Классификация игр. Педагогическая игра
Природа и общество создали детские игры для всесторонней подготовки детей к жизни. Каждая игра должна иметь связь со всеми видами деятельности человека. Существует огромное количество игр, но их трудно разделить на группы и дать им точную классификацию, так как каждая игра может содержать элементы другой игры. Из всего многообразия можно выделить лишь некоторые подгруппы игр:
Подвижные игры.
Подвижными играми называют игры исчерпывающие все виды свойственных человеку движений: ходьбу, прыжки, ползание, лазание, метание, упражнения с предметами, броски и ловля. Подобные игры являются универсальным и незаменимым средством физической культуры. Характерной чертой таких игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создаёт большие возможности для проявления инициативы и творчества. Все подвижные игры имеют ярко выраженные черты и эмоциональный характер. В таких играх ребёнок испытывает радость от физической нагрузки. Достижение цели в таких случаях приносит большое моральное удовлетворение.
Игры – состязания.
Игры – состязания – это игры носящие явные признаки соперничества и лидерства. Целью таких игр является достижение превосходства над остальными. Такие игры помогают самоутвердиться, выявить скрытые способности и продемонстрировать имеющиеся.
Драматические игры.
Драматические игры – это целые пьесы и диалоги. Чаще всего это продолжительные по времени игры в которых важен сюжет и ролевая принадлежность. Такие игры приносят огромное удовлетворение детям, особенно тем, у кого от природы нет тяги к соперничеству и лидерству.
Хороводные игры.
Хороводные игры – это игры, в которых принимают участие все желающие. Эти игры рассчитаны на большое количество игроков. Подобные игры повышают настроение, предполагают заучивание песен, стихотворений и потешек. Данные игры примиряют, способствуют развитию здорового детского коллектива, учат дружбе и равенству.
Групповые игры.
Это такие игры, которые деление всего числа играющих на небольшие группы. Играя в такие игры группы, могут соревноваться, а могут и совсем не соперничать. Правила, бесспорно, устанавливает учитель. Такие игры помогают не только разрядить обстановку но дать детям возможность выбрать соперников или помощников. Вообще выбор в свою команду того, кого захочется, не приносил никаких разногласий и противоречий.
Командные игры.
Обычно в таких играх участвуют две команды и основа таких игр, несомненно, соперничество. Играя в командные игры, дети должны выбрать капитанов или командиров, которые будут отвечать за порядок в команде и правила выполнения заданий. Чаще всего по окончании командной игры должно произвестись награждение победителей.
Игры – эстафеты.
Играми – эстафетами называют игры, в которых принимает участие две или несколько команд, поэтому такие игры носят характер командных игр. Подобные игры предполагают наличие инвентаря и справедливого жюри. Игры – эстафеты – это скоростные игры, игры на время или на максимальную скорость команд. Иногда в таких играх возникают разногласии, недовольство соперников, поэтому необходимо выбрать справедливое и беспристрастное жюри.
Подражательные игры.
Это игры весёлого и игривого характера. Такие игры не требуют выбора команд и жюри. Участие принимают все без исключения. Обычно это смешилки, дразнилки, пантомимы, которые помогают детям открыть свои актёрские способности. К этим играм так же относятся имитации и отгадки. Для проведения таких игр выбирают ведущего, которого меняют после непродолжительного времени или после выполнения определённых действий.
Музыкальные игры.
Данные игры требуют музыкального сопровождения и необходимой аппаратуры или музыкального инструмента. Эти игры развивают чувство ритма и такта. Музыкальные игры очень популярны у младших школьников и не вызывают разногласий и ссор. Единственной помехой может служить врождённое отсутствие музыкального слуха у некоторых детей. Учителю необходимо подготовиться к таким особенностям и не создать отрицательного отношения к игре у таких детей. В данном случае целесообразнее позволить детям выполнять правила так, как они умеют.
Игры на развитие внимания.
Эти игры созданы для поднятия настроения, развития внимания и реакции. Зачастую такие игры требуют озвучивание некоторым инструментами (колокольчик, бубен, свисток, погремушка…). Такие игры помогают активизировать учащихся, заставить их мобилизовать всё внимание и выдержку, умение не только концентрировать своё внимание и зачастую умение держать равновесие.
Интеллектуальные игры.
Немногие специалисты выделяют интеллектуальные игры, в отдельный вид. Чаще их относят к играм-викторинам или командным играм. Специфика интеллектуальных игр является соревновательный процесс, сутью которого является проверка знаний, построение логических цепочек, командное взаимодействие, интуиция, эрудиция и логика в той или иной степени.
Для организации интересного занятия необходимо познакомиться с основными видами игр, правильно выбрать момент и участников. Продумать весь ход игры. Поэтому надо знать не только правила игры, но и просчитать возможные риски. Наиболее интересны уроки, на которых воспитатель комбинирует разные категории игр.
Педагогическая игра – непродуктивный вид деятельности обучающихся в рамках учебного процесса, в котором главную роль играет не процесс игры как таковой, а дидактические, воспитывающие, развивающие и социализирующие функции.
Классификация педагогических игр.
По виду деятельности:
1. Физические (двигательные)
2. Интеллектуальные (умственные)
3. Трудовые
4. Социальные
5. Психологические
По характеру педагогического процесса:
1. Обучающие: тренинговые, контролирующие и обобщающие.
2. Познавательные, воспитательные и развивающие
3. Репродуктивные, продуктивные, творческие
4. Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
По характеру игровой методики:
1. Предметные
2. Сюжетные
3. Деловые игры и их модификации: имитационная, операционная, ролевые, деловой театр, психо- и социодрама.
4. Игры-драматизации
По предметной области:
1. Математические, химические, биологические, физические, экологические.
2. Музыкальные, театральные, литературные
3. Трудовые, технические и производственные
4. Физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные.
5. Обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие.
По игровой среде:
1. Без предметов, с предметами.
2. Настольные, комнатные, уличные, на местности.
3. Компьютерные, телевизионные.
4. Технические, со средствами передвижения.
Можно выделить несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка:
1) Предметные игры;
2) Игры творческие, сюжетно-ролевые;
3) Игры-путешествия;
4) Строительные, трудовые, технические, конструкторские игры;
5) Интеллектуальные: игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу;
6) Дидактические игры, которые используются как средство развития познавательной активности детей. Именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом.
Термин «дидактичекие игры», под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, впервые ввели Ф. Фербель и М. Монтессори. Игры, которые они предлагали, были предназначены для детей дошкольного возраста. Но постепенно они стали проникать в начальную школу, принимая сначала форму игровых приемов в обучении.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Использование дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте помогает преодолеть некоторые возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов и формированию познавательной мотивации.