ДИНАМИКА ПРОТЯЖЕННОСТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ в 19 в. (в километрах)

Страна 1840 г. 1860 г. 1880 г. 1900 г.
Бельгия
Франция
Германия
Великобритания 2,390
Россия

Изобретение машин для производства машин. На начальных этапах распространение машин было ограничено тем, что их приходилось производить вручную, поэтому каждая из них сильно зависела от изобретательности мастера, однотипные машины заметно отличались друг от друга. Переворот в производстве завершился тогда, когда осуществилась механизация производства самих машин.

Самым важным открытием машиностроения эпохи промышленной революции стало изобретение токарного станка, на котором можно было бы нарезать винты и осуществлять иные операции. В этом открытии основную роль сыграл английский механик Генри Модсли. В 1798–1800 он изобрел токарный станок с суппортом, на котором стало возможным очень точно нарезать винты и гайки. Понимая необходимость универсализации технических параметров, Модсли стал также основателем технической стандартизации. Только теперь стало возможным массово производить болты и гайки, которые подходили бы друг к другу.

Механизация производства машин позволила наладить поточное производство «машин для убийств» – огнестрельного оружия, винтовок и стальных пушек.

Давно было известно, что ружья с нарезами в канале ствола стреляют дальше и точнее. Однако зарядить такое ружье с дула, подобно гладкоствольному, было трудно, а для создания казнозарядного ружья необходимо изготавливать затвор ружья с высокой точностью. Когда появились высокоточные токарные станки, эта проблема была решена. В 1841 на вооружение прусской армии было принято игольчатое ружье Дрезе, позже нарезное оружие поступило и в другие европейские армии. Крымская война убедительно показала преимущества нарезного оружия союзников перед гладкоствольными ружьями русских.

Позже всего появились стальные пушки. В 1850-х английский изобретатель и предприниматель Генри Бессемер изобрел бессемеровский конвертер, а в 1860-х французский инженер Эмиль Мартен создал мартеновскую печь. После этого началось промышленное производство стали и стальных пушек.

Механизация производства оружия подкрепила высокую экономическую эффективность стран Западной Европы не менее высокой эффективностью их армий. Благодаря этому колониальное подчинение всего мира передовой Европе стало лишь вопросом времени.

«Патентная революция» как предпосылка промышленной революции. Историки отмечают, что машины сами по себе вовсе не были для Западной Европы чем-то совершенно новым. Еще в античную эпоху изобретались многие механические приспособления, вплоть до использования силы пара. В средние века также известно немало попыток использования машин на мануфактурах. Эти факты показывают, что, с точки зрения возможностей чисто технических изобретений, промышленная революция могла бы произойти гораздо раньше нового времени.

Объяснение «запоздалого» массового внедрения технических изобретений кроется в том, что оно требовало осуществить сначала некоторые социальные инновации. Для внедрения машин, в частности, было необходимо сначала ликвидировать средневековую цеховую систему, которая запрещала конкуренцию, и создать систему правовой защиты прав изобретателя. В средние же века технические изобретения оставались уникальными образцами: внедрение техники наталкивалось на противодействие цеховых ремесленников, которые боялись потерять работу, а изобретатели, боясь лишиться дохода от использования своих открытий, всячески их скрывали и часто уносили их тайну с собой в могилу.

Феодальная регламентация создавала для технических новинок не стимулы, а контрстимулы. Известно много примеров репрессий против изобретателей новых технических инноваций. Так, в 1579 в Данциге был казнен механик, создавший лентоткацкий станок. Когда в 1733 английский ткач Джон Кей изобрел «летающий челнок», то он подвергся преследованиям собратьев по профессии – его дом был разгромлен, и он был вынужден бежать во Францию. Последним отголоском средневекового страха перед машинами стало движение луддитов в Великобритании рубежа 18–19 вв., когда восставшие рабочие разбивали машины, «отнимающие хлеб у людей».

