Греческое искусство 11 - 8 вв. до н.э.
Период греческой истории с 11 до 9 века до н.э. принято называть гомеровским, потому что главным письменным источником для его изучения служат поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Экономическая и социальная история гомеровской Греции представляет собой переходную ступень от родового строя к рабовладельческому. Основой греческого общества была еще родовая организация, в которой уже зарождалась частная собственность, росло имущественное неравенство.
Греция была разделена на небольшие самостоятельные области. Политической формой этого переходного строя была военная демократия, постепенно перерождающаяся во власть родовой аристократии.
Архитектура. От архитектурных сооружений 9-8 вв. до н.э. сохранились лишь руины, на основании которых можно установить, что строительство в древнейшей Греции развивалось на основе традиций микенской культуры. Планы сооружений 10-8 вв. до н.э. напоминали очертания мегарона микенской эпохи – прямоугольной постройки, вход в которую находился на узкой её стороне.
Вход оформлялся чаще всего в виде двухколонного портика. Такой облик имели не только обычные жилые дома, но и храмы, которые рассматривались как жилища божества.
Изобразительное искусство. Первые шаги греческого искусства яснее всего видны на расписных вазах (амфорах, кратерах, кубках), терракотовых и бронзовых статуэтках. Художественный стиль этого периода принято называть геометрическим, потому что орнаменты на вазах представляют собой комбинации из геометрических элементов: треугольников, зигзагов, кругов. Среди них и свастика – магический знак, символизирующий страны света. Особое место занял меандр, прочно державшийся во все времена античного искусства. Узоры, исполненные черно-коричневой краской на светлом фоне глины, расписывались на вазах поясами, заполняя всю поверхность сосуда.
Особенного искусства в декорировании сосудов достигли аттические мастера. Их рисунки строги, но отнюдь не сухи; фантазия в комбинациях геометрических элементов неисчислима. Много ваз геометрического стиля найдены в некрополе за городскими стенами Афин, около так называемых Дипилонских (то есть двойных) ворот. Аттические вазы геометрического стиля называют дипилонскими.
С конца 9 в. до н.э. на вазах, кроме орнаментальных рисунков, изображаются животные: конь, козёл, водоплавающие птицы и, наконец, человек. Новые образы не могли быть сразу выражены в реалистической форме.
Перед мастерами, искусными в составлении орнаментов, появилась новая и трудная задача – изображение человека, фигуру которого поначалу составляют из привычных геометрических элементов. Голова рисуется в виде круга, корпус – в виде треугольника, руки – тонкие палочки. Только бёдра и голени имеют некоторую округлость. Одежда, причёски не изображаются. Из таких примитивных силуэтных, весьма схематизированных фигур мастера 8 в. до н.э. создают многофигурные сцены, представляющие собой похоронный обряд, соблюдаемый в среде греческой аристократии.
Сюжетная композиция сначала несколько теряется среди орнаментов, опоясывающих вазу. Но постепенно, в течение 8 в. до н.э. сцена начинает занимать всё большее пространство на тулове сосуда и представляет собою уже целую картину, только обрамлённую орнаментом. Такие сюжеты были изображены на высоких (до 1,5 м) амфоре и кратере, служивших надгробными памятниками. Показан высокий катафалк, на котором возлежит покойник, рядом стоят жена и плакальщицы. Товарищи по оружию на колесницах сопровождают похоронное шествие.
К концу 8 в. до н.э. отчетливо выступает главная черта греческого искусства - стремление к правдивому изображению человека и животного. На вазах мастер, преодолевая схематичность, рисует фигуру более округлой; обозначает не только нос, но и подбородок, большой глаз (лицо всегда в профиль), прическу в виде отдельных прядей. Начинает появляться одежда; сначала юбки у женщин, позже - длинный подпоясанный хитон.
С усложнением тематических росписей все большее значение в гончарной мастерской должен был приобретать художник. Для создания многофигурных композиций, для изображения различных движений человека, многих видов животных требуется уже определенные навыки специального мастера-рисовальщика. Таким образом, можно говорить о появлении в течение 9 - 8 вв. до н.э. рисунка как самостоятельного вида искусства.
В геометрическом стиле исполнены мелкие статуэтки из глины и бронзы. Модель для отливки создавалась так же, как и терракоты в мастерской гончара. Об этом свидетельствует раскраска терракот, подобная рисункам на вазах, и, главное, форма фигуры человека и животного. Как и в росписях, пластическая фигурка имеет шарообразную голову с большим носом, плоский треугольный корпус, тонкие палочки - руки. Лишь бедра приобретают более объемные формы. Так же геометризированы и фигуры животных (конь). Статуэтки изображают всадников, атлетов, может быть, героев или богов. Есть и группы, представляющие борьбу героя с кентавром.
В 9 - 8 вв. до н.э. могли отливать только маленькие статуэтки. Лишь в 6 в. до н.э. родилась техника литья статуй более крупного размера потерей воска.