Цветовая гамма и техника исполнения

Весь иллюстративный материал макета я выполнила в цвете. Когда мы включаем цвет в композицию, воздействие на зрителя становится сильнее, поскольку разные цвета вызывают у человека разные эмоции. Цвет также усиливает звучание формы. Текст «Мабиногиона» насыщен яркими характерами, выражениями, неожиданными поворотами сюжетов, поступками героев, которые по меньшей мере могут удивить читателя, если не поразить. Содержание произведения вызывает разнообразные эмоции, поэтому я выбрала хроматическую цветовую гамму, достаточно сдержанную (так как большое количество цветов в одной иллюстрации как правило разрушает форму). Преобладают земляные оттенки: зеленые, умбристые, охристые, коричневые, серые а так же легкие серо-синие. В одной иллюстрации колорит выстраивается, приблизительно по такой схеме: четыре цвета плюс оттенки. Использовались холодные и теплые тона, с преобладанием теплые. Также было продумано выстраивание цветовых пропорций: как будут взаимодействовать цветовые массы для более гармоничного результата распределения каждого цвета по формату. В Приложении Dпредставлены цветные иллюстрации (Рисунок D6-D28), на которых виден колорит.

Техника выполнения: классическая акварель, с добавлением темперных белил. В процессе работы были найдены приемы работы с акварелью, которые оказались близкими по духу к мифопоэтическому пространству произведения. Прием лессировок, применен во всех иллюстрациях и даже в маленьких концовках и заставках. Такое скрупулезное наслаивание акварели дает ощущение объема, делает объект прорисованным, «сделанным», особенно интересно получалась лессировка ограниченным количеством цветов, например, при лессировке краев ствола дерева получалось, что оно словно «выходит» на зрителя из тумана. Еще один распространенный прием – растекания, он положен в основу всех полосных иллюстраций, поскольку при помощи растекания создавалось основное пятно, поле, фон для будущего рисунка. Акварельная техника дала множество возможностей, с ее помощью создавалось «мистическое», загадочное настроение. Также активно используется прием «протирания», когда высушенная краска протирается с помощью влажной плотной беличьей кисти, образуются высветленные линии. «Протираниями» я добивалась светлых линий или пятен на более темном фоне, например, в рисовании деревьев, веток, лиц. Вообще прием «протирания» мне кажется очень интересным, хотя мне не удалось найти его точного названия или описания в авторитетных источниках, возможно, он называется иначе.

В иллюстрациях присутствует фактура, она создавалась за счет рельефа акварельной бумаги (Гознак) на которой были выполнены оригиналы иллюстраций, и за счет осадка акварельных красок. При создании большого пятна-основы иллюстрации некоторые краски выпадали в осадок, который распределялся в углублениях фактуры бумаги. Такой фактурный эффект у меня получился первый раз, когда я выполняла первые эскизы и пробный оригинал иллюстрации и мне он показался очень уместным, присутствует в каждой иллюстрации.

Действие в иллюстрациях происходит в условном пространстве. И хотя глубина пространства не выявляется, зато присутствует воздушная перспектива, которая задает объем, но не слишком сильно, чтобы иллюстрации не «вываливались» из двухмерной плоскости страниц книги. Также характерной чертой является тонкая проработка деталей, внимательное отношение ко всем изображаемым объектам. Такой подход сформировался при анализе древних памятников кельтской культуры, во время написания преддипломной практики. Было рассмотрено большое количество предметов прикладного искусства, рукописных книг, которым свойственна подробная проработка деталей, которая больше всего проявилась в традиционном кельтском орнаменте.

Тональный колорит

Под тоном понимают «светлоту» или «светосилу» цвета изображения, качество изобразительной поверхности. Любой хроматический или ахроматический цвет может иметь различную «светлоту». Правильно выбранный тон выстраивает композицию, создает общее настроение, атмосферу что очень важно для иллюстрации. Исходя из этого, можно сказать, чтотон должен быть в приоритете.

