Игра – продуктивная площадка организации учебного сотрудничества в начальной школе
Современная система образования предоставляет учителю возможность выбора среди множества инновационных методик ту, которая позволит по-новому взглянуть на привычные вещи, поможет вооружить учащихся не только знаниями, но и умениями, развить творческую и познавательную самостоятельность учащихся [24, с.160].
Игра - основной вид деятельности дошкольника также занимает важное место в жизни младших школьников, является важным компонентом основной деятельности - учения. Игровые элементы на уроке стимулируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и активности, товарищества и помощи в затруднительных ситуациях.
Для младших школьников игровые упражнения, особенно интересны и увлекательны. Это очень привлекает учителей, именно поэтому они стараются использовать на своих уроках различные игры. В играх все дети равны. Она посильна как слабым, так и сильным ученикам. Когда дети чувствуют равенство, атмосферу увлеченности и радости, атмосферу легкости знаний - то это дает им уверенность в своих силах и хорошо влияет на результаты обучения [42, с.32].
Занятия с использованием игры как одной из форм деятельности существенно повышают интерес младших школьников к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, «раскрепощают» обучающихся. Игровой элемент - средство для развития познавательного интереса, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях [11, с. 13].
Игра как главное условие эффективного обучения младших школьников обосновывается в работах таких педагогов и ученых, как Ш.А.Амонашвили, Л.А.Венгера, А.П.Усовой, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, 3.М. Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко [42, с.32].
Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают: учебно-ролевые (сюжетно-ролевые) и дидактические игры [24, с. 161].
Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании.
Дидактические игры - это различные игры с правилами, которые специально создаются педагогикой для обучения и воспитания детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Советские психологи (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин, Л.В. Выготский и др.) и педагоги (Н.К. Крупская, Е.А. Аркин, М.Я. Басов, А.С. Макаренко и др.) исследовали игры детей. По исследованиям этих великих людей можно говорить о том, что дидактические игры социальны по своим мотивам, по содержанию, происхождению, структуре и функциям [42, с. 32].
Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В школьной практике широко используются словесные игры, урок-сказка, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины и т.д.
Существуют и другие классификации игр. Определение характера игры на уроке русского языка необходимо для того, чтобы поставить перед учащимися дидактическую цель, а также проанализировать, достигается ли эта цель в результате проведения игры.
В книге Л.В. Петрановской «Игры на уроке русского языка» выделяются игры учебные, комбинаторные, аналитические, ассоциативные, контекстные, языковые и творческие [24, с. 163].
Учебные - наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить изученный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний.
Комбинаторные - достаточно широко известные игры, в которых играющий работает с материальной стороной языкового знака, обычно слова; эти игры требуют умения быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации.
Аналитические - игры, которые развивают аналитическое мышление, помогают приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного логического анализа, научиться видеть закономерности, общность и различие, причину и следствие.
Ассоциативные - игры, в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека.
Контекстные - игры, привлекающие внимание к сложным смысловым связям в тексте, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено, и наоборот - передавать информацию разными способами.
Языковые - игры, в которых играющие экспериментируют с языковыми единицами и закономерностями; эти игры разработаны в меньшей степени, хотя являются самыми значимыми для достижения устройства языка.
Творческие задания - разнообразные задания на сочинительство, обычно с соблюдением некоторых более или менее трудных условий, они способствуют развитию, с одной стороны, фантазии и изобретательности в использовании средств языка, с другой - способности комментировать и критически оценивать свою творческую работу.
Игра может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер.
Дидактические игры позволяют начать урок с позитивным настроем, потренироваться перед более сложными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут. Очень важным для учителя является включение в урок активных методов установления целей, ожиданий, опасений. Методики «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад» разрешают лучше понять класс и каждого ученика в отдельности, а полученный результат использовать в дальнейшем для осуществления личностно-ориентированного подхода к младшим школьникам. Система работы по данным методикам состоит в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги цветочки, снежинки, ягодки, разноцветные листы и предлагается попробовать выразить своими словами то, что они хотели бы получить от сегодняшнего урока, обучения в целом, записав и прикрепив высказывания на определенную поверхность поляну, дерево и т.д. После выполнения учитываются и классифицируются сформулированные цели, пожелания и подводятся итоги. [36, с. 1502].
