Тема 18. история русских фарфоровых сервизов
Фарфор из Китая появился в России, как и в Европе, в 13-14веках. С открытием Мейсенского фарфора в обиходе русской знати стал преобладать саксонский фарфор. При ПетреПервом были сделаны первые попытки наладить производство фарфора.
В 1744 году в Санкт-Петербурге была основана Порцелиновая мануфактура, где через три года Дмитрий Виноградов открыл способ получения твердого фарфора из местных материалов. Помимо разработки рецептуры фарфоровых масс и исследования глин различных месторождений, Виноградов разрабатывал составы глазурей, технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, вел испытания различных сортов топлива для обжига фарфора, составлял проекты и строил печи и горны, изобретал рецептуру красок по фарфору и решил многие смежные проблемы. Весь технологический процесс производства фарфора ему пришлось разрабатывать самому, а также подготавливать себе помощников, преемников и сотрудников различной квалификации и профиля. В результате «прилежного труда» (так он сам оценивал свою деятельность), был создан самобытный русский фарфор.
С 1765г. Порцелиновая мануфактура стала называтьсяИмператорским фарфоровымзаводом. Предприятие выпускало простые и изящные по форме вазы, сервизы, табакерки и другие изделия. Со дня основания завод работал по заказам императорского двора. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы приготовленной из отечественного сырья, приближалсяккитайскому.В начале Виноградовского периода роспись предметов была одноцветной и относительно простой. К концу — на фарфоре делались многоцветные тонкие рисунки, настоящие художественные миниатюры.
Известный пример фарфора этого периода — первый столовый сервиз, выпущенный на заводе. Он получил наименование «Собственный» и принадлежал лично императрице. Сервиз украшен рельефным декором и расписан пурпуром и золотом. Ранний русский фарфор отличался самобытностью форм и декора, копирование европейских образцов началось позже. Для росписи изделий приглашались ученики Петербургской академии художеств. Самые первые рисунки утверждала лично Елизавета.
Однако, русский фарфор не столько прославлял деяния императора, а явился отражением национальных тем и сюжетов в искусстве, как, например, «Гурьевский» сервиз, ставший одой народу – победителю в Отечественной войне 1812 года. Эта война отражена и в серии «военных тарелок», изображавших солдат и офицеров в мундирах всех родов войск. Широкое распространение получила и портретная живопись. На Императорском заводе выпускались чашки с изображением коронованных особ и известных деятелей того времени, особенно полководцев. Развитие получили также портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах. Первенство завода в живописи по фарфору было подтверждено получением дипломов на всемирных выставках в Лондоне, Париже и Вене. Кроме достижений в области художественного фарфора, на заводе успешно развивалось производство химического и технического фарфора, впервые здесь было получено оптическое стекло.
В 1766г. в селе Вербилки Дмитровского уезда, под Москвой была основана первая частная фабрика Ф.Я.Гарднера (ныне фабрика «Фарфор Вербилок»), где изготовлялись великолепные «орденские» сервизы по заказу императорского двора, статуэтки, вазы, сервизы, в которых сочетались ампирные формы с жанровой трактовкой изобразительных мотивов. В 19 веке, несмотря на появление других частных заводов, фабрика «Мануфактуры Гарднеръ» продолжала занимать лидирующие позиции в производстве модного фарфора. Продукция фабрики была необычайно разнообразна: от повседневного фарфора для дома до уникальных произведений искусства, украшающих дворцы. Тематика фарфоровых росписей в те времена была необычайно широка. Огромным способом пользовались городские пейзажи, изображения знаменитых современников, например – участников Отечественной войны 1812 года или прославленных красавиц, а также типажные портреты героев книг и даже журналов мод. Визитной карточкой стали именные сервизы, украшенные аристократическими гербами, коронами, монограммами и вензелями. За высокую оценку изделий, выполненных по заказу Екатерины Второй, в 1785 году фабрика получила от московского губернатора право ставить на свои изделия изображение московского герба, а 1855 году по решению императора – Государственного герба России. После распада СССР фабрика стала носить название «Фарфор Вербилок» и образовала дочернее предприятие «Промыслы Вербилок», специализирующееся на производстве изделий с живописью по фарфору. С 2007 года фабрика является Почетным членом Гильдии поставщиков Кремля и обладает правом размещать на своей продукции соответствующий знак.
