Особенности русского протодизайна
Отставание российской промышленности от развитых стран (Англии, Германии, США и др.), неравномерность и противоречивость экономического развития выстроили отличную от стран Западной Европы последовательность развития индустриального производства. В частности, географический фактор обусловил интенсивное развитие железнодорожного и мостостроительсва, предваривших машинный переворот. В проектную деятельность этого времени (В.Г.Шухов) закладываются критерии последующего развития дизайн-проектирования. Новое отношение к процессам формообразования отразилось в аналитических работах теоретиков и практиков рубежа XIX-XX вв.: Я.В.Столярова, П.С.Страхова, П.К.Энгельмейера. Вопросы эстетичности форм все более привлекают внимание исследователей и получают различную оценку сближения технического и творческого начал - от характеристики украшательства до отождествления красоты в технике с функционализмом.
Подобно движению в Англии, возглавляемому У.Моррисом, антитехницистские настроения в России вылились в активную борьбу против машинного производства. Обращение к художественному ремеслу (переживающему в это время упадок), создание творческих объединений с привлечением народных мастеров ставило целью возрождение народных художественных промыслов, ориентированных уже на массового потребителя. Созданные таким образом творческие объединения стали эпохальным явлением в русской культуре (центры в Абрамцево и Талашкино), открыв немало ярких имен - представителей неорусского стиля (В.М.Васнецов, И.Я.Билибин).
Это время характеризуется параллельным существованием различных художественных теорий и направлений: неорусского стиля, модерна и коммерческой рекламы, определивших характер прикладной графики. «В начале XX века плакат другие полиграфические формы рекламы становятся объектами довольно массового художественного проектирования, началом формирования специфического изобразительного языка и приемов его реализации.»
Итак, различные теоретические схемы дизайна, представленные наиболее известными именами теоретиков-разработчиков, есть отражение, во-первых, различного отношения к миру, во-вторых, разнохарактерности деятельности самих авторов, т.е. «отношений с действительной природой форм разных форм дизайнерской деятельности»
Виды дизайн-проектирования
Осмысление роли дизайна в контексте общественно-экономических, социальных и культурологических преобразований, позволившее теоретикам назвать его «третьей (проектной) культурой» (Дж.К.Джонс, Б.Арчер), заставило отказаться от определения дизайна, принятого в 1969 году. Поводом стала фактически изменившаяся специфика данного явления, его многогранность, охват широкого спектра объектов и ситуаций. Объект проектирования сегодня - это, скорее, потребности, наличие спроса на осуществление определенной функции, где, помимо утилитарности, реализованной через конструкцию и материал, все более значимым становится эмоционально-образное, общественное содержание продукта. Вклад в интеллектуальную жизнь, культуру, духовную составляющую нашего сознания - критерии ценности современного продукта дизайна.
Каждый из существующих сегодня видов дизайнерского творчества имеет свою предысторию, и возник как ответ на какую-либо потребность, продиктованную изменившимися, в первую очередь, экономическими условиями. Так, в ряду с индустриальным, графическимидизайном архитектурной средывозникли компьютерный (имеющая совершенно иной, виртуальный характер, и широчайшие возможности моделирования, среда) и экспо-дизайн(следствие возросшей конкуренции и усовершенствованных презентационных технологий). Характерные методы дизайн-проектирования в индустрии моды обусловили выделение специфического сегмента дизайна - дизайн одежды и аксессуаров. Знаменитый Энди Уорхолл стал прародителем самобытного и модного арт-кара, расписав объект творчества - автомобиль - без предварительного эскиза. Сегодня арт-кары, наравне с изделиями арт-дизайна, - непременные экспонаты выставок, направленных на организацию художественных впечатлений. В арт-дизайне, имеющем еще более инновационный характер, усилия дизайнера направлены на создание определенного эффекта. Изделия этого творческого направления почти лишаются утилитарного значения, становятся декоративными, выставочными.