Индивидуальные проявления детей в изобразительной деятельности
Известно, что дети одного возраста могут находиться на разных ступенях развития. Это зависит и от воспитания, и от общего развития ребенка. Педагог не должен об этом забывать, ибо индивидуальный подход к каждому ребенку — одно из главных условий успешного воспитания и обучения. Индивидуальные проявления есть, ни что иное, как способности ребенка, и задача педагога выявить и развить их.
Рисунки мальчика Онфима, выполненные на бересте, пожалуй, самые ранние детские рисунки найденные в нашей стране в новгородских раскопках. Их появление относят к 12 веку. С первого взгляда примитивные и схематические, но они несут в себе отзвуки далекой истории. По целому ряду признаков этих рисунков их автору могло быть 7-8 лет. Какие эти признаки?... Онфим изображает сражение, несущихся всадников, летящие стрелы, поверженных воинов. Налицо смысловые связи, динамика изображения, удачное композиционное заполнение пространства поверхности бересты. И, в тоже время фигуры людей – примитивные головоноги, которых изображают младшие дошкольники. Удивительный ритм фигурок людей, внешне казалось бы одинаковых, но каждый из них со своими особенностями движения рук. Ну, а то, что изображения сопровождаются надписями, с полной определенностью говорит о том, что это ученик, обучающийся грамоте.
Впервые на роль рисования, как общеобразовательного предмета указал великий швейцарский педагог Г.Песталоцци. Он утверждал, что умение рисовать должно предшествовать умению писать.
Изучением проявлений детей в изобразительной деятельности занимались многие известные исследователи детского творчества - К.Риччи (1911); Г.Кершенштейнер (1914); Лампрех (1909); Д.Селли, С.Левенштейн. Они много сделали для изучения и пропаганды детского творчества, но не дали каких-либо методических рекомендаций по развитию творческих способностей детей. Их исследования носили в основном констатирующий характер.
В нашей стране активным поборником идей свободного воспитания в области изобразительной деятельности детей явился известный искусствовед и исследователь детского творчества А.В.Бакушинский (1925). Весьма ценным в его исследовании представляются четко разграниченные возрастные периоды развития ребенка и выделение характерных признаков, проявляющиеся в процессе изобразительной деятельности. В основном это проблемы объемно-пространственного решения композиций детских рисунков. Его тонкие наблюдения за творчеством детей позволили выделить целый ряд закономерностей, проявляющихся в процессе рисования - в области развития передачи форм предметов, их цветовых характеристик, пространственного решения композиций, что связано с особенностями зрительного восприятия ребенка, с формированием двигательных навыков, что в полную меру недооценивалось предшественниками.
В 20-х годах прошлого столетия вопросами изучения детских рисунков в нашей стране много занимался Н.Рыбников (1926). Среди методов изучения на первое место он ставит биографический метод. Этот метод предполагает анализ детских рисунков собранных у одного ребенка на протяжении нескольких лет, при этом фиксируются обстоятельства, при которых были выполнены эти рисунки (самостоятельно или вследствие побуждения со стороны взрослого). Для этих целей в Педологическом институте была разработана целая программа. В частности, предлагалось фиксировать то, что ребенок говорил во время рисования, с чего начинал рисовать, насколько придерживался первоначального замысла, когда начинает рисовать с натуры, а не по памяти, окружающие условия, социальное положение и т.д.
Уже в то время установились методы исследования детских рисунков - формальный и содержательный.
Формальный метод различает ряд ступеней развития. На первой ступени ребенок изображает бессмысленные и беспорядочные каракули. На второй степени - своим каракулям ребенок начинает присваивать некое значение, при этом отдельные изображения могут случайно походить на знакомые объекты. В дальнейшем можно выделить изображения отдельных предметов, не имеющих между собой связи. Далее - ступень графического рассказа, в котором изображения объединены с помощью плоскостной линии. И, наконец, переход от двухмерного изображения к перспективному.
Содержательный подход усматривает три ступени развития ребенка. В рисунках ребенка на первой ступени развития излюбленной темой изображения является человек, на второй ступени характерно изображение животных, а на третьей ребенок начинает рисовать и многие другие предметы.
Н.Рыбников предложил свою схему квалификации детских рисунков. Такие позиции, как анализ содержания рисунков (объекты изображения), ”Композиция”, “Пространство”, “Движение”, “Цвет”, «Фактура». Особый упор автором был сделан в связи с анализом работ детей по социальному признаку, а также по признаку пола.
Среди исследователей изобразительной деятельности детей в последние десятилетия выделились такие ученые как Е.И.Игнатьев, В.И.Кириенко, Т.С.Комарова, В.С.Кузин, Н.Н.Ростовцев, Н.П.Сакулина, Е.В.Шорохов и др.. Они внесли значительный вклад в совершенствование методов активизации изобразительной деятельности детей, что отразилось в составлении программ по изобразительному искусству, отличительной чертой которых явились задачи обучения, воспитания и развития, а ведущим видом деятельности стало рисование с натуры.
В последние годы была проведена большая работа по классификации методов изучения изобразительной деятельности детей и определения системы критериев оценки детских рисунков. Изучая вопросы активизации художественного изображения объектов действительности, советский ученый К.М.Багдасарян в середине 70-х годов выделила следующие разделы:
Раздел I - Выражение отношения к действительности посредством композиции рисунка (композиционные качественные показатели)
1. Правильный выбор положения листа бумаги 2. Гармоническое заполнение поверхности бумаги 3. Связь между изображаемыми объектами 4. Элементы ритмичности 5. Наличие художественного замысла 6. Элементы симметричности 7. Упорядоченность пространственной ориентации а) загораживание б) расположение на одной линии в) наличие границы земли и неба 8. Многопредметность 9. Разнообразие изображаемых объектов 10. Многодетальность 11. Стремление к выражению действия и движения 12. Стремление к выражению настроения 13. Стремление к крупному изображению 14. присутствие фона в рисунке (одноцветная окраска как фон) 15. Изображение близкое к реальному
Раздел П - Выражение отношения к действительности посредством передачи формы и пропорций предметов (качественные показатели изображения формы и пропорций)
16. Элементы объемного изображения 17. Общая пропорциональность 18. Правильная передача характера формы
19. Конструктивное членение формы
Раздел Ш - Выражение отношения к действительности через цвет в рисунке (качественные показатели цветового изображения)
20. Много красок 21. Яркие краски 22. Смешанные краски 23. Передача различных оттенков одного цвета 24. Краски близкие к реальному
Раздел 1У - Отношение к работе и технические навыки (технические качественные показатели)
25. Законченность рисунка 26. Правильное использование инструмента 27. Правильная техника работы данным художественным материалом 28. Общая манера исполнения. Рисование и раскраска решительными и смелыми линиями, штрихами или мазками (К.М.Багдасарян, 1975).
Эти признаки в достаточно полной мере отражают многообразие проявлений детей в изобразительной деятельности – эмоциональное содержание рисунков, его качественная сторона, владение техническими навыками. Но перечисленные признаки не отмечают возрастные особенности этих проявлений.