Особое направление в русском фарфоре первой трети XIX в. развивалось на небольших, часто безымянных фабриках фарфора, в большом числе возникших в Гжельском регионе, под Москвой. Самые известные из них: фабрики братьев Новых, Насонова, Козловых, Кудинова, Гулиных, Киселева, Храпунова-Нового. Продукция этих фабрик по качеству и мастерству исполнения не могла конкурировать с крупнейшими фарфоровыми производствами, но и их фарфор находил своего покупателя и, несомненно, был оценен и принят современниками. В исполнении гжельских мастеров ампир в русском фарфоре получил еще одно прочтение. Формы и орнаменты стиля в этих произведениях были «переложены» на язык искусства примитива, с внесением образов и элементов из арсенала народной культуры. Это явление в истории русского декоративно-прикладного искусства впоследствии получило название «фарфоровый лубок».
Традиционный народный художественный промысел - это одна из форм искусства, осуществляемая на основе коллективного развития традиций народного искусства в определенной местности из материалов, характерных для данной местности, в процессе творческого ручного или механического труда мастеров народных художественных промыслов на базе школ мастерства, созданной данным коллективом. Гжель является основным центром отечественной высокохудожественной керамики, где сформировались и нашли отражение ее лучшие многовековые черты, связанные с высшими достижениями декоративно-прикладного искусства. Фарфор частных заводов Гжели отличался большой яркостью, сочетанием контрастных красок, лубочной трактовкой мотивов, разнообразных форм бытовых предметов. На рубеже XIX-XX веков, когда машинное производство стало постепенно вытеснять рукотворные работы, искусство Гжели начинает затухать. В советские годы крупные заводы переориентировались на выпуск технического фарфора. В 20-30 годы двадцатого столетия были созданы артели и мастерские. В 1929 году в д.Турыгино организована артель «Вперед, керамика». В 1936 году артель переименована в артель «Художественная керамика» и в дальнейшем преобразована в Турыгинский завод «Художественная керамика». Художниками была разработана подглазурная мазковая теневая роспись кобальтовой краской на фарфоре. В послевоенные годы села Турыгино и Бахтеево стали родиной бело-синего фарфора. С 1946 по 1970-е годы коллектив пополняется профессионала художниками, которые совершенствуют формы и роспись, вводя в роспись сюжеты, цветочные композиции, архитектурные мотивы, совершенствуются технологии. В 1972 году на базе существующих производств Гжельского, Фенинского, Турыгинского, Бахтеевского создано Производственное Объединение «Гжель».
Фарфор завода Попова (с.Горбуново). Подмосковный завод Попова был одним из лучших российских предприятий XIX века, наряду с заводом Гарднера. Многие технические и художественные приемы декора изделий этого завода свидетельствуют о влиянии французского и немецко-австрийского фарфора первой трети XIX века, ранние изделия были выдержаны в стиле классицизма. Чайная посуда имела самые разнообразные формы, она декорировалась тончайшей пейзажной и сюжетной живописью. Один из работников фарфорового завода Гарднера, Карл Мелли, основал в 1801 году завод в сельце Горбуново Дмитровского района Московской области. Уже в 1806 году Мелли продал завод купцу Алексею Гавриловичу Попову. С 1804 по 1811 г. Попов создавал только фарфор: сервизы, вазы, скульптуру, чернильницы и флаконы для духов. В производстве фарфоровой массы использовался глуховский каолин, а глазурь была высокого качества. Например, Архангельский завод Юсуповского фарфора, очень высоко ценившийся, заказывал белье для последующего декорирования у Попова и на Севре. В противовес ИФЗ и заводу Гарднера завод Попова был ориентирован на более широкий круг потребителей, выпуская более демократичный ассортимент изделий. На заводе Попова была впервые в России создана лаборатория по производству красок, разработавшая каштановый, ярко-синий и зеленый цвета, характерные для этого завода.
Первыми изделиями завода были простые трактирные сервизы, украшенные лишь тонко позолоченной каймой с листьями и итальянскими пейзажами, написанными коричневыми штрихами. Декор основывался на английских моделях. Завод Попова первым наладил выпуск трактирных сервизов, покрытых сплошным фоном и украшенных мушелью — вставками-медальонами с цветочными букетами. Расцвет поповского фарфора приходится на вторую треть XIX века. В период господства эклектического направления в искусстве мастера завода Попова использовали широкий спектр орнаментальных композиций. Фарфор завода Попова порой перенасыщен декоративными элементами, в нем зачастую полностью отсутствует белый фон фарфоровой массы, которая покрыта позолотой или фоновой краской, на нем прописывались пейзажи, букеты цветов или декоративные орнаменты. Столь богато декорированный фарфор пользовался спросом у купеческой Москвы. Изделия завода Попова выделялись редкими по тонам цветными фонами. Очень эффектными были формы больших полусферических чашек с прекрасного качества цветочной росписью и золочением, сочетающимися с безукоризненной белизной фарфора. Высокое качество исполнения ставило эти изделия в один ряд с лучшими образцами европейского фарфора того времени. Продукция отличалась высоким качеством с технической и художественной точек зрения. И хотя поповскому фарфору не удалось достичь уровня фарфор Императорского фарфорового завода, он превзошел фарфор завода Гарднера, в особенности по уровню скульптуры. Юсуповский фарфор выделяется среди общей массы фарфоровых изделий русских фарфоровых заводов. Ему присущи характерные особенности стиля росписи и декора, орнаментов и мотивов. Фарфоровое заведение князя Юсупова работало в Подмосковном имении Юсуповых в Архангельском с 1818 (возможно, с 1814) по 1831 г. В Архангельском изготавливались чашки, тарелки и небольшие сервизы. На них изображались виды городов, портреты, гербы. Стиль и характер декора фарфоровой посуды определялись владельцем фарфорового заведения князем Н.Б.Юсуповым (1750-1831), известный коллекционер и знаток изящного. Посуда из юсуповского фарфора декорировалась в лучших традициях классицизма конца XVIII — первой трети XIX века. Развитию интереса князя Юсупова к фарфору способствовало его знакомство с художественными производствами Европы, с Венской и Севрской фарфоровыми мануфактурами. С 1792 по 1802 г. князь Юсупов управлял Императорским фарфоровым и стекольным заводом. В 1814-1816 гг. в одном из флигелей московского дома Н.Б.Юсупова были установлены одна — две муфельные печи и устроена живописная мастерская. В ней работали крепостные художники, получившие образование у профессиональных живописцев. Они копировали в масле произведения западноевропейских мастеров, писали собственные произведения, иллюстрировали книги из княжеской библиотеки, занимались реставрацией живописных полотен.
Дулевский фарфоровыйзавод был основан в 1832 году купцом Терентием Кузнецовым в пустоши Дулево (с 1937 г. Ликино-Дулево Московской области) и менее чем за 20 лет стал ведущим фарфоровым предприятием России. С 1889 до 1917 фарфоровый завод принадлежал товариществу М.С.Кузнецова. В начале XX века это было крупнейшее фарфоровое производство России. «Дулёвский фарфоровый завод» – одно из старейших предприятий России по производству фарфора. Фамилия Кузнецовых прочно ассоциируется с русским фарфором конца XIX – начала XX века. Во второй половине XIX века многие предприятия керамической промышленности России в результате жесткой конкуренции закрыли свое производство. Выжили те, кто сумел приспособиться к новым условиям. В 1832 году Терентий Кузнецов, решив завести фарфоровое дело, какого еще не было во всей России, стал собственником земель в местечке Дулёво. Именно здесь и был построен Дулёвский фарфоровый завод. Дулёвский фарфоровый завод набрал силу при Матвее Сидоровиче Кузнецове, внуке основателя завода. Коммерсант М.С. Кузнецов монополизировал фарфоровый рынок в России. Он построил заводы в Риге, на Украине, а также выкупил у владельцев известные предприятия Гарднера и Ауэрбаха (будущий Конаковский фаянсовый завод). В 1889 году было утверждено «Товарищество производства фарфоровых изделий М.С. Кузнецова в Москве», основой которого стал Дулёвский завод. Он выделялся объемами производства и высокой технической оснащенностью: имел шесть горнов для обжига и двадцать девять муфельных печей для обжига декорированных изделий. На тот момент на заводе трудилось около 3000 рабочих. Высококачественное сырье поставлялось из-за границы. Печи топились полностью на торфе. В 1918 году, после национализации, завод получил название Дулевский государственный фарфоровый завод. В дореволюционные времена Дулевский фарфоровый завод был известен крупными яркими расписными чашками и чайниками, популярными в среде русского купечества и мещанства, получившими название «трактирная посуда». