Актуальность в современном мире
Сейчас, осенью 2017 года, спустя сто лет после революции, особенно важно говорить о культуре того времени и о неоценимом вкладе «Сезонов» в ее развитие. В апреле 2009 года исполнилось 103 года с тех пор, как начались знаменитые «Русские сезоны» в Париже для наших эмигрантов. Это был уникальный период расцвета отечественной культуры и меценатства. Европа была поражена, увидев русскую живопись, услышав русскую музыку. С этого времени каждая парижская весна в течение 20 лет приносила новые открытия в русском балетном и оперном искусстве.
«Русские сезоны» гремели во славу русского искусства в Париже, Лондоне, Риме. Каждое из событий «сезонов», будь то выставка, спектакль или концерт, вписывало новую страницу в летопись мировой культуры. Художественная деятельность труппы Дягилева в корне перевернула представления европейцев о классическом балете, о декорациях, костюмах, красках и формах и помогла западным художникам сделать шаг к новому направлению и стилю – ар-деко. К сожалению, «сезоны» прекратили свое существование с уходом из жизни патриота и просветителя Сергея Дягилева.
Но вначале XXI века они были возрождены, и сейчас мы имеем возможность увидеть балет, который танцевали сто лет тому назад. Фонд имени Мариса Лиепы и компания «SAV Entertainment» в рамках седьмого открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» возрождают великую традицию «Русских сезонов» Сергея Дягилева – ярчайшего явления в мировом культурном процессе. Фестиваль «Черешневый лес» представил лучшие балеты из цикла «Русские сезоны 21 век» на сцене Московского театра Оперетты – «Тамар» и «Синий бог», а также премьеру восстановленного балета Брониславы Нижинской «Болеро».
Собственные оценки и взгляды
Для меня «Сезоны» – это прежде всего неоценимый вклад в искусство балета. Яркое, сканадальное, красоччное шоу, обросшее слухами и легенжами, срывает аншлаги и пробуждает неслыханный интерес европейской публики вэтому практически забытому на западе виду танца. Более того, после смерти Дягилева и распада антрепризы на несколько самостоятельных течений движение, как ни странно, обертает еще большую силу: маленькие отдельные группы артистов,совершаюшие турне по странам мира, «оседают» в них,создавая свои собственные школы. Так Лифарь на долгие годы стал балетмейстером во французской Гранд Опера, Баланчин стал основоположником американского балетного танца, часть танцовщиков осталась в Монако, а баллерина Анна Павлова впервые привезла выступления подобного рода в Австралию и Новую Зеландию.
Созданные для постановок декорации и костюмы – сами по себе шедевры в своем роде. Не для каждого спектакля занавес будет создавать сам Пикассо или рисовать декорации – Рерих. Кроме того, именно «Сезоны» побудили кутюрье заняться театральным костюмом: Шанель, заинтригованная театральной деятельностью, позже создаст костюмы для постановки «Голубой экспресс».
«Великий антрепренер» Дягилев сумел привлечь к своему проекту лучших из лучших, собрать элиту мирового искусства, это уникальный случай в истории. Сергей Павлович умер почти 90 лет назад, но никто так и не сумел создать что-то более масштабное и грандиозное, чем он.
3.3.Предложения и рекомендации от автора
Было уже не раз сказано о попытках возродить интерес к «Сезонам» в современном мире. Действительно, русская балетная школа по-прежнему считается старейшей школой мира, а АРБ им. Вагановой принимает в своих стенах самых целеустремленных учеников со всех уголков планеты. Однако, как я считаю, современные «Сезоны», если можно их так назвать, не способны сравниться с Дягилевскими ни размахом, ни уровнем проведения. Российские гастролирующие группы лишь пользуются громким именем проекта столетней давности, никак не соответствуя заявленному уровню. Это разочаровывает, ведь в современности каждая посредственнаятанцевальная группа средней руки норовит прибавить к своему названию слова «Императорский балет» или «Русский балет» или «Сезоны», пытаясь бросить пыль в глаза. Это настоящее неуважение к памяти великих творцов.
Заключение
В заключение хотелось бы подытожить: Именно благодаря гастролям труппы Сергея Дягилева балетное искусство пережило ренессанс. Он оказал огромное влияние на формирование всего балетного искусства 20 века, на отношение к нему серьезных художников. Созданные в его антрепризе балеты до сих пор являются украшением крупнейших балетных сцен мира. Они идут в Москве, Петербурге, Париже, Лондоне, Нью-Йорке. Многие из них сняты на кино- и видеопленку (серия балетов «Париж танцует Дягилева»). О Дягилеве пишутся романы, создаются кинофильмы, театральные представления. Он доказал, что быть импресарио — великое искусство.
Список литературы:
1. Бакст Л. Моя душа открыта. – М.: Искусство – XXI век, 2016. – 766 с.
2. Бенуа А. Н. Мои воспоминания. В пяти книгах. Книги 1-3. – М.: Наука, 1990. – 712 с.
3. Бунин И. А. Окаянные дни.– М.:Вече, 214. – 384 с.
4. Васильев А. А. Русские сезоны Дягилева и ориентализм в моде 1910х годов. Конспект лекции.
5. ГидельА. CocoChanel. М.: Эксмо, 2006. – 448 с.
6. Григорьев С. Л. Балет Дягилева. – М.: Артист. Режиссер. Театр, 1993. – 384 с.
7. Добужинский М. В. Воспоминания. – М.: Наука, 1987. – 480 с.
8. Ельшевская Г. Русский модерн. [Электронный ресурс] // Arzamas. Цикл лекций «Русское искусство XXвека». URL: http://arzamas.academy/materials/1201 (дата обращения 15.10.2017)
9. Ельшевская Г. Русский авангард. [Электронный ресурс] // Arzamas.Цикл лекций «Русское искусство XXвека». URL: http://arzamas.academy/materials/1202 (дата обращения 15.10.2017)
10. Ельшевская Г. Искусство после революции: художник и власть. [Электронный ресурс] // Arzamas. Цикл лекций «Русское искусство XXвека». URL: http://arzamas.academy/materials/1203(дата обращения 15.10.2017)
11. Карсавина Т. П. Театральная улица. Воспоминания. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2010. – 328 с.
12. Лифарь С. Мемуары Икара. – М.: Искусство, 1995. – 358 с.
13. Лифарь С. С Дягилевым. – М.: Композитор, 1994. – 224 с.
14. Лифарь С. Страдные годы с Дягилевым. – М.: Муза, 1994. – 373 с.
15. Мясин Л. Ф. Моя жизнь в балете. – М.: Артист. Режиссер. Театр, 1997. – 366 с.
16. Нижинская Б. Ф. Ранние воспоминания. Ч. 1. – М.: Артист. Режиссер. Театр, 1999. – 348 с.
17. Нижинская Р. Вацлав Нижинский. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2004. – 392 с.
18. Стравинский И. Ф. Хроника моей жизни. – М.: Государственное музыкальное издательство (МУЗГИЗ), 1963. – 278 с.
19. Философов, Д. В. Бакст и Серов. / Д. В. Философов // Наше наследие – 2002 – №№ 63-64
20. Яковлева Ю. «Весна священная» (1913) [Электронный ресурс] // ArzamasURL: http://arzamas.academy/micro/balet/15 (дата обращения 15.10.2017)
21. Яковлева Ю. «Петрушка» (1911) [Электронный ресурс] // ArzamasURL: http://arzamas.academy/micro/balet/14 (дата обращения 15.10.2017)
22. Яковлева Ю. «Шехеразада» (1910) [Электронный ресурс] // ArzamasURL: http://arzamas.academy/micro/balet/13 (дата обращения 15.10.2017)
23. MisiaSert. Misia : Par MisiaSert. – М.: Broché, 1952. – 303 с
Приложения