Формирование творческих способностей младших школьников посредством создания проблемной ситуации
Для достижения положительных результатов учебно-воспитательного процесса немаловажную роль играет заинтересованность детей обучением, а также привлечение к работе на уроках русского языка всех учеников с различным интеллектуальным потенциалом. Решить данную задачу можно с помощью технологии проблемного обучения. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей [25, с.56].
Наиболее существенная черта проблемного обучения - создание проблемных ситуаций, т.е. постановка такого вопроса, на который учащиеся не могут ответить сразу, так как для этого у них не хватает знаний. Центральным в проблемной ситуации является то неизвестное, которое должно быть раскрыто (усвоено) учениками, и те знания, которыми они обладают для решения поставленной проблемной ситуации. Познавательный вопрос должен представлять определенную трудность для учащихся и в то же время быть посильным для них, т.е. учитывать зависимость восприятия от жизненного опыта и запаса теоретических знаний. Такой вопрос должен требовать, чтобы учащиеся размышляли, при этом вызывать у них глубокий интерес. Создавая проблемную ситуацию и направляя ее разрешение, учитель должен поставить учащихся перед необходимостью сравнивать, обобщать, анализировать явления, синтезировать факты, а не просто механически запоминать их.
Известно, что в начальных классах закладывается фундамент успешного учения на последующих этапах. Исследования В.В. Давыдова, С.Ф. Жуйкова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, А.М. Матюшкина, М.И.Махмутова, В.Оконя, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина и др. показали, что у младших школьников имеются значительные резервы и возможности психического развития, проявлению которых в определенной мере способствует проблемное обучение. Психолог Л.И. Айдарова считает введение школьника в ситуацию исследования необходимым условием успешного учения [26, с.24].
Для создания проблемных ситуаций учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения:
- сталкивает противоречия в практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
- предлагает ставить проблемные задачи (например, с недостаточным или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченными временами решения, на преодоление «психологической инерции» и др.) [34, с. 122].
Для реализации проблемной технологии необходимы:
- отбор самых актуальных, сущностных задач;
- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
- построение оптимальной системы проблемного обучения;
- создание учебных и методических пособий и руководств;
- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.
Технология проблемного обучения - это создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Основной формой организации проблемного обучения выступает проблемный урок, который обеспечивает творческое усвоение знаний и имеет структуру, адекватную этапам процесса решения проблемы.
М.И. Махмутов выделяет следующие этапы: 1) создание проблемной ситуации и постановка проблемы; 2) выдвижение гипотез; 3) доказательство гипотезы; 4) проверка правильности решения проблемы; 5) применение полученных знаний на практике [43, с.16].
После создания проблемной ситуации учителю необходимо подвести детей к постановке учебной проблемы. Для входа из проблемной ситуации может быть использован побуждающий или подводящий диалог. Побуждающий диалог строится на серии стимулирующих вопросов, помогающих школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему. К осознанию противоречия побуждают следующие вопросы: Что вас удивило? Что интересного заметили? Сколько же в нашем классе мнений? Вы сначала как думали? А как на самом деле? Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? К формулированию учебной проблемы побуждают такие вопросы, как «Какой возникает вопрос?», «Какова будет тема урока?». Подводящий диалог выстраивается «от повторения» и представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, приводящих к формулированию учебной проблемы. В этом случае создание проблемной ситуации не обязательно. Интересно подвести детей к теме урока от пройденного материала позволяют специальные мотивирующие приемы: «яркое пятно» и «актуальность». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, шутки, случаи из истории науки и др., связанные с темой урока. Прием «актуальность» состоит в раскрытии смысла, значимости изучаемого материала для самих учеников. Все описанные методы постановки проблемы обеспечивают столь необходимую внутреннюю мотивацию к усвоению новых знаний [43, с.17].
Решение сформулированной учебной проблемы начинается с выдвижения гипотез. Выдвигать и проверять гипотезы может учитель или ученики по собственной инициативе. Возможности для совместного поиска содержит побуждающий диалог, который начинается с общего побуждения, призыва к мыслительной работе, продолжается подсказкой, т.е. намеком, дополнительной информацией, и заканчивается сообщением нужной мысли самим учителем. Гипотезы могут выдвигаться последовательно и одновременно. Первый вариант предпочтительнее, когда проверка гипотез достаточно проста. Одновременный вариант лучше использовать, когда каждая гипотеза требует серьезной практической проверки. При этом целесообразно выдвигать гипотезы фронтально, а проверку организовать по группам. Решение учебной проблемы может осуществляться и более быстрым способом, с помощью подводящего диалога. Он представляет собой систему вопросов и заданий, которые подводят учеников к открытию нового знания. Самый короткий проблемный урок строится как подводящий без проблемы диалог. Сравнивая эффективность представленных способов поиска решения учебной проблемы необходимо отметить, что для развития творческих способностей учеников более эффективен первый (побуждающий диалог). Хотя все эти методы основаны на самостоятельном открытии детьми знания, и, следовательно, обеспечивают качественное усвоение материала. Проблемный урок отличается от традиционного этапами введения и воспроизведения (проговаривания) знаний. Этап введения знаний воспроизводит первые звенья творческого цикла - постановку проблемы и поиск решения. Этап же воспроизведения знаний должен обеспечить остальные звенья творческого акта - выражение решения и реализацию продукта. Практически данный этап осуществляется с помощью продуктивных (творческих) заданий: на формулирование темы, вопросов; на разработку (в классе или дома) опорного сигнала (символа, схемы, таблицы, опорных слов); на создание (дома) художественного образа (метафоры, загадки, стихотворения) [43, с.18].
Учителя начальных классов довольно часто применяют проблемное обучение, создавая на уроках проблемную ситуацию. Однако, выбирая подобную технологию подачи нового материала учителю необходимо быть очень осторожным, потому что в большинстве случаев после ее организации учитель сам сообщает новые знания. Такой способ подачи нового материала не обеспечивает активности мыслительной деятельности большинства учащихся. Это происходит потому, что, как правило, поставленную проблему решают и раскрывают классу сильные учащиеся, в то время как средние и слабые только приступают к решению. Значит, в таких условиях самостоятельно усваивают знания в основном хорошо успевающие ученики, остальные получают их в готовом виде от одноклассников. Для обеспечения развития познавательной деятельности учащихся в проблемном обучении необходима оптимальная последовательность проблемных ситуаций, их определенная система [26. c. 24].
Таким образом, содержание проблемного обучения представлено системой проблемных задач различного уровня сложности. В процессе их решения у младших школьников развиваются творческие способности, воображение, формируется познавательная мотивация.