Важнейшей предпосылкой изобретения машин стала «патентная революция» середины 18 в., когда в Англии были приняты специальные законы, защищающие (в течение ряда лет) исключительные права изобретателя на использование его открытия. Изобретательство стало приносить не гонения, а доход. В результате многие изобретатели (Аркрайт, Уатт, Фултон, Стефенсон) смогли стать крупными предпринимателями, заработавшими большую прибыль на эксплуатации своих открытий. Без законов о защите интеллектуальных прав собственности изобретательство не могло бы приобрести широкого размаха.

Промышленная революция как переход к самоподдерживающемуся росту. Эпоха промышленной революции качественно изменила темпы экономического роста. В доиндустриальных обществах экономический рост был неустойчив и невысок: периоды экономического роста перемежались с периодами спада, в результате чего средний темп прироста колебался около нуля. Новый взгляд на эпоху промышленной революции, концепцию перехода к самоподдерживающемуся росту, сформулировал в 1956 американский экономист Уолт Ростоу.

У.Ростоу выделил пять стадий роста:

1. традиционное общество (the trаditional society);

2. период создания предпосылок для взлета (the preconditions for take-off);

3. взлет (the take-off);

4. движение к зрелости (the drive to maturity);

5. эпоха высокого массового потребления (the age of high mass consumption).

Критерием выделения стадий в концепции У.Ростоу служили преимущественно технико-экономические характеристики: уровень развития техники, отраслевая структура хозяйства, доля производственного накопления в национальном доходе, структура потребления и т.д.

Для первой стадии, традиционного общества, характерно, что свыше 75% трудоспособного населения занято производством продовольствия. Национальный доход используется главным образом непроизводительно, на потребление, а не на накопление. Это общество структурировано иерархически, политическая власть принадлежит земельным собственникам или центральному правительству. Темпы экономического роста невелики и нестабильны.

Вторая стадия является переходной к взлету. В этот период осуществляются важные изменения в трех непромышленных сферах экономики – сельском хозяйстве, транспорте и внешней торговле.

Третья стадия, «взлет», охватывает, по мнению У.Ростоу, сравнительно небольшой промежуток времени – всего 20–30 лет. В это время резко растут темпы капиталовложений, заметно увеличивается выпуск продукции на душу населения, начинается быстрое внедрение новой техники в промышленность и сельское хозяйство. Развитие первоначально охватывает небольшую группу отраслей («лидирующее звено») и лишь позднее распространяется на всю экономику в целом. Чтобы рост стал автоматическим, самоподдерживающимся, необходимо выполнение нескольких условий:

- резкое увеличение доли производственных инвестиций в национальном доходе (с 5% до как минимум 10%);

- стремительное развитие одного или нескольких секторов промышленности;

- политическая победа сторонников модернизации экономики над защитниками традиционного общества.

Главная идея концепции У.У.Ростоу показана на графике (Рис. 1), где по оси абсцисс отложено время с указанием выделенных Ростоу стадий, а по оси ординат – среднедушевой доход.

Для традиционного общества характерно колебание на одном и том же уровне: среднедушевой доход, то немного увеличивается, то падает под влиянием ухудшения соотношения жизненные средства / население. Во второй стадии, переходной к взлету, ситуация несколько улучшается: растет среднедушевой доход, однако, еще нельзя говорить о необратимых изменениях. Лишь стадия взлета переводит среднедушевой доход на качественно новый жизненный уровень и, главное, создает предпосылки для необратимого роста.

Предложенная У.Ростоу интерпретация промышленной революции предлагает видеть главное не в новых машинах, а в новых высоких темпах роста. Действительно, промышленная революция привела к резкому ускорению темпов ежегодного прироста основных экономических индикаторов (Табл. 3). Однако при таком подходе глубокие социальные, институциональные изменения оказываются как бы в тени, а на передний план выходит соотношение инвестиций и темпов роста валового национального продукта.

