Мышление и воображение в изобразительной деятельности

Воображение - это умение мысленно создавать новые объекты и идеи на основе своих знаний.

Мышление - способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

Любой продукт воображения ребёнка основан на фактах, наблюдениях, полученных из реальности и закрепившихся в его опыте. Чем больше запас наблюдений, чем шире его чувственный опыт, разнообразнее впечатления и переживания, тем больше есть возможностей

его использования в деятельности воображения. Однако для создания творческого продукта необходима ещё способность своевременно использовать накопленный опыт.

Рисуя, ребёнок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Мышление и творчество неотделимы. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают.

5.3 Свойства цвета и их изучение на уроках изобразительного искусства. Цвет имеет три свойства: цветовой тон (название), светлота (сколько белого), насыщенность (отличие от ахроматического). Цвета разделяются на тёплые и холодные. Использование цвета в изобразительной деятельности детей изначально происходит спонтанно, на уровне каракулей. Умение видеть и воспроизводить сложные цветовые состояния объектов не приходит само и нуждается в активной помощи со стороны педагога. Путь научения: от каракулей (простого цвета) – к сложным цветовым оттенкам. Ребёнка нужно учить (показывать), как брать краску на кисточку, как снимать с неё лишнюю воду, как находить нужный оттенок и т.д. В технологии заливки цветом (раскрашивании) на начальной стадии обучения дети часто оставляют просветы (не закрашенные участки), поэтому учителю нужно обращать на это внимание.

Цветоведение - наука о цвете, включающая знания о природе цвета͵ базовых, составных и дополнительных цветах, базовых характеристиках цвета͵ цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре. Цвет - это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света͵ ᴛ.ᴇ. свет+зрение=цвет.

Цвета разделяются на:

§ Холодные - ϶ᴛᴏ цвета от синœе-фиолетового до желто-зелœеного. § Теплые - ϶ᴛᴏ цвета͵ расположенные в хроматическом круге, начиная с желтого и заканчивая красно-фиолетовым. Также всœе цвета подразделяются на: хроматические, ахроматические, полухроматические. Ахроматические - белый, черный, и всœе оттенки серого.§ Цветовой тон – качество цвета͵ когда данный цвет можно приравнять к одному из спектральных цветов. Другими словами - ϶ᴛᴏ само название цвета. § Светлота – (степень отличия цвета от белого) – количественные различия внутри одного и того же цвета. Это наличие в цвете того или иного количества белого или черного. § Насыщенность – (степень отличия цвета от равного по светлоте серого) – степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического. Насыщенность обычно заменяется чистотой. Насыщенность хроматической краски, в которую добавлены белила, значительно падает, при добавлении черного цвета насыщенность изменяется, но не так резко. При равной насыщенности цветов активнее воздействуют на глаз более светлые цвета͵ а при равной светлоте – более насыщенные.§ Чистота цвета – доля чистого спектрального в общей яркости данного цвета. Самые чистые цвета – спектральные. Чистота ахроматических цветов равна 0, так же как и насыщенность. Сочетание цветового тона и насыщенности называют цветностью. Ахроматические цвета ее не имеют. Цветовой круг - основной инструмент для комбинирования цветов. Первую круговую цветовую схему разработал Исаак Ньютон в 1666 году. Цветовой круг построен на фундаменте трех цветов, красный, желтый и синий. Они называются основными цветами. Именно эти первые три цвета будут создавать остальные цвета на круге при смешивании. Вторичные цвета(дополнительные) - это цвета, которые создаются при смешении двух основных цветов. При смешивании желтого и синего создается зеленый, желтый и красный создает оранжевый, синий и красный создает фиолетовый.

6.3 . Основное содержание программы по изобразительному искусству, разработанной под руководством В.С.Кузина. Учебно-методический комплекс по изобразительному искусству

План: 1) Концепция, Программа и ее особенности 2) задачи 3) основа программы-принципа 4) основные виды деятти 5) учебно-методич.обеспечение.

1) Концепция "Школа рисунка - графическая грамота" (Авторы концепции Ростовцев Н.Н. и Кузин В.С.) продолжает традиции зародившиеся в дореволюционной методике рисования. В основе концепции лежит подход к обучению разработанный для Академии Художеств. Одной из главных задач этого подхода является обучение рисованию с натуры и реалистической передаче объектов. Программа «Изобразительное искусство» в рамках данной концепции сильно изменилась за время своего существования. Авторами действующей в настоящее время программы «изобразительное искусство» являются: Кузин В.С., Шорохов Е.В и др. Программа рассчитана на 1 ч. В неделю. 2)Основные задачи действующей программы: 1.овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; 2.развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству. 3) В основе программы лежат принципы:1) тематический принцип планирования учебного материала; 2)принцип воспитывающего обучения; 3)научность обучения; 4)доступность обучения; 5)систематичность и последовательность бучения; 6)сознательность и активность в обучении; 7)принцип межпредметных связей; 8)преемственности; 9)прочности усвоения мат-ла; 10)проблемности. 4) К имевшимся в ранее существующей программе четырем типам учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве, сейчас добавились также - иллюстрирование (композиция), лепка, аппликация с элементами дизайна. "Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. ... "Рисование на темы - это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, "Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ Лепка. "Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев, деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека". Аппликация. " В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека, составление сюжетных композиций и декоративных работ. Беседы об изобразительном искусстве. 5) Авторы составляют учебно-методические комплекты по программе, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей. Вывод: целостная концепция преподавания в отличии от разрозненного учебно-тематического плана обеспечивает системность освоения содержания по предмету

Наши рекомендации