Топография сценических приборов
Обобщенной схемой распределения осветительных приборов в театре со сценой-жоробкой может язвиться примерно следующий перечень:
1. Софиты и снопосветы................................................................... \
2. Колодцы на световых мостиках и машинных rajiepeai
для переносных приборов................................................................ / Верхний свет
3. Проекционная аппаратура ............................................................ I
4. Приборы горизонтного освещения.................................................... >
5. Рампа ......................................................................................... ) „
6. Колодцы по бокам сцены для переносного освещения . . . . / ИЖН1
7. Портальное боковое освещение..................................................................................
8. Выносной софит........................................................................... \
9. Прожекторы в зале......................................................................... > Выносной свет
10. Кинобудка (светофорный пост)......................................................... }
Количественно и конструктивно каждая из этих групп зависит не только от основных требований и условий оборудования театра, но и от самих приборов.
Те же софиты строятся из расчета на разные по мощности лампы накаливания. Горизонтные фонари, как мы уже видели, в одних случаях навешиваются целыми батареями, а в других—их заменяют отдельные мощные аппараты и т. д.
Для наглядности мы считаем лучше всего привести сводку осветительной аппаратуры больших театров Москвы и Ленинграда. (Как мы увидим еще раз из этой сводки, нашим театрам приходится сильно догонять практику западао-евро-пейоких театров, которая представлена нами в следующей за сводкой таблице осветительных приборов в Венском Бург-театре 1б3.
В этой сводке можно почерпнуть некоторые сопоставления, являющиеся примерами тех основных условий светотехнического оборудования сцены, которые диктуются художественными задачами театра. Так, например, бросается в глада полное отсутствие в Московском Камерном театре софиттго освещения и взамен ето преобладание снопоовегов и прожекторов (исключительно ламповых, из которых три по 3 000 ватт). Объяснение этому явлению надо искать в самой творческой практике МКТ, менее всего склонно го использовать сценический свет как, спокойное и ровное освещение игровой площадки, а насыщающего световую партитуру задачами ритмического порядка, постоянно гарнбетающего к подчеркнутым контрастам, резкому локализованному освещению и т. д.
СРАВНПТЕЛЬ
осветительных приборов москов
А?Л? | Театры | Рампа | Софиты | ||||
На сцене | Выносные | ||||||
Количество камер | Средняя мощность ламп В W | Количество камер | Средняя мощность ламп В W | Количество камер | Средняя мощность ламп в w | ||
L | Государственный Ордена Ленина Академический Большой театр СССР | 7x60 | 300-500 | — | |||
Государственный Ордена Ленива Академический Малый театр | нкт :: | 75 150 | НКТ* 1x125 1X166 | 300-500 | — | — | |
Московский Ордена Ленина Художественный Академический театр им. Горького | 4x60 | ||||||
Московский Камерный театр | — | — | - | ||||
о | Московский Государственный театр им. Е. Вахтангова | 150— 200 | 1x60 | » | |||
Ленинградский Государственный театр Оперы и Балета в». О. М. Киров» | 6x48 | — | — | ||||
Ленинградский Государственный Академический театр Драмы км. А. С. Пушкина | 150— 200 | 6x48 | ' | — | |||
Ленинградский Академический Малый оперный театр | — | НКТ* 5x135 | — | ||||
Ленинградский Большой Драматический театр им. М. Горького | — | — | 5x28 | ||||