В ходе сообщения нового материала эффективны презентации «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», которые позволяют активизировать познавательную деятельность и показать основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. В начале урока учитель сообщает тему и форму занятия, формулирует проблему, которую нужно решить, определяет задачу. Потом знакомит учащихся с требованиями коллективной работы и выдает правила выполнения мозгового штурма. На доске записана тема урока и подготовлена таблица, разделена на секторы, пронумерована, но пока не заполнена. Ученикам дается время обдумать, о каких моментах темы далее пойдет речь. По ходу работы над темой дети выделяют ключевые слова и вписывают в секторы. Постепенно заполняется таблица, четкое разделение полученной информации помогает лучше воспринимать материал. После презентации проводится краткий опрос, обсуждение темы. Например, методика актуализации опорных знаний «Магазин». Цель - систематизировать знания учащихся по ранее пройденному материалу, подвести к изучению новой темы. Необходимые материалы: иллюстрация картинок с изображениями животных, фруктов, овощей, игрушек, которые располагаются на доске. Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку. После покупки всех картинок подводится итог (чей ряд купил больше картинок) [36, с. 1502].
Алгоритм построения уроков по игровой технологии заключатся в следующем. Прежде всего, надо приучить детей к дисциплине игры, для этого игровая деятельность вводится в каждый урок. Во-вторых, надо, чтобы дети почувствовали удовольствие от игры. И только когда вы убедитесь в том, что дети беспрекословно принимают правила игры и не пытаются оспорить справедливо поставленные им командой оценки, можно приступать к подготовке игры.
В структуре учебного процесса выделяются 4 элемента - этапа урока.
1. Ориентировочный этап. Сначала учитель представляет изучаемую тему, напоминает основные понятия. Далее дается обзор общего хода игры.
2. Подготовка к проведению игры. Учитель излагает сценарий игры, останавливается на задачах, обсуждает с учениками игровые процедуры, предлагает критерии оценок, показывает примерный тип решений в ходе игры. После того как роли распределены, участники проводят черновую репетицию игры.
3. Проведение игры. Учитель организует проведение игры, фиксирует игровые действия, следит за подсчетом очков.
4. Обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, корректируются критерии оценок, высказываются мнения о результативности игры, пожелания - либо повторить игру на другом материале, либо отказаться от проведения игры в будущем [41, с. 887].
Итак, использование игры на уроках русского языка в начальной школе помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету. Занятия с использованием дидактических игр интересны не только для учащихся, но и для самих учителей. Практическая деятельность показывает, что непродуманное случайное использование такого метода не дает продуктивных и планируемых результатов. Поэтому очень важно тщательно разрабатывать и внедрять в урок авторские игровые методы, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учеников. В процессе игры у детей вырабатывается привычка быть сосредоточенными, мыслить самостоятельно, развивается внимание, мышление и стремление к знаниям. Увлекаясь, втягиваясь в работу, они даже не замечают, что учатся: узнают, запоминают новое, ориентируются в незнакомых ситуациях, пополняют запас фактов и понятий, фантазируют, выдвигают неожиданные идеи. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием и интересом, прилагают много сил, чтобы не подвести команду и своих товарищей. Урок необходимо организовать так, чтобы учащимся было интересно от самого процесса обучения и радостно от общения с педагогом, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия, дружбы и взаимного уважения, которая поддерживает интерес и радость познания нового [36, c. 1504].
Рассмотрим подробнее примеры игровых технологий и творческих заданий, применяемых на уроках русского языка при изучении состава слова и элементов словообразования.
Игра «Лишнее слово»: нужно найти слово, которое не является однокоренным
Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисенок.
Лось, лоскут, лосенок.
Горный, горка, городок.
Пес, песочный, песок
Моряки, морской, моржи,
Корень, коренной, коржи.
Игра «Листочки». Карточки с однокоренными словами вырезаны в виде листочков. Этими листочками можно украсить деревья (на каждом дереве определенная группа однокоренных слов). Или на стволах даны корни, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов, записав их на лист.
