Искусство эпохи эллинизма конец VI - I вв до н.э
·Эллинизм - новый этап в развитии рабовладельческой культуры.
·Распад империи Александра Македонского после его смерти.
·Образование государств нового типа - деспотических монархий : эллинистический Египет, государство Селеквидов, Македонское царство, Пергам, Родос. Эти государства стали центрами эллинистической культуры.
·Греческая художественная культура распространяется на Восток и сближается с традициями искусства народов ближнего Востока.
·Расширяются художественные жанры - скульптурный портрет, жанровые и бытовые сцены.
·Изображения в скульптуре натуралистичны (безобразная старость, младенцы, горбун, карлица, старый учитель, старый рыбак)
·Появляются новые виды пластики - садово-декоративная скульптура, мелкая пластика, мозаика.
·Александрия - столица Египта в это время, крупнейший центр эллинистического мира. Здесь находился Фаросский маяк.
Маяк, построенный в 3 веке до н.э. на о. Фарос около египетского города Александрии, одно из 7 чудес света. Завершен он был около 283 г. до н.э., во времена правления Птолемея II, царя Египта. Строительство этого гигантского сооружения длилось всего 5 лет. Архитектор — Сострат Книдский.
Башня Ветров — древнейший метеорологический памятник в Афинах, высотой 12 метров и диаметром ок. 8 метров. Возведение этой восьмигранной башни пентеликонского мрамора на римской агоре приписывается астроному Андронику из Кирр. Традиционно это событие датируется серединой I-го века до н. э., однако не исключена и более ранняя дата.
В античности башню венчал флюгер в виде Тритона. Сохранился опоясывающий верх башни фриз с аллегорическими изображениеми восьми ветров — Борея (северный), Кекия (северо-восточный), Апелиота (восточный), Эвра (юго-восточный), Нота (южный), Липса (юго-западный), Зефира (западный) и Скирона (северо-западный). Внутри башни была устроена клепсидра(водяные часы), которую питали воды с акрополя.
·Танагрские статуэтки
Танагрские статуэтки — наиболее распространённый тип древнегреческих терракотовых статуэток эпохи эллинизма. Основная масса статуэток была обнаружена во время проходивших в 1874 г. в Танагре раскопок гробниц, датируемых III - I вв. до н. э. Терракотовые фигурки высотой 10-12 см покрывали прозрачной глазурью с примесью окиси металла и после обжига раскрашивали акварелью. Акварельная техника стала развиваться в Китае после изобретения бумаги во II веке нашей эры. В XII - XIII веках бумага получила распространение в Европе прежде всего в Испании и Италии.
·«Умирающий галл» — мраморная римская копия с пергамского оригинала (вероятно, бронзового), который был изготовлен по заказу царя Аттала I в память о его победе над кельтами-галатами. Не исключено, что оригинал вышел из-под резца придворного ваятеля Эпигона.
·«Вене́ра Мило́сская» (Афродита с острова Ми́лос) — знаменитая древнегреческая скульптура, созданная приблизительно между 130 и 100 годами до нашей эры. Статуя богини любви Афродиты из белого мрамора. Считается, что создателем её является скульптор Агесандр (или Александр) Антиохийский (надпись неразборчива). Прежде приписывалась Праксителю.
·Пергамский алтарь - мемориальный памятник, возведенный в честь победы. Произведение искусства эллинистического периода, построенное Эвменом II в период между 180-159 гг. до н. э.Получил название по месту своего создания - городу Пергаму в Малой Азии. Основная тема рельефных изображений - битва богов с гигантами. В настоящий момент экспонируется в берлинском Пергамском музее ( Античное собрание ), построенном специально для этой цели. Высокая стена цоколя представляет собой опоясывающий здание фриз с экспрессивной динамичной скульптурой.
·«Лаокóон и его сыновья» — скульптурная группа в ватиканском музее Пия-Климента, изображающая смертельную борьбу Лаокоона и его сыновей со змеями. Скульптура работы Агесандра Родосского и его сыновей Полидора и Афинодора является мраморной копией второй половины I века до н. э. Оригинал был выполнен в бронзе в 200 году до н. э. в Пергаме и не сохранился.
13)
ИСКУССТВО МАНЬЕРИЗМА
Маньери́зм (от итал. maniera, манера) — западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Некоторые исследователи не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко. Существует и расширенное толкование понятия «маньеризм», как выражения формотворческого, «претенциозного» начала в искусстве на разных стадиях культурного развития — от античности до современности.
Общая характеристика стиля:
Маньеризм появился в Италии, где важнейшими очагами развития стиля стали Флоренция, Мантуя и Рим, а затем получил распространение во Франции и других европейских странах.
Стиль был отчасти порожден кризисными явлениями в общественно-политической сфере, характерными для позднего Возрождения с его социальной, моральной и религиозной неустойчивостью; иногда начальную фазу маньеризма связывают с разграблением Рима в 1527 году.
Первый этап итальянского маньеризма охватывал 20-40-е гг. XVI в. и представлял собой сравнительно узкое течение, наиболее ярко воплощенное в живописи. Самым крупным и одарённым мастером был Якопо Понтормо. В его известной картине "Снятие с креста" композиция неустойчива, фигуры вычурно изломаны, светлые краски резки. Образ человека в искусстве маньеристов не только теряет героическую значительность, наполняется ощущением смятения, тревоги, но и, постепенно подчиняясь условному, сугубо аристократическому идеалу, утрачивает содержательность и самостоятельное значение.
Второй этап маньеризма (1538-1540 гг.) превращается в Италии в широкое течение, охватывающее живопись, скульптуру и архитектуру. Маньеризм становится придворно-аристократическим искусством,а затем утверждается во Флоренции и Риме. Смятение, пессимистический надлом раннего маньеризма уступают место холодной официальности; эстетические идеалы приобретают все более отвлеченный, безжизненный характер, всецело подчиняются нарочито произвольной формальной схеме — «манере»; творчество художника оказывается скованным целой системой догм и канонов. К концу 16 в. маньеристическое направление полностью обнаруживает свою бесплодность, заходит в тупик.
Самый крупный мастер - Аньоло Бронзино, особенно известный своими парадными портретами. В них отозвалась эпоха кровавых злодеяний и нравственного падения, охватившего высшие круги итальянского общества.
За пределами Италии маньеристами иногда называют представителей школы Фонтенбло во Франции, нидерландских художников16 века (многие из них восприняли идеи Маньеризма, побывав в Италии) и Эль Греко в Испании.
Выступление в Италии, с одной стороны, академистов болонской школы, с другой — Караваджо ознаменовало конец маньеризма и утверждение барокко.
Стилевые особенности:
Характерными особенностями художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризма, можно считать повышенный спиритуализм(духовность) (нередко сочетающийся с не менее сублимированным эротизмом или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему), взвинченность и изломанность линий, удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз. Контрастность- приём изображения фигуры в искусстве, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части, необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой.
Франческо Сальвиати. Неверие Св. Фомы |
Скульптура:
В ваянии представителями маньеризма были Бартоломео Амманнати и Джамболонья, в искусстве которого, оказавшем огромное влияние на его современников, сочетаются причудливость поз с изысканной плавностью и элегантностью форм. К ведущим скульпторам-маньеристам относят Бенвенуто Челлини.
Маньеризм в архитектуре:
Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности; использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений, элементов гротеска. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело
14)
2. Проторенессанс—этап в истории итальянской культуры, предшествующий Ренессансу, приходящийся на дученто (1200-е) и треченто (1300-е). Считается переходным от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения.
В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом. Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового.
Для искусства Проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость (в отличие от искусства Средневековья), появление интереса к античному наследию (свойственного искусству эпохи Возрождения).
Социальными предпосылками в 1200-е (дученто) явились развитие ремесел и торговли, экономические реформы в свободных итальянских городах (особенно в Тоскане).
Появление признаков Проторенессанса некоторые исследователи усматривают в архитектуре XI—XIII вв. в Тоскане, где использовалась полихромная облицовка мрамором в сочетании с тонкими членениями стен и античные архитектурные детали, что позволило облегчить тяжеловесность архитектуры свойственную романскому стилю.
Для архитектуры Проторенессанса характерны уравновешенность и спокойствие. Представитель: Арнольфо ди Камбио. Фонтан Маджоре в Перудже
Для скульптуры этого периода характерны пластическая мощь и наличие влияния позднеантичного искусства. Представитель:
Никколо Пизано
Для живописи характерно появление осязательности и материальной убедительности форм. Представители:
Пьетро Каваллини (Рим)
Джотто (Флоренция).
Чудо с источником
Билет № 15.