Городское искусство, ремесло и промышленность XVIII – первой половины XIX в.
Реформы Петра I в области культуры, искусства, науки и техники. Создание основ государственной системы общего и специального образования. Воспитание ансамблевого мышления в академической школе XVIII – первой половины XIX в. формирование новых принципов в архитектуре и градостроительстве. Убранство дворцовых интерьеров. Мебель, декоративно-прикладное искусство. Широкое использование в оформлении интерьеров дерева. Роль формообразования художественных стилей.
Новые достижения в художественном конструировании технических изделий. Уникальные станки А.К. Нартова. Их художественно-конструктивные особенности. Переход от ручного ремесленного способа производства к машинному - первый этап промышленной революции ХVIII века.
Часовых дел мастера. Основные типы часов. Творчество Кулибина, И.Бортникова, Е.Кузнецова, И.Козопасова.
Создание в 1726 году Инструментальной палаты при Академии наук – экспериментальной базы русского приборостроения. Роль М.В.Ломоносова в создание приборов и инструментов.
Инструментальный класс Академии художеств. Его влияние на развитие эстетических начал в русском приборостроении.
Приборы для флота А.В.Самойлова. Их художественные и технические достоинства.
Изобретение первого в мире двигателя с непрерывным рабочим движением и строительство первой заводской воздуховной паровой машины и плавильной металлургической печи русским механиком И.И.Ползуновым.
Два направления эстетического осмысления создаваемых в первой половине ХIХ века машин и станков в поисках их наилучшего конструктивного решения:
а) включение в композицию архитектурных элементов;
б) поиск выразительной пластики функционально обоснованных форм, создающихся интуитивно в процессе конструирования.
Художественное образование заводских технических кадров. Роль заводских школ в образовании кадров горнозаводской промышленности. Рисовальный класс в Горном училище – первом гражданском высшем техническом заведении. Роль Практического Технологического института в развитии русской науки и техники и значение в этом рисовальных классов института.
Промышленное искусство и ремесло второй половине ХIХ- начале ХХ вв.
Возникновение в середине ХIХ века на базе бурного технического прогресса массового промышленного производства. Процесс дальнейшего разделения труда. Коренной пересмотр традиционных принципов создания изделий, усилением внимания к их утилитарным и эстетическим функциям.
Индустриальная тема в произведениях искусства. Зарождение и развитие промышленной графики.
Роль промышленных выставок и промышленных музеев в развитии художественного конструирования. Первая Всемирная промышленная выставка в Лондоне а1851 году, успешные выступления России на международных выставках в других странах во второй половинеХIХ- начале ХХ вв.
Архитектура, мебель, предметы быта, оформление интерьеров. Поиски нового, обусловленные изменяющимися социальным условиям в связи развитием буржуазии. Тесное содружество между архитектурами – рисовальщиками и мебельщиками. Эклиптика. Поиски нового стиля
Подготовка художественно профессиональных кадров разработчиков изделий и мастеров. Открытие «училищ технического рисования» в Москве ( графа Строгонова) и в Петербурге. Появление художника нового типа, развитие специального ремесленного образования мастеров- исполнителей. Формирование наук, связанных с вопросами гигиены труда и использования предметов быта.
Возникновение и развитие стиля модерн. Усиление внимания к функциональному и комплексному решению архитектурно-предметной среды. Принципы стилеобразования, закономерности организации пространственной среды в модерне. Развитие массового производства мебели. Тенденции национализации стиля. Творчество В.М.Васнецова, Е.Д.Поленовой в Абрамцево на рубеже веков. Роль их деятельности для развития народных художественных промыслов.
Значение модерна для утверждения в искусстве создания бытовых предметов новых эстетических и творческих принципов, для ускорения появления дизайна и новой профессии – художника- дизайнера.