Игра «Посади дерево». На доске нарисовано дерево. К корню прикреплены карточки с корнями слов. Задание: подобрать однокоренные слова к каждому корню задание выполняется по рядам. К доске выходят дети с каждого ряда и прикрепляют соответствующие карточки, остальные - записывают слова. Кип, водяной, вода, говорит, водица, сырость, сырой, сыр, сырок, сырник, парус, парусина, парусная, парусник, воришка, парной, водитель, кипение, говор, разговор, вскипеть, кипячёный, кипяток.
Игра «Снежная сказка». Если вы услышите однокоренные слова, с корнем -снег-, или -снеж-, хлопните в ладоши.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели
У заснеженной реки,
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лед снегурки.
А в завьюженных лесах -
Снежные палаты.
На сверкающих кустах -
Снежные халаты.
Скрипнут лыжи на бегу
В белом Снегограде,
Впишут синюю строку
В снежные тетради.
Игра «Третий лишний». Найдите лишнее слово.
Желток, железо, желтый.
Носильщик, нос, носатый.
Часовщик, часть, час.
Печурка, печать, печка.
Циркуль, циркач, цирк.
Игра «Чужак». Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать? Кто же оказался чужаком среди родственников Воды! Почему гости не сразу приметили чужака? Не поможете ли вы ему найти своих родственников? Составьте список родственников Воды и допишите тех из ее родни, кто не пришел к ней в гости в этот раз.
Игра «За кем последнее слово?» Эта игра научит образовывать слова от данного корня и находить корень в родственных словах. Один из участников игры (по жребию) называет какое-либо слово. Второй называет другое слово с этим же корнем. Выигрывает тот, кто последним назовет слово с данным корнем. Вот примеры гнезд однокоренных слов.
1. Слова с корнем вод (однокоренные со словом вода). Вода, водица, водичка, водник, водовоз, водоворот, водоем, водоизмещение, водокачка, водолаз, водомерка, водонапорный, водонепроницаемый, водоплавающие, водопой, водопровод, водораздел, водород, водоросль, водоснабжение, водолазный, водопуск, водохранилище, водянистый, водянка, водный, безводный, надводный, подводный, водяной, пресноводный, земноводный, заводь, наводнять, наводнение, половодье.
2. Слова с корнем вод (однокоренные со словом водить). Водить, вводить, вводный, введение, ведущий, доводить, довод, заводить, завод, заводной, заведение, заводской, изводить, наводить, наводка, обводить, отводить, отводка, громоотвод, водопровод, нефтепровод, газопровод, повод, подводить, приводить, проводить, провожатый, проводка, проводник, проводы, сводить, сводка, уводить, водитель.
3. Слова с корнем зем (земл). Земля, земелька, землица, земледелие, земледелец, землевладелец, землекоп, землемер, землепашец, землеройка, землетрясение, землеустройство, землечерпалка, земляк, землячка, земляника, землянка, земноводные, земство, безземелье, заземление, подземелье, поземка, земной, земляной, землистый, земельный, земледельческий, землевладельческий, безземельный, наземный, подземный, приземистый, Средиземное (море), заземлять, приземляться.
4. Слова с корнем рос-раст-ращ. Рост, росток, Ростов, ростовщик, Ростислав, рослый, взрослый, заросль, поросль, нарост, отросток, переросток, заросль, подросток, прирост, водоросль, расти, растение, растительность, возраст, взращивать, возрастать, вырастать, выращивать, зарастать, заращивать, нарастать, наращивать, обрастать, отрастить, отращивать, перерастать, подрастать, прирастать, приращивать, разрастаться, срастаться, разрастись, сращиваться, отрасль, выращенный, сращение.
5. Слова с корнем цвет. Цветок, цветочек, цветик, расцветает, расцветка, цветение, цветник, цветочница, цветущий, зацветать, одноцветный, цветовой, бесцветный, цветоразличение, цветозащитный, цветной и т.д.
Стихотворения о составе слова и словообразовании
Так же, как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
Выясни умело линию родства.
Однокоренные подбери слова
Объяснить слова толково
Нам поможет корень слова.
Он поможет нам понять,
Как же слово написать.
В корне слова смысл упрятан
Это помните, ребята,
От него растут всегда быстро новые слова
Лес - лесник, лесной, лесок,
Дружный - друг, дружить, дружок.
В этих семьях есть глава,
Это корень слова. Да!
А приставка перед корнем
Любит место занимать,
Впереди его проворно
Норовит всегда вставать.
