Аргументы из художественной литературы о Великой Отечественной войне.
В повести Виталия Закруткина « Матерь человеческая»показана судьба простой русской женщины Марии, колхозницы, доярки. Горе, которое переживает героиня, огромно: на ее глазах погибла вся ее семья, фашистами сожжена деревня. Она единственная осталась в живых. Казалось бы, жить уже незачем. Но Мария носит под сердцем ребенка. Испытывая ненависть к фашистам, повстречав раненого молодого немца, она кидается на него с вилами, чтобы отомстить. Но немец, беззащитный мальчишка, крикнул ей: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм русской души предельно прост о и ясно показан автором в этой сцене. Ужасу, смерти, войне противопоставлена сила материнства, и образ героини вырастает до общечеловеческого символа Матери Человеческой, # нашей нетленной русской веры, нашей вечной любви». Мария нашла в себе мужество остаться человеком, не ожесточиться и стать матерью не только родившегося сына, но и всех обездоленных войной детей мира.
Настоящим открытием в литературе о войне стала повесть Виктора Платоновича Некрасова« В окопах Сталинграда»,посвященная героической обороне Сталинграда в 1942-43 г. Война показана без романтического ореола, героической патетики. Очень подробно описаны будни войны, ее «нудная тягомотина», тяжелая военная работа солдат и офицеров, их ежедневный подвиг, непоказной патриотизм. Просматривается философское осмысление войны. Главный герой размышляет о судьбе человека на войне. Война ставит человека в ситуацию нравственного выбора, когда человек проявляет истинное лицо. Примером этому может служить образ капитана Абросимова, который отправляет своих солдат в атаку на верную смерть. Когда на следующий день состоялся суд над Абросимовым, он, оправдывая свой приказ, обвиняет погибших солдат в трусости. Впервые В. Некрасов показал, какой ценой русский народ добился долгожданной победы. Победа была одержана не благодаря мастерству полководцев, а самоотверженности, ежедневному подвигу простого солдата, русского народа.
Перед лицом смерти человек вынужден сделать свой выбор: или струсить, предать, но остаться человеком. В ситуации выбора человек раскрывается наиболее полно. Так в повести В. Быкова « Сотников»партизаны Сотников и Рыбак показаны в пограничной ситуации: либо выжить ценой предательства, либо умереть с достоинством. Крепкий, сильный, здоровый Рыбак оказывается духовно слабее своего товарища, ради спасения своей жизни он выбирает предательство. Сотников же погибает от рук врага несломленным. Быков расширяет представление о героическом: подвиг на войне проявляется не только в бою, сражении, но и в умении сопротивляться «грозной силе обстоятельств», остаться человеком.
Главный герой повести В. Кондратьева «Сашка»ходил в атаки, смертельно опасные, отбивал нападения немецкой разведки, бился один на один с немцем, видел смерть, но самый памятный день для него - тот, когда он не убил немца. Не убил, чтобы остаться человеком. Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше, духовнее, чище, человечнее.
Основной темой романа К. Симонова « Живые и мертвые»становится тема патриотизма, подвига, нравственного выбора. Особое место в произведении занимает образ генерала Серпилина. Этот герой является носителем таких личностных качеств, как гражданское мужество, готовность брать ответственность на себя, гуманность и в то же время беспощадность к врагам.
«Банк» аргументов
из художественной литературы.
1.О войне.
М.Шолохов «Судьба человека». ( Андрей Соколов)
Ю.Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный». (Павлик)
В.Быков «Сотников». (Сотников)
Б.Васильев «А зори здесь тихие». (Девушки-зенитчицы)
2.О дружбе.
Ю.Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный». (Павлик)
В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». (Санька)
Д.Лондон «Любовь к жизни». (Билл)
Н.Гоголь «Тарас Бульба». (Тарас Бульба)
3.О человеческом достоинстве, силе духа, героизме людей.