Ленинградский театр „Комедия* * Приборы некамерного типа | НКТ* 5x110 | — | — |
ВАЯ ТАБЛИЦА
ских и ленинградских театров'*
Подсветки | Снопосветы | Горизонт-вые фонари | Прожекторы | ||||||
дуговые | ламповые | ||||||||
Количество | Средняя мощность ламп В W | Количество | Мощность ламп в w | Количество | Мощность ламп в w | Количество | Сила тока в А | Количество | Мощность ламп в w |
500—1000 | 6 6 | 25 50 | — | — | |||||
27x5 | 12 10 4 | 1000 500 1500 | _ | — | 3 2 | 3000 1500 | |||
— | - | — | — | ||||||
200-500 | 1000 1500 | 24 3 | 1000 3000 | ||||||
200—1000 | — | — | 1000 1500 | ||||||
в | |||||||||
— | — | ||||||||
500—1000 | 60-80 | ||||||||
50-1000 | — | — | |||||||
»» До данный 1987 г. |
РАСПРЕДЕЛЕНИИ ОСВЕЩЕНИЯ
Освещение просцениума и игровой площадки | |||||||
Осветительные приборы | Цвета | Мощность в w | |||||
Белый | Синий | Зеленый | Желтый | Красный | |||
Ложа просцениума слева и справа | 2 ламповых прожектора по 1500 w | ||||||
2 ламповых прожектора по 3000 w | светофильтры меняются при помощи электромотора | ||||||
Потолок вритель-ного зала | 1 дуговой прожектор | То же | 110*00 | ||||
Рампа | 4 рампы вращающихся по 2 метра без зеркал | 12 200 w | 20 200 w | 200 w | 200 w | ||
1-й план — осве-.тительский , МОСТИК | 1 зерк. софит из 3 отд. частей всего 5,5 м длины. Светофильтры с электроприводом | 300 w | 6 300 w | 6 200 w | 200 w | ||
4 вертик. прожектора, светофильтры с электроприводом | f | + | + | + | + | ||
2 порт, прибора с зеркалами по 2 м длины | 2 200 w | 300 w | 200 w | 2 200 w | |||
2-й план — освети-тельский мостик (существовал до переделки) | 1 зеркальный софит с электроприводом из 3 частей, всего 8 и длины | 200 w | 8 300 w | 8 200 w | 200 w | ||
2 порт, прибора с зеркалами по 2 н длины | 200 w | 300 w | 200 w | 200 w |
В В1ШСКОМ ВУРРТВАТРК
Освещение г | эризон | га | Освещение переносными приборами | ||||||||
Цвета | Мощность в w | Лампы яакаливания | Дуговые лампы | ||||||||
Осветительные приборы | Белый | Сипни | Зеленый | Желтый | Красный | Осветительные приборы | Мощность в w | Осветительные приборы | Сила тока отд. групп | Общая сила тока | |
1-й мост 4 розетки для прожекторов | 1-й мостик 5 розеток | ||||||||||
Сцена 6 розет. для прожекторов | Сцена 4 розетки | ||||||||||
Колосники 2 розетки для прожекторов | Колосники 4 розетки | ||||||||||
2-й мостик 4 розетки для прожектор, и 2 розетки для кинопрожект. | 2-й мостик б розеток 2 розетки | 75 160 | |||||||||
Сцена 8 розет. для прожекторов | Сцена 4 розетки 4 розетки | 30 15 | 120 60 | ||||||||
Колосники 6 розет. для прожекторов | Кол с сник а 2 розетки |
Освещение просцениума и игровой площадке | |||||||
Осветительные приборы | Цвета | Мощность в w | |||||
Белый | Синий | Зеленый | Желтый | Красный | |||
:!-й план— освети-тельский мостик 10 и да., Зивые., 0,6 и ширины | 1 аерк. софит* с электропривод, из 2 частей 10 м длины (вращающ.) | 8 "200 w | 8 300 w 4 200 w | 200 w | 4 300 w 200 w | ||
5 снопосвет. до lOOCw с трос, управл. светофильтр, и диафрагм. | + | + | + | + | + | ||
4-й шан— осветЬ -тельский мостик 10 м длины, 3 м высоты, 0,6 и гаирины | 1 аерк. софит* с электр. привод. из 2 частей 12 и дл: (вращающ.) | 10 200 w | 8 300 w 8 200 w | ^!00 w | 8 300 w -00 w | 10800 » | |
5-й план — .освет. мостик 10 и дл., 3 м высоты, 0,6 м ширины | 1 верк. софит* с электр. привод, нз 2 частей 10 и дл. (вращающ.) | 8 200 w | 8 300 w 4 200 w | 8 200w | ::oo w 6 200 w | ||
7-й и 8-й планы подвесной софит | По 1 софиту* с электр. привод. 12 и длины | 200 w | 8 300 w 8 200 w | 10 200 w | 8 300 w 8 200 w | ||
•Всего. . . | |||||||
* В каждом из софитов укреплено по 2 лампы-молнии. |
Продолжение табл.
Освещение горизонта | Освещение переносными приборами | ||||||||||
Цвета | Мощность в W | Лампы накаливания | Дуговые лампы | ||||||||
Осветительные приборы | Белый | Синий | Зеленый | Желтый | Красный | Осветительные приборы | Мощность в w | Осветительные приборы | Сила тока отд. групп | Общая сила тока | |
8 горизонт, фонар. для ламп до 3000 w с трос, управлен. светофильтр, и диафрагм. | + | + | + | + | Сцена 8 розет. для прожекторов | Сцена 4 розетки | |||||
26 кругл, горизонт, фонарей для ламп до 1000 w | В | Колосники 2 розетки для прожекторов | Колосники 2 розетки | ||||||||
8 ртутн. горизонт, ламп с магазином светофильтр. и диафрагм. | + | + | + | + | + | Сцена 8 розет. для прожекторов | Сцена 4 розетки | ||||
Колосники 4 розетки для прожекторов | Колосники 2 розетки | ||||||||||
8 гориз. фонарей с тросов, управл. светофильтр, и диафрагм. | + | + | + | + | + | Сцена 4 розет. для прожект. 3 розет. для кинопрожект, по 15 | Сцена 2 розетки | ||||
26 круглых горизонтальн. фонарей | Г> | Колосники 2 розетки для прожект. | Колосники 2 розетки | ||||||||
Сдругой стороны, применяемые почти накаждом спектакле-проекции или цветное освещение горизонта ведут к такому игнорированию софитного освещения.
Осветительные приборы в МосковскомКамерном театре располагаются по следующим основным группам:
а) Рампа камерная, —135камер с лампами по 200 ватт.
б) Портальный «козырек», то есть сравнительно небольшой
мостик над портальным \ршжт>ытием, на котором расположены
проекционные и прожекторные аппараты.
в) Снопооветы, опускающиеся непосредственно сколосни
ков.
г) Горизонтная двухярусная батарея (48фонарей цилиндри
ческого типа с киловаттными лампами).
д) Нижнее освещение, обеспеченное необходимым количест
вом колодцев для фурочных подсветок, подсветок'диффуз
ного освещения и т. д.
е) Выносное освещение, -состоящее изпрожекторов и Fer-
folgungsapparat'oB в верхних боковых ложах и иросце-
ниумшейнверферов всредних ложах.
Московский Малый театр также отказался' от софитного освещения как основных при'боров освещения сцены исохранил их только на двух первых планах старого открытого-типа снабором самых разнообразных по мощности ламп накаливания.
Взамен софитов в Малом театре очень большое количество снопосветов—'135, которые распределены по 27на каждом плане.
Число снопосветов иих преобладание над остальным верхним освещением объясняется, по словам руководства светотехнической частью театра, исключительно тем, что за последнее время театр оформляет свои спектакли преимущественно архитектурными декорациями.
Таким образом, вся сценическая осветительная аппаратура Мооковсшго Малого театра может быть сведена кследующим группам:
а)Рампа.
б) Софиты,
в) Онопо'йвоты.
г) 28 горизонтньга фонарей.
д)Нижнее освещение (фурки, подаветки диффузного о<ове-
щения, подсветки старого открытого образца и т. д.).
е) Прожекторы с лампами накаливания.
ж) 'Волькеналпарат -на 12 объективов, подвешивающийья
втех спектаклях, -когда он требуется.
Рис. 116. 'Схема проводки внутри сцены-коробки, предложенная 'фирмой АЕГ. |
Рис. 117, 118. Схема освещения в Венском Бургтеатре. А— ные прожекторы с дистанционным управлением сменой цве-софиты; В —приборы верхнего освещения с дистанционной та; К —дуговой прожектор в люстре зрительного зала с дм-сменой цветных фильтров; —приборы, для горизонтного станционной сменой цветных фильтров: а,—а» планы; освещения: Е — то же с магазинными коробками для света- в —большой горизонт; ei— малый горизонт; с— освети-фильтров; Р — приборы с ртутными лампами; Н— вынос' тельная будка; р — рампа; о — точка включения переносных приборов.. |
Иное положение с оборудованием Большого Оперного театра COOP. Сохранив в основе структуру софитно-рашювого освещения, он за последние годы шел дршмущественно к созданию 'большой освещенности, которая до навеоки снопо-светов оставалась небольшой и достигала всего только 100— 150 люкс. Теперь, кроме создания больших освещенностей, театр ставит своей задачей реконструировать верхнее освещение сцены с таким расчетом, чтобы получить максимально выгодное как горизонтальное, так и вертикальное освещение. С этой целью ;у театра в свое время возникла мысль создать специальные агрегаты верхнего освещения. Намек на такие агрегаты, хотя и в очень еще несовершенном виде, театр осуществляет и при современной навеске аппаратуры, 'сосредоточивая на каждом плане одновременную подвеску софитов, гори-зонтных фонарей и снопосветов, укрепленных на железных фермах.
Аягпараты можно распределить на следующие группы:
а) Рампа.
б) Софиты камерные, на 4 секции каждый.
в) Горизонтные .фонари, неравномерно распределенные по
планам, количественно увеличиваясь к заднему плану. Фо
нари цилиндрического типа с лампами накаливания в 1 ки
ловатт.
г) Снопосветы на каждом плане. Постоянное наличие под
весных падуг заставило прибегнуть к асбестовым получехлам,
защищающим декорации от сильно нагревающихся кожухов
снопосветов.
д) Нижнее освещение. Колодцы также неравномерно рас
пределены но планам; на некоторых число их достигает 12.
Большое количество фурочнык и других подсветок прожекто
ров и диффузных отражателей.
е) Выносное освещение осуществляется при помощи б дуговых прожекторов, поставленных в ложах.
ж) Мостик (козырек) над портальной аркой, с которого эпизодически освещаются 'балетные номера ручными дуговыми прожекторами.
з) Волъкенашгарат.
Ниже мы хотим указать на рад наиболее интересных деталей, с нашей точки зрения, в распределении световой аппаратуры, на современной сцене.
Просматривая оборудование МШГ и Большого Оперного театра в Москве, мы обратили внимание на те козырьки или портальные мостики, которые имеются в этих театрах; правда, в Большом Оперном театре козырек работает только эгш-
зодически, зато в МКТ он работает с полной нагрузкой. Такие козырьки получили за последнее время •большое распространение в Германии (Portallbrucke); вместе с этим там же мы встречаем и специальные световые мостики, иногда представляющие целый подвижной агрегат для верхнего постоял-кого и переносного освещения (Scheinwerferbrucke). .По образцу немецких мостиков такие же световые мостики устроены и в переоборудованных венских театрах — Оперном и Бургтеатре.
В первом из них на мостиках смонтирована аппаратура о дистанционным управлением, светофильтрами путем тросовой передачи из осветительокой будки. Ввиду тою,-что мостик подвижной, вся система тросовой передачи сделана так (патент Швабэ), что подъем и спуск мостика сохраняют действие тросовой передачи.
Вместе с мостиками также усовершенствуется боковое портальное освещение, представленное когда-то двумя боковыми софитами.
В больших театрах первые кулисы, которые изменяют по ширине портальное раскрытие, теперь представляют целое сооружение в виде двух подвижных «башен», на которых в сторону сцены смонтированы один над другим ряд мостиков для работы с них осветительными приборами.
Рампа, кроме комбинированного, то есть прямого и отраженного света, снабжается небольшими -прожекторами. По требность такого концентрированного луча снизу вверх давно ощущалась и в нашем театре. В такта случаях обычно прожекторами работали из осветителвской будки; установленные среди рамповых приборов прожекторы дают возможность получить целый ряд новых эффектов. В Оперном театре в Бай-рете мощные приборы помещаются иа внутренней оркестровой стенке.
ВЫНОСНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
Одним из первых, кто вынес осветительную аппаратуру в зал, был Губерт Херкоммер, установивший в театре Бюосей, под Лондоном, источники овета в 8 метрах от просцениума на высоте лица исполнителя. Второй значительный шаг для выносного света был сделан Бель Гидесом (проект театра «Божественной Комедии»), описание которого мы дали в первой части «Сцены». Бель Гидес поместил в раскрытии потолка зрительного зала и незаметно для зрителя1 световую аппаратуру для освещения сцены. Проект театра «Божественной Ко-
Рис. 119. Приборы аля юризоятною освещения и подвижной мистик к Берлинской Городской опере
медли» дал громадный толчок авторам позднейших достроек и перестроек использовать идею Бель Гидеса.
Среди наших советских театральных новостроек можно указать на Дом Культуры промкооперации, в Ленинграде и другие упоминавшиеся нами театры, которые, применяя аналогичное раскрытие в потолке, поместили туда световую аппаратуру.
По близкому, но иному пути пошли те театры, которые использовали, например, люстровое отверстие в зале, чтобы поместить туда прожекторы для сцены. Из таких театров приведем Регоси (Нью-Йорк), вмонтировавший в люстру 26 про-Ж'екторов для сцены, по 2 киловатта каждый, и Берлинский Оперный театр, с 6 мощными прожекторами в потолюе зрительного зала.
Интересный опыт в этом отношении проделан (небольшим театром в Ленинграде (филиал ТЮЗа, худ. руководитель Б. В. Зон). В зрительном зале этого театра потолок'составлш: из матовых стеклянных прямоугольников; театр вынул несколько таких стекол из потолка и поместил там небольшие прожекторы, направив их на сцену.
16 н. Извэков. Свет на сцене. "1
Рис. 120. Норман Бель Гшдес «Божественная комедия»
Более постоянные случаи выносного освещения — это, конечно, выносные софиты, прожекторы в ложах и навешенные на выступах лож. В венском Бургтеатре от таких прожекторов на ложах можно получить большую освещенность на авансцене.
Если требуется значительно усилить ее освещенность, то включается дуговой фонарь, помещенный под потолком зрительного зала; в зависимости от раскрытия имеющейся у него ирисовой диафрагмы он может давать на авансцене от 100 до 500 люкс.
Рядом с этим прожектором установлен проектор Fata Cro-та.
В американских театрах мы часто встречаем также прожекторные приборы, вмонтированные в барьеры балконов и служащие для «лобового» освещения.
Совершенно другое назначение и характер распределения осветительных приборов в театре, порвавшем со сценой-коробкой. О них мы говорили в связи с неосуществленным проектом Гроппиуса для пространственной сцены театра Эрвина Иискатора. Пока опыт с освещением пространственной сцены
Рис. i21. Прожекторы^ укрепленные в пото.чсе зрительного зала Городской
Оперы в Берлине
и наметки на разработку его настолько малы, что еще не поддаются обобщению.
Разбирая устройство регуляторного (помещения, мы указывали на устройство их в Театре юных зрителей и Театре-Студии' под руководством С. Э. Радлова. Вокруг этих регу-яяторных помещений сгруппирована также выносная прожекторная и лроекторная аппаратура.
В ином виде, а именно в отрыве от регуляторного помещения, такие проекционные будки, находят частое применение в американских театрах. В этих будках обычно помещаются один или два кинопоста, стереоптикон (проектор) и прожекторы. Нам кажется, что устройство таких будок обеспечивало бы и наши советские театры большими возможностями использования, кино, проекционных, эффектов и лобового освещения. В противном случае нашим театрам приходится помещать1 прожекторы в ложах или делать пристройки в виде клетушек для кино и проекций или, что совсем уже недопустимо в большом театральном помещении, прибегать к передвижной киноустановке с ее малосильным источником света»
16» 243
ГОРИЗОНТ И ЕГО ОСВЕЩЕНИЕ
Заканчивая наш обзор (распределения сценического освещения, мы должны остановиться на горизонте и его освещении.
Происхождение так называемого «искусственного горизонта» чаще всего связывается с системой Асфалейя. И обычно в качестве примера приводят Будапештский театр, но для пас гораздо интереснее проследить, под влиянием чего появился горизонт и какие художественные функции он выполнял в дальнейшем своем развитии. О этой стороны путь горизонта очень любопытно характеризует К. Макшвен154, когда он .говорит, что «началось это» под влиянием реалистических стремлений добиться полного «подражания небу». В экспрессионистическом театре («Человек. — масса») Макоовеп определяет роль горизонта уже как «мистическую пустоту». Наблюдая за использованием горизонта в театрах других направлений, он считает, что горизонт теперь, вместо подражания небу, стал уже только той поверхностью, на которой можно рисовать светом. Несмотря на то, что все положения Ма-коовена порознь совершенно справедливы, а в отношении экспрессионизма подмечены с большой четкостью, они все же требуют некоторых дополнений.
Безусловно, что горизонт появился под влиянием реалистического направления, когда живописное полотно-задник не могло уже в полной мере удовлетворять художественным требованиям театра. Театр требовал иллюзии больших расстояний, глубины и перспективы, а взамен этого живописный задник, как бы ни был искусно написан, выдавал свою двухмерность и плоскостность. Виною этому во многом было освещение и, как это ни странно, особенно электрическое освещение. Придать достаточную глубину и перспективу на сцене живописному полотну (что мы не считаем невозможным) представляет очень 'Сложную задачу и для современных светотехнических условий театра, что же говорить о первых днях электричества, да еще в условиях софитно-рамповой системы, делавшей даже из трехмерной вещи плоскостную! С газовым освещением дело обстояло иначе: во-первых, и освещенности были меньше, а во-вторых, и спектр газовых источников света был ближе к привычной палитре крашк.
Несомненно также, что с появлением «горизонта» многие световые эффекты значительно выиграли. Те же закаты зорьки., восхода уже не ложились непосредственно на нарисованные ступени дворцов и на дорожки парков, а накладывались
на «небо» так же, как и облака, которые двигались раньше по кустарникам и крышам домов, теперь заняли свое законное место на том же «небе».
Импрессионизм в отношении горизонта проявил себя с разных сторон; как известно, импресаиашгстйческий театр выдвинул на одно из первых мест театра художника, который во многих случаях предпочел снова взять в руки кисть и отказаться от светописи. Но были и обратные примеры (вспомним хотя бы того же Зальцмана), когда он увидел, что светописный горизонт наиболее ярко может передать колебания всех настроений и чувствований художника, что на полотне горизонта можно написать цветным освещением картину, насыщенную подлинно имлреадишистичеокими образами.
С наибольшей характерностью Макоовда отметил горизонт у экспрессионистов, — «мистическая пустота», с их стремлением оторвать человека от подлинной действительности во всем многообразии и показать его вне времени и пространства.
В условиях же современной техники освещения сцены горизонт уже становится подлинным полотном художника, на котором он справедливо не захочет дать заштампованных при-емчиков (за тем или другим номером патента), а создаст динамическую и образную картину.
Обратимся теперь к самой технике горизонта. Его размеры в зависимости от масштабов театра достигают иногда очень значительных величин. В Берлинской опере на Unter den Linden горизонт имеет 23 метра высоты и 1 100 кв.. метров плошади. В Венской опере два горизонта высотою 28 метров и общей площадью 2 400 кв. метров. По своей конструкции и материалу, из которого они делаются, горизонты имеют целый ряд подразделений. Так, например, можно делить их на мягкие (матерчатые) и жесткие (бетон, рабиц, фанера) и полужесткие (матерчатые на каркасах). По креплению — на постоянные и подвижные; последние также могут различаться на откатывающиеся, поднимающиеся1 и отодвигающиеся (жесткие и полужесткие) и скатывающиеся (мягкие). И, наконец, по своей форме — прямой, полукруглый (циклорама) или, как его иногда у нас взвывают, «циркульный» и сферический (купол).
Наиболее простым из них является прямой, который представляет собой обычную заднюю завесу, окрашенную в свет-логолубой тон. Этот горизонт или, как 'его чаще называют, «небо», или «воздух» иногда покрывается зеленоватым или темнооиним тоном, что очень мешает использованию его при цветном освещении.
Циркульный горизонт или циклорама представляет собою полотно, растягиваемое на особом горивонтном ходу, полукругом, обрамляя собою сцену от 2—3 плаиа -с одной стороны до 2—3 плана — на другой. Этот тип горизонта наиболее распространен в крупных театрах. Преимуществами такого горизонта является прежде всего то, что, охватывая полукольцом почти всю сцену, он создает большую глубину и перспективное построение оформления спектакля, чем плоский горизонт. Если при плоском горизонте закрытие боковых частей сцены попрежнему требует кулис, то циркульный горизонт сводит их число с каждой стороны до двух и максимум трех (включая и портальные сукна). Циркульные горизонты делаются как жесткие (у нас, например, Театр Ленинградской консерватории), так и мягкие. Последние более сложны по своей конструкции, и требуют большей дисциплины на сцене, потому что достаточно качнуть горизонт, как широкие волны пойдут по всей его поверхности и нарушат строгость спектакля. Мягкий горизонт по сравнению с жестким более портативен, его можно убирать, ион не требует при этом большой площади, нов то же время сама мягкость его создает и ряд затруднений. Прежде всего мягкий горизонт требует правильного покроя, безукоризненных швов (обязательно горизонтальных и не стянутых), плавного и точного хода. Скатывание горизонта делается на одну из сторон при помощи особой механизации его верхней части.
Жесткий циркульный горизонт бывает 'неподвижный и подвижный. Как пример последнего приведем жесткий горизонт в Чикагской опере—35 метров высоты и 73 метра по окружности. Он 'смонтирован в железной раме и может подниматься на 11,5 метра над планшетом для смены декораций и мебели.
Хорошо построенный жесткий горизонт имеет несомненное преимущество для его освещения перед мягким, так как представляет ровную и спокойную поверхность.
Сферические горизонты (правилынее '/4 сферы) значительно менее распространены благодаря сложности и громоздкости своей конструкции. Неподвижный сферический горизонт неудобен для перестановок декораций, а подвижный (обычно откатывающийся в глубину) требует значительной дополнительной площади на сцене. В Германии, родине всяких театральных механизации и усовершенствований, за исключением последних лет, и то мы насчитываем всего три театра с куполообразным горизонтом (Городской драматический театр в Дрездене и два в Берлине). Из них один —Шарлоттен-
Рис. 122. Горизонт в Шарлоттенбургском театре (Берлин)
•бургская опера в Берлине — имеет подвижный сферический •горизонт.
Поверхность какого бы то ни было из всех видов горизонта ни в коем случае не должна быть глянцовитой или полированной, чтобы не создать на ней световых бликов, а обязательно матовой и слегка шероховатой для большей диффуз-ности при отражении от нее света. Окраска чаще всего делается, как мы говорили, бледноголубой.
Если мысль, высказанная К. Братдон, что свет в театре должен быть настолько хорош, чтобы зритель его не замечал,— вполне справедлива, то в отношении освещения горизонт она должна быть осуществлена в первую очередь.
Это требование исходит из тех соображений, что мы очень часто перегибаем палку и нарочито выпячиваем тот или иной световой эффект, переводя кусочки спектакля в забавное зрелище, да еще стремимся при этом заинтересовать зрителя тем, как это сделано. И вот вместо того, чтобы смотреть спектакль, заинтересованному зрителю по существу предлагают заняться задачками на посторонние темы. И в
этом отношении освещение горизонта — самое трудное место. Осветить плохо, — обратить 'внимание на неряшливость, плохой фон, дурной эффект; «нажать», как это принято говорить в театре, а в результате такого нажима выскочить вперед, заслонить спектакль, —• еще хуже. Художественный такт и постоянное чувство меры должны вое время контролировать работу над освещением горизонта и в то же время толкать к улучшению его качества.
Улучшение качества освещения горизонта начинается с того момента, когда только еще заходит речь о его постройке или использовании на спектакле. В первом случае, то есть при постройке горизонта, нельзя выбирать его формы и размер, а тем более начинать устанавливать, не учтя всех условий его освещения. В противном случае может оказаться, чго в условиях осветительной техники данного театра как ни прилаживайся, а осветить его хорошо не удастся. Расчеты горизонта должны итти параллельно о расчетами горизонгг-ного освещения. То же самое необходимо сказать и об использовании уже имеющегося горизонта. Ни в коем случае нельзя рассчитывать на то, что, как бы ни были расставлены станки и декорации на фоне горизонта, его все равно удастся осветить. Наоборот, при неудачной в смысле освещения компоновке горизонта и декораций не помогут ни знания, ни опыт самого блестящего мастера в области сценического освещения, ни самые лучшие по качеству приборы.
Для освещения горизонта необходимо соблюдать хотя бы следующие минимальные и, казалось бы, всем известные ycj ловия.
Нельзя навешивать приборы непосредственно около самого горизонта: в таком случае освещение будет неравномерным,— верхняя часть горизонта окажется сильно освещенной, а нижняя останется темной. Не всегда выравниванию освещения! могут помочь и нижние или боковые подсветки, так как средняя часть горизонта все-таки окажется недостаточно освещенной155. Наиболее желательным является освещение горизонта двумя батареями фонарей. Вели горизонт располагается по восьмому плану, то батареи навешиваются самое близкое на шестом плане. При циркульном горизонте, для равномерного его освещения, батареи должны быть отодвинуты еще ближе к портальному раскрытию, и если циркульный горизонт заходит на восьмой план, то батареи фонарей должны висеть максимально на четвертом плане.
Совершенно естественно, что между горизонтными батареями и горизонтом не должно быть никаких закрытий в виде
Рис. 123. Задняя рампа для освещения нижней части горизонта
падуг, иначе смысл горизонтного освещения сразу теряется. Поэтому надо считать значительно более выгодным сделать горизонт выше, а батареи отодвинуть от него дальше.
Чтобы получить равномерное освещение горизонта, надо следить за тем, чтобы свет, падающий на него, был диффузным (рассеянным).
Каждый цвет, горизонтного освещения должен быть разбит по возможности на несколько секций, чтобы в,ключение их шло через самостоятельные реостаты. Цель такого деления заключается в том, что чаще всего горизошяые фонари направлены для уравновешивания освещения (или для выполнения отдельной задачи) на разные участки горизонта, что трудно •бывает, сделать, не уменьшая света в отдельных приборах.
Для наиболее эластичного управления горшонтным освещением необходимо оборудовать не только верхнее, но и нижнее горизонгное освещение. Кроме того, нижнее освещение горизонта как бы отодвигает его от всех прилегающих установок на сцене и тем самым позволяет создать большую глубину.
Вот те основные положения, которые должны хотя и в минимальной доле гарантировать результаты, работы с горизонтом. Мы, конечно, не говорим о тех случаях, когда по ходу оформления нужен на горизонте не диффузный свет., а наоборот, пятна концентрированного света, когда низ или верх' горизонта должен быть погружен в полную тьму и т. д.; это уже те случаи отдельной постановки, которые предугадать заранее абсолютно невозможно.
В дополнение к этим соображениям мы хотим еще указать на приемы нижнего освещения горизонта и применение для его освещения ртутных ламп.
В своей наиболее простой форме нижнее освещение осуществляется при помощи обычных подсветок, расположенных перед горизонтом, или специальных фурок для нижнего освещения. За последнее время, и преимущественно в американс