У приставки дело важное-
Изменяет слова каждое,
Новый смысл дает словам:
Делал, сделал, переделал,
Ехал, въехал и заехал,
Вертит слово так и сяк
И работа не пустяк.
Суффикс - важная часть слова,
Им кончается основа.
После корня он стоит,
Превращая дом в домишко,
А ружье, друзья, в ружьишко.
Кота Мурзика в котенка,
А собаку в собачонку.
На конце у слова - окончание.
Прилагает и оно свое старание.
Чтобы слова в предложении
Были связаны крепко,
Чтоб держались они
Друг за друга цепко.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.
Это слово - слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-,
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой С.
Глухие звуки — это непоседы,
Они спокойно не желают жить.
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Ты запомни, что приставки
Раз-, из-, воз-, низ-, без-, через-
Пред согласными глухими
Быстро сменят З на С.
При- или пре-! Пре- или при-?
Это совсем не секрет.
Ты на значение слова смотри -
Сразу получишь ответ.
Приставка ПРИ-
(приближение)
Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной -
В словах придет, прилетит, приплывет
Пишется при-, несомненно.
(присоединение)
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело.
Пишем мы при-, говоря обо всем,
Что добрые руки приделали.
(нахождение около)
На пригорке, придорожье,
В пригороде приморском,
На пришкольном участке пригожем
Даже привередливому - приволье.
(незаконченность, неполнота действия)
Язык прикусил - не совсем откусил,
Пригорело - не значит сгорит.
Помни - что сделано, но не совсем,
Пишем с приставкой при-.
(объяснить правописание трудно - следует запомнить)
С детских лет, признаюсь вам,
Все привык я делать сам.
Каждый день трудился,
И - скажи на милость -
В пятницу со мною
Чудо приключилось.
Приставка ПРЕ-
(в значении «очень»)
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Если «очень такой» или «очень сякой»,
Пре - мы напишем при этом.
(Исключения: прискорбный, причудливый.)
(сходна с пере-)
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь - не преграда.
Где очень похожи пере- и пре-,
Писать только пре- там надо.
(объяснить правописание трудно - следует запомнить)
Словам преследовать, презрение
Ты не найдешь здесь объяснения.
Пренебрегать, преследовать, презрение.
Запомнить их - разумное решение!
Ученик, тебе задание:
Как напишешь слово здание?
Все учти, продумай, взвесь.
Не свихнись на слове здесь.
Помни все условия,
Чтоб написать здоровье.
Чтобы смысл не повредить,
З нельзя в них отделить.
-десь, -доровье, -дание
Лишены здесь содержания.
Верните З, и снова
Заговорят три слова.
Здесь, здоровье, здание -
Ты заучи слова.
В них не ищи приставки
И с З пиши всегда!
Если после корня - а,
В корне будет и всегда!
Вот пример, запоминай:
«Ноги вытер? Вытирай!»
Морфологические шарады
Корень тот же, что и в слове сказка,
Суффикс тот же, что и в слове извозчик,
Приставка та же, что и в слове расход.
(Рассказчик)
Корень тот же, что и в слове отдавать,
Приставка взята из слов преграда и посылка,
Суффикс и окончание взяты из слова знание.
(Преподавание)
Корень из слова приветствие,
Приставка из слова отличник,
Суффиксы взяты из слов мужество, откровенный, смелость.
(Ответственность)
Суффикс - из слова руководитель,
Приставка из слова возможность,
Корень из слова пропитание.
(Воспитатель)
Суффикс и окончание ищи в слове терпеливый,
Приставку - в слове выписать,
Корень - в слове преподносить.
(Выносливый)
Суффиксы взяты из слова значительный,
Корень из слова переполненный,
Приставка и окончание - из слова исключительный.
(Исполнительный)
Суффикс тот же, что и в словах железный и старость,
Приставки те же, что и в словах приезд и надстройка,
Корень тот же, что и в слове подлежащее.
(Принадлежность)
Корнем с дорогой роднится,
В сборе приставка таится,
Суффикс как в слове дневник.
Целым же в космос проник.
(Спутник)
Мой корень - родственник сраженья,
Приставка - в слове заявленье,
В наборщике есть суффикс мой,
А весь - тружусь я под землей.
(Забойщик)
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Весь же - в дневнике я и в журнале.
(Оценка)
Корень извлечь из начинки несложно,
Приставка в сосуде хранится надежно,
Суффикс в гудении явно услышишь.
Вместе - на темы различные пишешь.
(Сочинение)
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс - в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете.
В целом - по мне на уроки пойдете.
(Расписание)
Таким образом, ценность игры заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя. Приемы и формы работы на уроках русского языка возможны самые разнообразные. Все зависит от профессионализма и творчества учителя. Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования погружен в процесс общения, а активность обучающихся сравнима или даже превосходит активность самого педагога.
2.3 Творческие мастерские – одно из средств повышения эффективности обучения на уроках русского языка
в начальных классах
Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на этапе его модернизации предполагает переход массовой начальной школы от навыково-знаниевой к личностно-ориентированной, развивающей модели обучения. Изменение базовых целей обучения, ориентация, прежде всего, на развитие личности ребенка, реализацию его субъектной позиции в учебном процессе, поддержку индивидуальности каждого учащегося определяют и переориентацию педагогической деятельности учителя: он должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей. В настоящее время учителю начальной школы предоставлен широкий выбор вариативных программ и учебно-методических комплектов. Вместе с тем практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения педагогическую технологию, невозможно достичь требуемых результатов обучения, а именно раскрыть личность ребенка. Одной из технологий, способных реализовать личностно-ориентированную, развивающую модель обучения является технология педагогических мастерских [38, с. 46].
Педагогическая мастерская - это форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия, движения от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности [23, с. 18].
Педагогическая мастерская, или Ателье (от фр. atelier), появилась в практике отечественной школы в результате творческих контактов педагогов России и «Французской группы нового образования» (Groupe Francais d’Education Nouvelle), которые начались в 1989 г. «Французская группа нового образования» возникла в 20-х годах XX в. У истоков этого движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.; в последние годы объединение возглавляли Анри и Одет Бассис [38, с. 46].
Основные идеи этой технологии: обращение к личности ребенка, ее саморазвитие через осознание своего места в мире и отношение к другим людям, свободный творческий поиск и выбор пути познания, свободное взаимодействие, общение и обмен информацией, а также интегративная организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности. Реализация этих идей обеспечивается формами взаимодействия между учителем и учащимися: в мастерской с ее участниками работает скорее не учитель (руководитель), а мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый участник ощущает радость собственного открытия, свою значимость, уважает неповторимость другого. Работа педагогической мастерской строится тем успешнее, чем полнее каждый из ее участников выполняет предполагаемые задания, исходя из своих знаний, умений, жизненного опыта, интересов и способностей. Целевые ориентации названной технологии можно сформулировать таким образом: предоставить обучающимся средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей; «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач.
Реализация вышеназванных целей определяет особенности образовательного процесса в рамках данной технологии:
- создание атмосферы сотворчества в общении;
- «включение» эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам;
- необходимость личной заинтересованности ученика в изучении темы;
- совместный поиск истины учителем-мастером и учащимися (мастер равен ученику в поиске истины);
- подача необходимой информации учителем малыми дозами;
- исключение официального оценивания работы ученика;
- самооценивание работ, самокоррекция, самоизменение на этапе социализации через их афиширование и рефлексию [38, с. 47].
Методологической основой педагогических мастерских является концепция реализации теории развивающего обучения, разработанная Г. Д. Кирилловой. Данная концепция определяет цели, методологию, взаимосвязь функций обучения. Большой вклад в развитие данной технологии внес А. А. Окунев. Им выделены основные этапы работы мастерской, составлены алгоритмы проведения уроков. В труде И. А. Мухиной и Т. Я. Ереминой «Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта» выделены основные положения и принципы проведения урока в рамках данной технологии. Данный урок направлен на воспитание личности ребенка. Это личность самостоятельная, социально ответственная, способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир, способная анализировать свои поступки и поступки других. Основным методом является создание атмосферы равенства на уроке. Учитель относится к ученику как к равному, самостоятельному субъекту учебно-воспитательного процесса. Следующий принцип – создание атмосферы поиска знаний. Учитель не сообщает знания в готовом виде, дети самостоятельно «строят» знания, они учатся анализировать информацию, критически относится к информации, самостоятельно решать творческие задачи. Учитель уважительно относится к мнению своих учеников, воздерживается от замечаний и критики, ученики учатся уважать мнение других. Учитель организовывает пространство для работы мастерской, это может быть организация пространства для работы в группах, и организация личного рабочего места ученика. Пространство должно быть организованно таким образом, чтобы каждый участник мастерской чувствовал себя комфортно, мог быстро предоставить результат своей творческой деятельности классу. Учитель организует диалоговое общение, которое позволяет каждому высказать свое мнение и принять участие в работе. Каждый ребенок на таком уроке может проявить себя и почувствовать успешным [23, с. 19].