М.Шолохов «Судьба человека». ( Андрей Соколов)
Ю.Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный». (Павлик)
В.Быков «Сотников». (Сотников)
Б.Васильев «А зори здесь тихие». (Девушки-зенитчицы)
А.Пушкин «Капитанская дочка». (Пётр Гринёв, Мария Миронова)
Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке». (Алексей Мересьев)
4.Об ответственности, о красоте души.
Ю.Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный». (Павлик)
А.Платонов Юшка (Юшка)
Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке». (Алексей Мересьев)
Н.Гоголь «Тарас Бульба». (Тарас Бульба)
5.О равнодушии. О природе.
Красная Книга.
Е.Носов «Кукла». (Акимыч)
Народные поверья.
К.Г.Паустовский «Мещёрская сторона».
7.О милосердии и справедливости.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка». ( Пётр Гринёв, Пугачёв, Савельич)
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». (Родион Раскольников, Мармеладов, Сонечка Мармеладова)
В.Распутин «Уроки французского». (Учительница французского языка)
8.О таланте.
Оренбургский учёный Рахматуллин (изобрёл искусственную кожу)
Н.С.Лесков «Левша». (Левша)
Н.В.Гоголь «Мёртвые души» (Крестьяне)
9.О книгах.
А.Лиханов «Детская библиотека». (библиотекарь)
Высказывания М.Горького о книгах: «Книга – учебник жизни», «Всем лучшим в жизни я обязан книгам».
10. О преодолении трудностей.
Боксёр Костя Цзю
В.Высоцкий. Сборник «Нерв».
Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» (Мересьев)
Н.Островский «Как закалялась сталь» (Корчагин)
11.О воспитании.
Д.И.Фонвизин «Недоросль» (Простакова, Митрофанушка, Стародум)
Л.Н.Толстой «Война и мир» (Анатоль Курагин, Наташа Ростова)
12. О благородной и неблагородной цели.
Н.В.Гоголь «Шинель» (Акакий Акакиевич)
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (Мария Миронова, Пётр Гринёв)
12.О доброжелательности.
Ч.Диккенс «Большие надежды» (Пип)
Л.Андреев «Кусака» (Девочка Лёля)
13.О грамотности.
Д.И.Фонвизин «Недоросль» (Митрофанушка)
Ильф и Петров «Двенадцать стульев» (Эллочка Людоедка)
14.О взаимопонимании.
М.Горький «Детство» (Алёша, дед)
В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой» (Бабушка и внук, левонтьевские ребятишки)
15.О речевых клише.
Периодика
Н-р: Метеорологи произвели замеры (измерили) влажности воздуха.
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (Пётр Лужин, Дуня Раскольникова).
16.О сохранении культурного наследия.
Д.С.Лихачёв «Земля родная»
В.Шукшин «Мастер» (Семён Рысь)
17.О счастье, о благородной цели.
Н.В.Гоголь «Шинель» (Акакий Акакиевич)
М.Булгаков «Мастер и Маргарита» (Мастер, Иван Бездомный)
18.О чести.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (Петя Гринёв, отец Пети, Пугачёв)
Д.И.Фонвизин «Недоросль» (Стародум, Софья)
19. О чинопочитании.
А.П.Чехов «Толстый и тонкий»
А.П.Чехов «Хамелеон» (Очумелов)
20. О социальном равенстве и справедливости.
В.Короленко «Дети подземелья» (Валек, Маруся)
В.Распутин «Уроки французского» (Учительница французского языка)
21.О взаимоотношении человека и животных.
Л.Андреев «Кусака» (Девочка Лёля, Кусака, мама Лёли)
Г.Н.Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»
А.Платонов «Корова»
Ф.Абрамов «О чём плачут лошади»
22.Об экологии.
Красная Книга
Е.Носов «Кукла»
23. О любви.
И.С.Тургенев «Ася»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
М.Булгаков «Мастер и Маргарита»
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»