Таблица 3

ЕЖЕГОДНЫЕ ТЕМПЫ РОСТА ВАЛОВОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА (ВНП) %

Страны 1–1000 гг. 1000–1500 1500–1820 1820–1870 1870–1913 1913–1950 1950–1973 1973–2001
Великобритания     0,80 2,05 1,90 1,19 2,93 2,08
Германия     0,37 2,00 2,81 0,30 6,68 1,75
Франция     0,37 1,43 1,63 1,15 5,05 2,20
Западная Европа в целом –0,01 0,29 0,40 1,68 2,11 1,19 4,79 2,21
США     0,86 4,20 3,94 2,84 3,93 2,94
Япония 0,10 0,18 0,31 0,41 2,44 2,21 9,29 2,71
Китай 0,00 0,17 0,41 –0,37 0,56 –0,02 5,02 6,72
Индия 0,00 0,12 0,19 0,38 0,97 0,23 3,54 5,12
Весь мир в целом 0,01 0,15 0,32 0,93 2,11 1,82 4,90 3,05

Критики концепции самоподдерживающего роста отмечали довольно абстрактный характер количественных критериев, предложенных У.Ростоу для выделения стадий. В его теории большую логическую нагрузку несет тезис об удвоении доли производственных инвестиций в национальном доходе. Между тем, это утверждение не вполне соответствует историческому опыту развитых капиталистических стран. Как справедливо отметил американский экономист Саймон Кузнец, доля внутреннего накопления в национальном доходе перед стадией взлета во многих странах была заметно выше 5% (например, в США в 1840–1850-е она составляла 15–20%) и удвоения ее в ходе взлета вовсе не наблюдалось. Схема У.Ростоу, замечает С.Кузнец, скорее «могла бы соответствовать „коммунистическим взлетам“», поскольку в процессе социалистической индустриализации конца 1920 – начала 1930-х действительно произошло удвоение нормы производственного накопления.

Таким образом, предложенная У.Ростоу интерпретация промышленного переворота как резкого ускорения и качественного изменения темпов роста в наши дни принимается, но в менее жесткой форме. Историки соглашаются, что только после промышленного переворота начался устойчиво высокий экономический рост, связанный не с внешними, а с внутренними стимулами. Однако изменение темпов и качества экономического роста происходит вовсе не «скачком», а в течение длительного промежутка времени. Скачкообразный «взлет» типичен только для стран догоняющего развития (для России, для новых индустриальных стран третьего мира), которые при осуществлении промышленного переворота используют в «готовом виде» многие достижения передовых стран.

Промышленная революция как социальный переворот. Экономисты левой ориентации, последователи идей К.Маркса, видят главное содержание промышленной революции не в изобретении машин и не в экономическом росте, а в качественном изменении социальных характеристик процесса труда и социальной структуры общества.

Орудия труда приобретают такую форму существования, которая обусловливает замену человеческой силы силами природы, а эмпирических рутинных приемов – сознательным применением научных знаний. Именно после промышленного переворота коллективный (кооперативный) характер труда становится технической необходимостью.

В доиндустриальных обществах производство зависело главным образом от индивидуальной квалификации и физической силы. Поэтому процесс труда оставался в основном индивидуализированным: крестьянин со своей семьей самостоятельно обрабатывал свой надел, ремесленник с немногими подмастерьями единолично трудился в мастерской. Когда предприниматели организовывали совместный ручной труд многих работников на мануфактуре (такая форма производства была довольно широко распространена, например, в средневековой Италии), то их производительность труда росла довольно незначительно, а потому такие мануфактуры не могли стать главной формой промышленного производства. Кроме того, мануфактурный наемный работник всегда желал, накопив денег, стать самостоятельным ремесленником, поскольку его трудовые навыки допускали единоличную трудовую деятельность. Наконец, поскольку ручной труд требовал высокой квалификации и немалой физической силы, то активными работниками в докапиталистических обществах могли быть только мужчины, женщинам же оставались лишь второстепенные виды деятельности, не требующие ни особого мастерства, ни физической силы. Такое положение наемного работника называют формальным подчинением труда капиталу: наемный работник сохраняет возможность порвать с наемным трудом.

Массовое внедрение машин внесло принципиальные изменения в организацию труда, а тем самым и в социальную структуру общества.

Фабричное производство, основанное на кооперации машин, формировало работника принципиально нового типа. От него требовалось умение уже не изготавливать своими руками от начала до конца какой-либо товар, а выполнять у машины однообразные операции, постоянно работая бок о бок с другими наемными работниками. В результате, даже накопив денег, такой наемный работник не мог стать самостоятельным производителем, поскольку его навыки делали его «винтиком» единого трудового коллектива, управляемого предпринимателем. Это – реальное подчинение труда капиталу, когда наемный работник уже не может вернуться в число самостоятельно занятых. Именно теперь предприниматели (капиталисты) и наемные работники (пролетарии) становятся главными общественными классами.

Машинное производство, упрощающее трудовые операции, позволило вовлечь в процесс труда не только взрослую мужскую рабочую силу, но также женщин и детей. В конце 18 – начале 19 вв. происходит уменьшение средней зарплаты работников за счет вовлечения женского и детского труда. Негативным побочным следствием этого стал стремительный рост детской смертности (например, в Англии на 100–260%). Вместе с тем, общество осознало необходимость введения начального образования для детей до 14 лет.

На первых порах машина выступала как средство удлинения рабочего дня. К этому предпринимателей подстегивал материальный и моральный износ машин. Однако удлинение рабочего дня входит в противоречие с интенсификацией труда – повышением расхода сил работника за единицу времени. Условием интенсификации труда является сокращение рабочего дня, иначе работник не мог выдержать «фабричной каторги».

Итак, леворадикальные ученые считают главным социальным следствием промышленной революции переход от формального к реальному подчинению труда капиталу. Пожизненная специальность управлять частичным орудием, считают они, превращается в пожизненную специальность – служить частичной машине. Поэтому с их точки зрения машина освобождает не рабочего от труда, а труд от всякого содержания. Происходит отделение интеллектуальных сил процесса производства от физического труда и превращение их во власть капитала над трудом. Техническое подчинение рабочего создает на заре капитализма казарменную дисциплину труда.

Особенности промышленной революции в разных странах. Промышленная революция происходила в различных странах неравномерно. После промышленной революции в Англии промышленный переворот начинается в 1830–1860 во Франции, в 1850–1890-е – в США и Германии, в 1870-е – в скандинавских странах, в 1880-е – в Японии (Рис. 1).

Промышленная революция в странах догоняющего развития, как правило, имеет ряд принципиальных отличий от того, как она протекала в передовых странах.

Во-первых, в отстающих странах промышленная революция вызвана не только и не столько потребностями внутреннего развития, сколько давлением извне – необходимостью давать экономический и военный отпор более передовым странам. Как следствие, промышленный переворот в отстающих странах протекает не спонтанно, а под опекой государства, которое целенаправленно «выращивает» те технические и социальные инновации, которые оно считает наиболее необходимыми.

Во-вторых, хотя сам процесс промышленного переворота при догоняющем развитии протекает более ускоренно, но он, как правило, остается отчасти незавершенным. Ярким примером тому является советская индустриализация: хотя в СССР удалось в 1930–1950-е сделать промышленное производство основой экономического развития, однако даже в наши дни слабы механизмы самоподдерживающегося роста, автоматического обновления производства. Возникнув во многом в результате государственной поддержки, промышленное производство в отстающих странах не приучается расти без помощи правительства.

Первые теоретики дизайна: Дж. Рескин, Г. Земпер, Ф. Рёло.

Широкое распространение индустриального производства. Недовольство в среде интеллектуальной элиты последствиями механизации для эстетики предметов домашнего обихода, качества жизни в целом. Дж. Рескин и его критика наступающей эпохи индустриализации, машин, вытесняющих здоровое физическое упражнение, мастерство рук, глаз, необходимых для совершенствования всякой работы. Призыв к возврату к ремеслам, вдохновленный романтическим взглядом на средневековье. Отношение к чистому и декоративному искусству. Поиск альтернативы фабричному производству, с целью повышения эстетической ценности обычных предметов труда, путем возрождения ремесел.