Применение технологии мастерских в рамках реализации современных тенденций образования отмечается в работах современных исследователей. С. Г. Рассохина рассмотрела технологию мастерских как инновацию в процессе реализации государственных образовательных стандартов (ГОС), направленную на развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитию критического и творческого мышления. И. В. Козлова рассмотрела возможности применения технологии мастерских для формирования универсальных учебных действий в начальной школе в условиях реализации стандартов образования. О. А. Марышева и Н. С. Образцова затронули проблему формирования универсальных учебных действий средствами педагогической мастерской в среднем звене. Исследователи отметили, что применение технологии мастерских ориентирована на решение задач ГОС начального и основного общего образования. Т. Г. Васильева представила опыт работы по использованию данной технологии как механизм становления социально-успешной личности выпускника. Особое внимание уделено развитию мышления, формированию обобщенных способов действия, развитию творческих (креативных) способностей, метапредметных связей и интеграции. В статье А.С.Галышевой и Г. Д. Кириллова рассмотрена концепция реализации теории развивающего обучения. Концепция реализации данной теории служит методологической основой педагогических мастерских и технологий ее внедрения. Каждый шаг рассмотрен как решение познавательной задачи, как микроэтап, где участники мастерской выступают как активные субъекты деятельности. Данный подход интересен тем, что в нем процесс внедрения мастерских представляет собой целостную картину взаимодействия ученика и учителя в мастерской [23, с. 20].
Технология педагогических мастерских включает семь этапов, каждый из которых решает определенные задачи на содержательном, коммуникативном, личностном уровнях и логически связан с последующим этапом.
Первый этап - индукция: создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Учитель на этом этапе предлагает детям записать ассоциации (вопросы, рисунки) по определенной теме (явлению, понятию, событию, ситуации). Важно предложить такое задание, чтобы включить в работу каждого ребенка на уровне его знаний и умений.
Второй этап - самоконструкция: индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Учитель расширяет сферу актуализации знаний на индивидуальном уровне и просит записать все, что дети знают о познавательном объекте (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и пр.).
Третий этап - социоконструкция: работа учащихся в парах по построению определенных ранее элементов. Учитель организует эту работу (просит поменяться тетрадями и обсудить, что получилось, подумать вместе над заданием и др.).
Четвертый этап - социализация: выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция полученных ранее результатов). Учитель организует работу в группах (просит поделиться и обсудить полученные результаты, прийти к общему мнению, подготовить выступление от группы; при необходимости предлагает дополнительные задания и пр.).
Пятый этап - афиширование: предъявление коллективных работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с результатами групповой работы. Учитель организует обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов, дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.
Шестой этап - разрыв: внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Учитель предлагает детям задание, которое они не могут выполнить в силу неполноты своего знания на данном этапе (это может быть проблемная ситуация или информация, которая вступает в противоречие с имеющимися у детей знаниями). Дальнейшая деятельность педагога заключается в том, что он фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. Важным на данном этапе является то, что разрешить возникшее противоречие должны сами участники мастерской, а для этого учителю необходимо подобрать нужные источники информации, обращение к которым и поможет решить возникшую проблему (учитель организует групповую работу учащихся с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия). Ученики на этом этапе осознают возникшие познавательные противоречия; выдвигают свои гипотезы по их разрешению, затем работают с предложенными источниками информации, которые позволяют найти оптимальный вариант решения проблемы; закрепляют и применяют полученные знания.
Седьмой этап - рефлексия. Здесь учитель инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях [38, с. 49].
Таким образом, педагогические мастерские могут быть разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет общий алгоритм. Это, прежде всего, ориентированное на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самим материалом. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательное для каждого занятия - включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания.