Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911)
Г. Г. Мясоедов был сыном мелкопоместного дворянина. Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству. После обучения в гимназии в Орле, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков, юноша отправился в Петербург и в 1853 г. поступил в Академию Художеств.
Десятилетие, которое Мясоедов провел в стенах Академии (1853-63), совпало с периодом тяжелого кризиса этого учебного заведения, закончившегося "бунтом четырнадцати". Правда, сам "бунт" Мясоедов не застал - к этому времени он уже закончил АХ и в качестве пенсионера находился за границей (1863-68), посетил Берлин, Брюссель, Париж, города Италии и Испании.
Еще в годы обучения Мясоедов написал жанровую картину "Поздравление молодых в доме помещика" (1861) и полотно на историческую тему "Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе" (1862). В дальнейшем историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра. Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга.
Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа - Товарищества передвижных художественных выставок. Идея о такой организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г., когда он находился за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации передвижных выставок, проводившихся в основном с коммерческой целью. 16 декабря 1870 г. состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов (вместе с И. Н. Крамским, Н. Н. Ге, В. Г. Перовым, М. К. Клодтом).
А 29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил на эту выставку картину "Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)" (1871), в которой решение исторической темы дано в бытовом плане. В марте 1872 г. открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова - "Земство обедает" (1872). Тихий провинциальный городок. Солнечный полдень. У подъезда земской управы группа крестьян. Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет. Другие неторопливо едят: хлеб с солью да лук - вот их обед. А рядом, в доме, только что отобедали господа: через открытое окно виден лакей, старательно перемывающий посуду, тут же - множество бутылок и графинов. Налицо критический сюжет - сопоставление земцев-господ и земцев-крестьян, контраст богатства и бедности. Но не это стало для художника главным в картине. Он сосредоточил все внимание на самих крестьянах. В них художник разглядел и запечатлел разнообразие характеров, внутреннюю собранность, своеобразную красоту.
В другом фундаментальном полотне Мясоедова - "Чтение манифеста 19 февраля 1861 года" (1873) - раскрывается иной аспект той же темы - судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях. Крестьяне с сосредоточенным вниманием слушают читаемый мальчиком текст манифеста об освобождении от крепостной зависимости. Их отношение к документу еще не определилось: на лицах нет ни радости, ни явного разочарования. Но есть внутреннее напряжение, недоверие, настороженность. Крестьяне по-своему мудры и мужественны.
Изучение жизни русского крестьянства приводит Мясоедова к сюжетам, повествующим о древних поверьях и обычаях, их роли в жизни народа. Так, в картине "Опахивание" (1876) показано старинное ритуальное действо: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек.
1878-80 гг. Мясоедов работает над двумя вариантами "Засухи", где представлен молебен в поле. Параллельно идут поиски в области исторической тематики: художник пишет картину "Самосжигатели" (1882-84), сюжет которой стоит в очень тесной связи с предыдущими жанровыми картинами.
К началу 1880-х гг. в творчестве Мясоедова намечается новый этап. В пейзаже "Дорога во ржи" (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля. Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в "Косцах" (1887). Автор воспевает здесь радостную сторону бытия, передает красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм. Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины. Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий. Полностью отказавшись от критического начала, художник отказался тем самым от основного принципа художественной системы 1870-х гг.
Не освоив нового образного языка и не будучи подготовленным к восприятию художественных идей нового поколения живописцев, Мясоедов оказался в числе тех представителей ТПХВ, которые на рубеже 1880-х и 1890-х гг. не пожелали допустить в свои ряды молодых художников. Последние годы жизни художника не внесли ничего существенного в его творчество.
Илья Ефимович Репин - художник-реалист, портретист, жанрист, писатель
(1844, Чугуев, Харьковская губерния - 1930, "Пенаты", поселок Куоккала,
Родился в Харьковской губернии в семье военных поселенцев. В 13 лет его отдали на выучку к иконописцу. На заработанные деньги Репин уехал в Петербург, где поступил в Академию Художеств. В 1871 году за картину «Воскрешение дочери Иаира» он получил золотую медаль и звание классного художника. Первый успех к Репину пришел в 1873 году на выставке в Вене с работой «Бурлаки на Волге». С этого момента слава художника только ширилась. Творческий диапазон художника был огромен: картины из современной народной жизни («Крестный ход в Курской губернии», 1880-1883), портреты («В.В.Стасов», 1883; «П.А.Стрепетова», 1882), сюжеты из славянской мифологии («Садко», 1876), исторические полотна («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-1891). В основу этой картины был положен исторический эпизод: в 1675 голу турецкий султан Мухамед IV предъявил казакам Запорожской Сечи что-то вроде ультиматума с требованием покориться ему и перейти в турецкое подданство. На это заявление казаки ответили посланием, где без всяких дипломатических околичностей, с юмором и злой иронией (присовокупив в конце оскорбительные титулы султану), объяснили самонадеянному владыке свою позицию. Репин запечатлел на полотне момент создания коллективного сочинения письма, где не делает акцент на отдельных личностях, а сосредотачивает внимание на всей колоритной народной массе. Но о чем бы Репин ни писал, к какому бы жанру ни обращался, поражает его художнический дар ощутить главную идею эпохи, умение увидеть отражение этой идеи в частных судьбах и характерах людей. Его творчество - это сама историческая действительность, ее боль и надежда, ее глубокие противоречия и драмы. Наиболее ярко реализм репинского искусства нашел отражение в портретной живописи. Подлинными шедеврами в этом жанре являются грандиозное полотно «Торжественное заседание Государственного Совета» (1903) и «Портрет М.П.Мусоргского» (1881), написанный незадолго до смерти композитора. Это одно из величайших произведений русского искусства, портрет был написан в феврале 1881 года, незадолго до смерти композитора. Репин провел всего 4 сеанса в госпитале, где Мусоргский находился на излечении. Поэтому музыкант изображен в больничном халате, в расстегнутой рубашке, с взлохмаченными волосами. Художник создал впечатляющий жизненный образ, характеристика модели сразу бросается в глаза, она дана метко и емко, при этом сохраняется острота и свежесть первого впечатления. Больной и неприглядный вид композитора, его одутловатое лицо, красно-синий нос притягивают внимание, но не отвлекают от главного - духовного богатства и величия человеческого гения, сохраняющегося даже в такой обстановке.
В своих художественных произведениях передвижники учитывали не только опыт русской живописи, но и достижения мирового современного и классического искусства. Известно, что большая часть участников Товарищества в разные годы бывали за границей по направлению Академии художеств. Путешествуя по Европе, художники внимательно изучали как живопись различных эпох, так и произведения современных художников. Свои наблюдения передвижники реализовывали в своей творческой деятельности, при этом никому не подражая, оставаясь всегда самобытными мастерами. Искусство художников-передвижников во многом определило поступательное движение мировой живописи XIX—XX веков.
В 1922—23 годах были организованы 47-я и 48-я выставки передвижников, на которых помимо членов Товарищества участвовало большое число молодых художников.
Передвижники открывали двери молодым художникам, которым были близки их стремления продолжать и развивать традиции реалистической живописи. В 1923 году Товарищество передвижных художественных выставок фактически слилось с Ассоциацией художников революционной России (АХРР) - наиболее крупном объединении художников-реалистов 1920-х годов и прекратило свое самостоятельное существование. Символично, что последний председатель Правления Товарищества П.А. Радимов стал первым председателем АХРР. Многие передвижники молодого поколения стали членами АХРР и участниками ее выставок.