Г. Земпер и его отношение к приемам художественного творчества инструментам и технологиям ремесленников как непригодным для решения проблем промышленного дизайна. Анализ результатов Всемирной выставки 1851г., экономической и технической базы индустриальной эстетики в его книге «Наука, промышленность и искусство» (1852). Проблема формообразования и проектирования продукции с позиции экономических и социальных условий. Внешняя форма изделия не может быть самоценной. Зависимость формы от функции, материала и технологии создания произведения (изделия). Обоснование первичности «технических искусств» (ремесел) по отношению к «свободным» искусствам и архитектуре.

Ф. Рёло – теоретик машинного формообразования. Сочинение «О стиле в машиностроении» (1862г.), Теория взаимоотношения искусства и техники, принципы формообразования. Освобождение технических изделий от неоправданных украшений. Два вида форм машины: первый оценивается целесообразностью; второй - допускает свободу выбора конструктора. Формы машин по Ф. Рёло должны создаваться по аналогии с архитектурой.

Утопическое движение Уильяма Морриса - за обновление искусства и ремесла с помощью возврата к ремесленному производству. Готфрид Земпер и его труд «Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика». Он рассматривает форму как производное от ряда объективных факторов: практическое содержание (назначение), материал и способы его обработки, вкусы потребителей, традиции, религиозные и политические установления, личность художника-творца. Его учение определило идеи теории функционализма.

Корни дизайна уходят к началу XIX века, в эпоху появления массового машинного производства и разделения труда. До промышленной революции в труде ремесленника дизайн непосредственно сочетался с изготовлением изделия. История развития художественного конструирования берет начало с середины 19 в. Исторические этапы формообразования:

1. Кустарное, ремесленное производство (от начала человеческой цивилизации до конца 18 века) - предтеча дизайна

2. Индустриальное машинное производство - конец 18 века начало 20 века

3. Этап Дизайна - начало 20 века - наше время, а дальше - посмотрим Кустарное производство - ручной труд примитивные орудия труда, примитивная технология, малосерийное производство + учитывались все потребности человека к вещи: полезность, функциональное совершенство, удобство, красота, экономическая целесообразность (дороговизна)

Производством бытовых вещей издавна занимались ремесленники. Понятно, что ремесленник - не дизайнер. Ремесленник делает одну и ту же вещь из одного и того же материала.
Вещи получались индивидуальные, эксклюзивные, дорогие (при качестве) и производились в малом количестве (сколько сможет осилить один человек) 6 принципов работы кустаря: социологический, инженерный, эргономический, эстетический, экономический, экологический. Индустриальное производство - "нечеловечные, холодные предметы"
С приходом века индустриализации дизайнер стал создавать прототипы изделий, которые с помощью машин производили другие люди. Практика раннего дизайна была весьма примитивной. Функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались инженеры, а дизайнеры отвечали лишь за ее эстетический вид. Оказалось, что дизайнеры должны создавать прототипы массового машинного производства, предварительно изучив технологию современного производства и свойства материалов. Назначению изделий и простоте обращения с ними придавали столь же важное значение, как и их внешнему виду. В скором времени дизайнерские фирмы стали набирать в штат чертежников, модельщиков, инженеров, архитекторов и специалистов по изучению рынка.
1785г. в Англии начинает развиваться индустриальное машинное производство - специализация, узкопрофессиональный подход, разделение труда, потоковость. Этап дизайна соединил достоинства предыдущих двух этапов :) Дизайнер работает на промышленном производстве, использует различные материалы и технологии. Дизайнер связан с массовым производством и с его уровнем и возможностями, а эти возможности, к сожалению часто не оправдывают ожиданий. Оформители и бутафоры украшают свои вещи, но дизайнер - существо высшее, он обязан мыслить масштабно и разнопланово, он обязан наперед представлять как поведет себя его будущее творение в своей среде обитания, как оно повлияет на среду и как среда уживется с вещью, а главное дизайнер должен придать вещи максимальную симпатию к человеку, к тому, для кого вещь будет предназначена, кому она будет служить. Дизайнер обязан сохранить чистоту идеи - функциональную обоснованность для формы, материала, суперграфики т.е. всех составляющих. И в конце концов предугадать необходимость создаваемой им вещи. А что же должен знать дизайнер (художник -конструктор) создавая вещь. Быт, этнографию, демографическую ситуацию, социологию быта (чтобы понять кто, когда, как и до каких пор будет пользоваться вещью, рождающейся сегодня), психологию, физиологию, медицину, эргономику, технологию изготовления вещи, свойства материалов, возможные инженерные и конструкторские решения. Дизайнеры знают, что в этом мире все соотносится друг с другом и человек воспринимает это на подсознательном уровне. Проблема цвета, например, уходит в глубины психологии. В зеленых комнатах почему-то простужаются, а ящик , окрашенный в желтый цвет легче поднять, чем серый ящик того же веса. Это уже колористика - наука о цвете. Практика показывает: там, где ценится работа дизайнера и выполняются его рекомендации, продукция отличается высоким качеством. "... На протяжении многих веков предметно-пространственная среда человека была рукотворной, все предметы, окружавшие его, были результатом кропотливого и длительного труда мастеров-ремесленников.
Процесс изготовления любого предмета являлся не только следованием простой технологической схеме, но и священнодействием. Мастер вкладывал в работу свою душу, представления о мире, от чего сам предмет наполнялся жизнью. Всё стало иначе, когда на рубеже ХIХ в.в. возникла потребность "наполнить жизнью" предметы массового потребления, изготовленные промышленным способом. Предметно-пространственная среда перестала быть рукотворной, теперь и далее её создают машины. Машинный труд во много раз превосходит труд ремесленника, но, вместе с тем, обнажилась и проблема - "то", чем бережно наполнялся предмет в ремесленной мастерской, невозможно "поместить" в каждой из тысячи предметов - близнецов, выбрасываемых из машины конвейером. Возникла необходимость формализации интуитивно творимых ранее действий по одушевлению предметов, для того, чтобы, руководствуясь некоей схемой их можно было осуществлять в промышленном производстве.
Дизайн как профессия возник и сформировался в 20 веке. Но те или иные его черты и даже характерные проявления встречаются в самых глубинных пластах материальной культуры. Поиск точной даты рождения дизайна не возможен, но как профессия он возник именно тогда, когда его основы стали преподавать с кафедры, а выдача соответствующих признаваемых обществом, дипломов поставила специалистов в области дизайна в один ряд с представителями других нужных обществу профессий. Впервые проблемы преподавания основ дизайна были заявлены как имеющие самостоятельные значения при обсуждении итогов Первой Всемирной промышленной выставки, проходившей в Лондоне в 1851 году. Это сделала занимавшаяся реформой художественного образования и развитием художественной промышленности специальная комиссия, возглавляемая сэром Генри Колом.
В вышедшей тогда же книге "Наука, промышленность и искусство" немецкого теоретика искусства Готфрида Земпера, посвященной урокам Всемирной промышленной выставки, были даны конкретные предложения по реформе системы образования в художественных школах с идеей специализации обучения по основным видам дизайнерской деятельности после общих вводных курсов. Этот принцип обучения был заложен в программу созданного в 1850 годы Саут-Кенсингстонского колледжа, в котором преподавание основывалось не на отвлеченном штудировании классики, а на конкретном изучении коллекций музея и материалов проводившихся здесь выставок современной художественной промышленности. К новым условиям стала приспосабливаться и основанная в 1837 году Нормальная школа дизайна, ставшая после реорганизации ведущим государственным учебным заведением в области искусства и известная больше под названием Королевский колледж искусств. В 1854 году в Цюрихе открылась Высшая техническая школа.
Архитектурное отделение в ней было предложено возглавить Г. Земперу. Здесь он написал свой знаменитый труд "Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика", повлиявший на сложение теории художественной формы конца 19 века. Французские художественные школы в 19 веке , так или иначе связанные с промышленным прогрессом и готовившие мастеров для мануфактур, эволюционировали от общеобразовательных ремесленных училищ, в сторону специализированных школ искусств и ремесел. Национальная школа искусств и мануфактур, открытая в Париже еще в 1829 году, к середине века включила в свой курс дополнение к традиционным основам художественных ремесел основы механики, физики, химии и выпускали специалистов , соединявших в одном лице художника, инженера и архитектора.
Новый этап развития европейского дизайнерского образования был связан с преодолением разрыва между замыслом и исполнением. Под влиянием Уильяма Морриса в Англии начали создавать различные общества и школы ремесел. Среди них были Общества выставок искусств и ремесел, Ассоциация искусств и кустарных промыслов, Королевская школа художественного шитья. Из наиболее известных личностей в художественной культуре Англии 19 века, воздействовавших на формирование методики дизайнерского образования следует назвать Оуэна Джонса, Чарльза Ренни Макинтоша и Уолтера Крейна.
В 1899 году в Королевском колледже искусств было открыто специализированное отделение для художников промышленности с целью "непосредственного приложения искусства к промышленности". Большое внимание в обучении на отделении уделялось развитию способности выполнять все своими руками. Это считалось полезным для художников, создающих проекты изделий для машинного изготовления.
В 1913 году в Англии были введены специальные дипломы для окончивших дизайнерские отделения, в которых удостоверялось способность к самостоятельному творчеству в области живописи, моделирования, прикладной графики и индустриального дизайна. Одним из крупных учебных заведений тех лет была Школа промышленного искусства в Хельсинки, связанная с деятельностью финского Общества прикладного искусства. К середине 1870-х годов ее программа, характер студенческих групп и состав преподавателей стабилизировались. Определились методы обучения рисунку, геометрическим построениям на плоскости, в пространстве, работе с деревом, металлом ,текстилем. Школа стала ориентироваться в основном на промышленное производство, сохраняя связь с прикладной традицией, закладывала базу будущего профессионального дизайнерского образования. К концу 19 века относится возникновение художественно- промышленных училищ в Японии.
После поездки по Европе один из реформаторов японского традиционного художественного промысла Кайдзиро Нотоми основал в 1887 году в городе Канадзава училище с тремя отделениями: искусства и предметного проектирования, художественных ремесел традиционного типа, чертежно-графических работ. Годом позже открывается Высшее художественно- промышленное училище в Токио. Подводя итоги этапу становления дизайнерского образования, можно отметить, что тогда уже были заложены все его основные направления и тенденции. Позднее появились крупные центры подготовки дизайнеров, которые сыграли заметную роль не только в профессиональном оформлении дизайна, но и в культуре в целом: Баухауз в Германии, ВХУТЕМАС в России, первые американские школы 30-х годов, английские школы 30-40-х годов. Затем началась эпоха Ульмской школы, формирования систем дизайнерского образования в отдельных странах Европы, Азии, Америки, которые превращались в общественную силу именно как системы школ ..."

В период бурного развития технической революции в Европе произошло резкое повышение количественного уровня производства путем введения системы крупной фабричной промышленности. Последствия таких преобразований внесли гораздо больше изменений в общественную жизнь, чем социальная революция во Франции. Возникло противоречие между достаточно скромными потребностями машины и теми эстетическими требованиями, которые уже выработало человечество в процессе исторического развития. Первые изделия машинного производства были по виду очень грубыми, и весьма далекими от понятия эстетичности. Чтобы скрыть их недостатки, к ним буквально «прикладывали» различные орнаменты и узоры, чтобы придать некоторое сходство с изделиями, произведенными вручную. В промышленности была нарушена связь между полезными свойствами предмета и его эстетическими особенностями. Первые шаги зарождавшегося промышленного дизайна были направлены на эту маскировку. Кроме того, благодаря машинному производству, эти уродливые вещи стали тиражироваться. Такая массовая «красота» внедрялась в быт, формировала вкусы потребителей.

Относительно более дешевые промышленные изделия все более вытесняют произведения художественных ремесел. Упоенные первыми успехами техники люди повсюду оказывали предпочтение промышленным изделиям. Например, рассмотрим историю ковки металла: чугун, получаемый в промышленных условиях, в качестве основного материала для декоративных целей, одерживает полную победу над тяжело, вручную обрабатываемым ковким железом. Технический прогресс, достигнутый на первых порах честным и тяжелым трудом первопроходцев — изобретателей и ученых, принес в начальный период его отражения в художественном творчестве тягу к дешевым внешним эффектам, стремление поразить, создать возможно большее впечатление внешним великолепием. Остатки форм, принадлежащих различным стилям, быстро разлагаются под влиянием потока дешевой безвкусицы.

Большинство народа стало ощущать не прогресс, а ухудшение условий бытия. Господствующим стилем в архитектуре XIX века становится эклектизм, который многие современники называли "ложным" стилем. Данный термин встречается в публикациях конца XIX в., и ассоциировался с "бессодержательным украшательством".

В начале и середине XIX века возникло осознание того, что существуют противоречия между трудом и искусством, тогда же появился и ряд учений о путях преодоления этих противоречий.

Вперед или назад - вот один из волнующих вопросов той эпохи.

Джон Рёскин (John Ruskin, 1819-1900 гг.) - английский писатель, крупнейший теоретик и историк искусства, литературный критик и публицист, лектор-популяризатор. Главная мысль Рёскина, проведенная им через долгую жизнь в литературе - неприятие викторианской цивилизации и прогресса, вера в идеи гуманизма, которые он противопоставлял машинному прогрессу, поэтизация ручного труда и ремесел. Сделал его знаменитым пятитомный труд "Современные художники" (1843-1860 гг.). Идеи Рескина стали популярными. Его эстетика была синтезом искусствоведческих идей античности, романтизма и просветительства. Принципы романтической эстетики были сформулированы им полнее всего, а затем и принципы реалистического творчества. Наиболее ценимый им писатель - Вальтер Скотт, соединивший в своем творчестве два этих принципа. Рескин считал, что искусство любой страны является выражением ее нравственной, социальной и политической жизни. Опираясь на этический принцип единства Красоты и Добра, утверждал, что предметное окружение общества свидетельствует о его моральном состоянии. Для Рёскина понятие красоты неотделимо от понятий справедливости, добродетели, верности природе. Познать истину для художника означало приблизиться к природе, для чего в своем творчестве необходимо ей подражать.

Имел схожие взгляды на творчество с братством прерафаэлитов (от латинского prae - перед и Рафаэль), группой английских художников и писателей XIX в., избравшими идеалом "наивное" искусство средних веков и Возрождения (до Рафаэля). Члены "Братства прерафаэлитов " (1848 – 53 гг.; Д.Г. Россетти, Х. Хант и др.) сочетали скрупулезность передачи натуры с вычурной символикой. Рёскин выступил в защиту прерафаэлитов, чья выставка в Академии в 1851 была воспринята довольно таки враждебно.

В 1853 г., опубликовав книгу “Камни Венеции”, в главе, посвященной различиям между ремеслом и искусством, Рёскин первым выступил против промышленного разделения труда и “деградации рабочего- станочника в машину”. Он писал: “Нарушение истины, которое позорит поэзию и живопись, обычно связывают с пониманием их сюжета. Но в архитектуре возможно иное, менее тонкое и более низменное искажение истины: ложность выражения работы материала или качества работы. И это в полном смысле слова неправда, которая заслуживает порицания, как любой аморальный поступок, она недостойна как для архитектора, так и для всей нации... мы, может, не способны иметь прекрасную, добротную или впечатляющую архитектуру, но мы можем иметь честную архитектуру; скудность бедности можно простить, суровую утилитарность можно уважать, но что, кроме презрения, может вызвать низость обмана?”

Для Рёскина нет сомнения, что все должно подчиняться п

Наши рекомендации