Искусство западной европы xii-xv века. готический стиль.
Термины «готический», «готика» еще более условны, чем понятие романского искусства. Возник он в Италии в эпоху Возрождения, когда наивно полагали, что стрельчатая форма арки средневековой архитектуры произошла от формы шатров древних готов, якобы просто связывавших кроны росших поблизости деревьев. Впоследствии, когда установлены были позднее происхождение стрельчатой арки и ее конструктивная роль и когда отношение к архитектуре средневековья решительно изменилось, термин этот все же был сохранен для обозначения позднесредневекового искусства.
В большинстве европейских стран расцвет готики приходится на XIII—XIV века. Характерным для этого времени является быстрый рост и процветание городов. Вследствие этого в искусстве готики наряду с чисто феодальными элементами уже сильны черты слагающейся культуры бюргерства. Творческая деятельность переходит теперь от монастырей в руки светских мастеров, объединяющихся в цеховые организации. Прямым результатом такого положения вещей являются две черты, отличающие готическое искусство от романского: усиление рационалистических моментов, с одной стороны, и сильные реалистические тенденции — с другой.
Усиление рационализма особенно сказалось в области зодчества, вырабатывающего своеобразнейшую, исключительно логичную систему конструкций и декора. Использование достижений романского искусства в строительстве церквей, перекрытых сводами, позволило возводить огромные каменные храмы, устойчивость которых зависела от верного распределения сил тяжести и присущего каждому своду распора. Сущность готической конструкции состояла в том, что она создавала как бы каркас, или скелет, здания, сочетая три главнейших элемента: свод на нервюрах стрельчатой формы, систему так называемых аркбутанов и мощные контрфорсы . Тип базилики сохраняется, но сильно упрощается в плане по сравнению с романским. Главный неф делится на ряд прямоугольных отрезков, каждый из которых перекрывается пересекающимися по диагоналям стрельчатыми арками (нервюрами). Их тяжесть принимаютвертикальные опоры (столбы), распор же передается примыкающим к наружным стенам контрфорсам при помощи полуарок (аркбутанов), которые перекинуты над крышами низких боковых нефов и. подпирают основания нервюр. Такой же системой нервюр перекрываются и отрезки боковых нефов. Части свода между нервюрами (лотки) отличаются легкостью и почти не увеличивают нагрузку. Легкость присуща и частям стен между контрфорсами. Стрельчатая форма арок, уменьшающая по сравнению с полуциркульной распор свода, представляется столь же характерной чертой готической архитектуры, как и описанная конструкция. Стрельчатый свод постоянно применяется в аркадах, окнах, дверях, равно как и в чисто декоративных целях.
К наиболее распространенным наружным декоративным формам принадлежат небольшие башенки с остроконечными шпилями на контрфорсах (фиалы), высокие фронтоны над окнами и дверями (пинакли, вимперги), навершия башенок и пинаклей (крестоцветы), а также бегущие вдоль аркбутанов и по ребрам башенок стилизованные листья (краббы). Наиболее распространенными являются двухбашенные фасады, разделяемые на три яруса. Они имеют богато украшенные порталы, над которыми располагается большое круглое окно (роза). Тройное деление по этажам применяется и внутри среднего нефа. Над ярусом аркад располагается невысокая декоративная галерея (трифорий), над которой помещаются очень большие окна, дающие прямой свет главной части собора. Окна, в том числе и розы, заполняются легким каменным переплетом, в интервалы которого вставляются цветные стекла (витражи). Отмеченные формы в сочетании с чрезвычайным обилием скульптуры, украшающей фасады и другие части готической церкви, создают впечатление, что она как бы оплетена каменным кружевом.
Из всех видов изобразительного искусства периода готики наибольшее значение принадлежит скульптуре. Сложившись на основе достижений позднероманской пластики, готическая скульптура также развивалась в теснейшей связи с архитектурой.
Главные черты, характеризующие готическую скульптуру, могут быть сведены к следующему. Религиозная тематика сохраняет свое доминирующее положение, но ее образы меняются, наделяются чертами глубокой' человечности. Одновременно с этим усиливается роль светских сюжетов, и важное место, хотя и не сразу, начинает занимать портрет. Второй особенностью готической скульптуры является развитие статуарного искусства. Готика знает также и рельеф, и постоянно к нему обращается, но все же определяющим видом скульптуры является круглая пластика.
Первые памятники круглой пластики появились еще около середины XII века, однако лишь с начала XIII столетия готическая скульптура вступила в пор зрелости. В 30—40-х годах начинается период ее наивысшего расцвета. Готическая скульптура развивается в теснейшей связи со строительством больших соборов. Особенно важны в этом отношении французские соборы в Шартре, Амьене и Реймс, каждый из которых насчитывает не менее двух тысяч скульптурных произведений. В отношении выбора сюжетов, а также размещения изображении подобный комплекс подчинен строгим правилам, установленным церковью.
Собор должен был служить воплощением собранной как бы в фокусе структуры Вселенной, как она представлялась тогда теологам. В соответствии с символикой, положенной в основу общего замысла храма, главный, западный фасад, обращенный в сторону солнечного заката, посвящался обычно теме «Страшного суда». Под тимпаном, по сторонам входов, посетителей встречали статуи Христа и апостолов. Боковые порталы посвящались обычно Марии (правый) и особо чтимому местному святому (левый). В порталах, посвященных святым, на том же месте развертываются эпизоды из их легенд. Общему замыслу подчинена была и декорировка порталов боковых фасадов собора, находящихся на выступах трансепта. Скульптура обращенного к дневному свету и солнцу южного фасада представляла сюжеты Нового завета, в то время как сумрачная северная сторона была отведена для изображения ветхозаветных персонажей и сцен.
Готический собор включал изображения не только религиозных сюжетов и священных персонажей, но также и реального мира и порожденных им отвлеченных понятий. Время находит здесь свое отражение в изображениях месяцев года, представленных либо в виде восходящих к глубокой древности знаков зодиака, либо в сценах сельскохозяйственных работ. Различные сферы духовной деятельности человека воплощены в аллегорических фигурах семи «свободных искусств», под которыми разумелись науки, входившие в унаследованную от античности систему светского обучения (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка).
Распространенная во Франции и ряде других стран средней и северной Европы каркасная конструкция готического собора, позволившая вытеснить плоскости стен огромными проемами окон, не оставила места для монументальной фресковой живописи. Теперь фреску заменяет витраж, в котором изображения составляются из кусков цветных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми перемычками. Отдельные детали изображения — черты лица, волосы, складки одежд — наносятся особыми красками, которые после обжига стекла сливаются с его поверхностью и приобретают прозрачность. Держится витраж на железной арматуре, в свою очередь укрепленной в каменных амбразурах и переплетах оконных проемов.
Монастырские скриптории, еще игравшие заметную роль в начале XIII века, к моменту расцвета книжного искусства и миниатюры в середине того же столетия, сходят со сцены, уступая место светским мастерским, находившимся в городах. Эти новые мастерские зачастую представляли собой производственные цехи с дифференциацией труда (каллиграфы, орнаменталисты, иллюстратору и т. д.). Рассчитанная по преимуществу на светского владельца готическая миниатюра приобретает ряд новых черт. В ней усиливается реалистическое начало, сперва в деталях и отдельных мотивах, а затем и в общей концепции. Исключительное внимание уделялось и декоративной стороне оформления рукописей.