Поскольку выбранный вариант композиционного решения иллюстраций в макете характеризуется взаимодействием цветных рисунков и белой бумаги, правильно выверенный тон изображений имеет большое значение. Ведь если они будут слишком бледными (ненасыщенными по тону), то будут теряться, не читаться на белой бумаге, а если рисунки будут слишком темными (тяжелыми по тону), то акварельные цвета будут выглядеть глухими, забитыми, что тоже недопустимо в акварельной технике.По тону иллюстрации довольнонасыщенные, контрастные по отношению к белому фону бумаги, но и не слишком темные, поскольку очень темные (тяжелые) акварельные цвета выглядели бы глухими, забитыми, что недопустимо в акварельной технике. От преобладания светлых, белых, совсем легкий тонов было совершено намеренное отступление, так как это не соответствовало бы духу произведения.

Иллюстрации выстраиваются по принципу: темное на светлом и светлое на темном, тонально выделяется композиционный цент. В целом, большинство из них не очень темными, скорее какие-то наиболее важные места выделяются контрастным касанием темного и светлого. Базовое сочетание светлых и темных участков выстраивают любую композицию и общий тональный рисунок. Часто именно он первым привлекает внимание зрителя и мгновенно передает ему настроение и содержание иллюстрации. Если иллюстрация имеет сильный тональный рисунок, он заставляет зрителя более подробно изучить изображение. Иллюстрации с продуманным тональным рисунком производят наибольшее впечатление.

В силу выбранной техники и используемых приемов в иллюстрациях к «Мабиногиону» преобладают не чистый черный или светлый белый тон, а скорее промежуточные серые тона. Если отсканированную рядовую иллюстрацию в программе перевести из цветного изображения в черно-белое то мы увидим, что преобладают серые тона. С одной стороны это не дает такой ясности и четкости, как дало бы контрастное черно-белое решение без тоновой нюансировки. Но с другой стороны, мифопоэтическому пространству повестей скорее характерна загадочность, неопределенность в некоем роде, причудливость, нежели ясность, прямолинейность, логичность.

Мне хотелось донести до зрителя ощущение того, что изображения, предметы на иллюстрациях словно «выступают из тумана», из неизвестности. Чтобы увиденное сначала из далека (насколько это возможно держа в руках книгу) изображение хотелось рассмотреть и понять, что же именно это «выступает» и какие там детали есть еще. Нарисованные предметы существуют не по отдельности, они все взаимосвязаны, как будто одно вырастает из другого. И, на мой взгляд, большое количество серых полутонов помогают достичь такого эффекта. Серый полутон имеет свойство «объединять» элементы, ведь он более нейтральный, спокойный, чем черный или белый, поскольку является соединением этих тоновых противоположностей.

2.6 Шрифтовое оформление

Грамотно подобранный шрифт — один из важнейших элементов оформления. Важно, чтобы рисунок шрифта гармонировал с иллюстративным материалом.

В качестве шрифта для основного текста была выбрана гарнитура Лазурский. Эта гарнитура была создана на основе оригиналов шрифта (1962) художника книги Вадима Владимировича Лазурского (1909-1994), созданного по мотивам рисунков итальянских шрифтов эпохи Ренессанса (начало XVI века). Это шрифт с активно выраженным рисунком. Шрифт предназначен для набора художественной литературы, особенно подарочных изданий и изданий по искусству. Гарнитура имеет четкий ясный рисунок знаков, что является большим плюсом, так как издание содержит довольно большой объем текста, а удобочитаемость являются ключевым показателем. Основной текст набран 11 кеглем с интерлиньяжем 14 пунктов. Пример набора основного текста представлен в Приложении D, Рисунок D4, на Рисунке D3представлен крупный набор этой гарнитуры.

Каждая глава начинается со спусковой полосы, на которой располагается название повести, набранное гарнитурой Баскервилль прописными буквами, 10 кегль.

Для колонцифры была выбрана гарнитура Кудряшов, 8 кегль. Она расположена на нижнем поле, ближе к зеркалу набора. Место для колонцифры выбиралось исходя из наиболее гармоничной композиции колонцифры, полей, текста рядовой полосы. В итоге колонцифра расположена на высоте 3,5 см от нижнего края страницы и 1,7 см до нижнего края зеркала набора. Такое расположение (а не по середине между краем зеркала набора и нижним краем страницы) обусловлено тем, что так колонцифра не выглядит отдельным элементом, не «отваливается», она едина с композицией разворота в целом.


Наши рекомендации