на мастерское исполнение каждой фигуры, произведение кажется перегруженным, нарочито усложненным. Следует отметить, что в выборе сюжета взят трагический момент - обреченность Дирки, неизбежность ее страшной казни.
Таким же настроением безнадежного отчаяния и смертельного ужаса проникнута знаменитая группа «Лаокоон», созданная Агесандром, Полидором и Афинадором в середине 1 в. до н.э. Небольшой алтарь с драпировкой служит опорой для фигур Лаокоона и младшего сына, уже падающего от укусов змей. Страшная неминуемая гибель всех троих выражена различно: старший сын еще не чувствует мук и с ужасом смотрит на отца, который делает отчаянные попытки бороться со змеями, младший сын уже не держится на ногах, он гибнет. Особенно выразительна фигура Лаокоона, при виде гибели своих сыновей его физические муки усугубляются душевными страданиями, лицо искажено нечеловеческими муками. Поверхность лица и тела переданы очень подробно, с явным желанием показать, выделить каждый отдельный мускул. Такая измельченность формы резко бросается в глаза и несколько разбивает общее цельное впечатление. Не совсем удались художникам фигуры сыновей: масштаб их фигур не соответствует пропорциям тел уже взрослых юношей. Композиция носит характер рельефа и положение главной фигуры явно заимствованно с фриза Пергамского алтаря (фигура Алкионея). Правая рука Лаокоона реставрирована. Она была в таком же движении, как и у Алкионея, то есть согнута к голове, что придавало более плавный характер общему силуэту всей группы. Лаокоон был открыт в развалинах терм Тита в Риме в 1506 году и долго считался наряду с Аполлоном Бельведерским вершиной греческого искусства.
Теперь, когда хорошо известны памятники периодов наивысшего расцвета художественного творчества, мы видим в «Лаокооне» произведение хотя и виртуозное по исполнению, но уже лишенное тех черт возвышенности и величия, ясности и силы выражения чувств, которые свойственны творениям классического искусства.
Искусство Этрурии
В Италии до римского владычества, кроме городов Великой Греции, самой значительной культурной областью была Этрурия – область, лежащая на западной стороне полуострова к северу от Тибра до реки Арно и ограниченная с востока Апеннинами.
Политически Этрурия представляла собой союз 12 городов, причем каждый из них являлся центром объединения нескольких более мелких городов и поселений. Наиболее значительными и древнейшими центрами Этрурии были города: Вейи на правом берегу Тибра недалеко от Рима, Цере, Тарквинии, Ветулония на побережье моря; позже укрепляются и богатеют города в глубине страны – Вульчи, Клузиум, Перузия, Аретинум. Во главе каждого союза стояла аристократическая греческая каста – лукумоны.
Период с конца 5 в. до н. э. был временем ожесточенной борьбы Этрурии с Римом. К 280 г. до н. э. Этрурия уже вся оказалась под властью Рима. После окончания войны 3-2 вв. до н. э. этрусские города восстановили свои хозяйственные силы; и эти столетия могут быть названы временем второго процветания Этрурии.
В 1 в. до н. э. Этрурия была заселена римскими ветеранами, и культура Этрурии постепенно теряет свои специфические черты.
Римляне ввели свой, латинский язык, свои порядки и обычаи; этруски были согнаны с родных мест; и уже ко 2 в. н. э. этрусский язык стал мертвым языком, а этруски смешались с другими италиками и римлянами.
Архитектура. Этрусское искусство богато памятниками и разнообразно в своих художественных формах. В высшей степени характерны для этрусского искусства погребальные сооружения, их украшения и инвентарь.
Этрусские храмы в отличие от греческих стояли на высоком пьедестале – так называемом подиуме. Они имели деревянное покрытие, поддерживаемое деревянными же или каменными колоннами, а также двускатную кровлю с сильно выступающим карнизом и обычно богато декорировались терракотовыми деталями. В этрусских храмах применялся так называемый этрусский, или тосканский, ордер, представлявший собой своеобразный этрусский вариант греческого дорического стиля. Колонны этого ордера не имели каннелюр, но включали базу и капитель, сходную с капителью греческого дорического стиля.
Этрусские гробницы разнообразны по своему устройству – пещерные гробницы с фасадом, высеченным на поверхности скалы и так называемые изолированно стоящие гробницы. Последние имели заупокойную камеру, располагающуюся ниже уровня земли, а выше устраивалась насыпь (тумулус) конической формы, опоясанная внизу каменным кольцом – так называемой крепидой. Этрусские гробницы этого типа оказали воздействие на архитектуру аналогичных сооружений Древнего Рима.
Если в искусстве 7 в. до н. э. преобладали образы животных, реальных и фантастических, то теперь человек становится главной темой искусства. Появляются новые сюжеты в росписи и в рельефе: заупокойный мир, оплакивание, охота, спортивные и гладиаторские игры.
В росписях и склепах встречаются элементы пейзажа, деревья, цветы, и в одном случае нам известен большой приморский пейзаж – это могила Охоты и Рыбной ловли (Тарквинии).
Форма художественного выражения в 6 в. до н. э. во многом условна. В живописи и рельефе это проявляется в расположении корпуса в фас и в профильном положении бедер, глаза в фас при профиле лица. Условно раскрашено темно-коричневым мужское тело, а женское светлым. Но вместе с этим этрусские мастера в течение 6 столетия до н. э. овладевают правильным построением пропорций, изображением разнообразных движений, выразительностью жеста. Большое внимание в этот период уделяется натюрморту – различной утвари, мебели, одеждам.
В отличие от греческой этрусская скульптура создавалась не из мрамора, а из глины и бронзы либо из местных пород камня – известняка и травертина.
Замечательными образцами терракотовой скульптуры являются большие саркофаги с изображением на крышке возлежащих , статуи, а также многочисленные терракотовые раскрашенные антефиксы с головами Селена и Менады.
Под влиянием греческой архитектуры этрусские храмы строят из камня и фронтоны украшают терракотовыми скульптурами.
В росписях 6 и первой половины 5 в. до н. э. главное место отводилось картинам пиров, музыки и танцев, состязаниям колесниц. В росписях конца 5–3 вв. до н. э. мы видим другое настроение: мрачные картины подземного мира, неумолимые строгие владыки Аида – Плутон и Прозерпина, страшные демоны - чудовища, угрожающие покойным и терзающие их. Если и рисуются картины заупокойных пиров, то участники их полны грусти и печали.
Яркая самобытность этрусского искусства больше всего проявилась в этот период в скульптурном портрете. Теперь широко входит в погребальный обычай захоронение в саркофагах и урнах из терракоты, реже камня, с изображением возлежащего покойного на крышке.
Портрет на саркофаге или урне чаще всего только физиономический и редко поднимается до психологического.
Хотя в начале 1 в. до н. э. началась интенсивная романизация Этрурии, местные художественные мастерские еще продолжают работать в старых традициях. К числу таких позднеэтрусских памятников принадлежит большая бронзовая статуя оратора; на статуе начертано по-этрусски имя оратора – Авл Метелл.
Искусство Древнего Рима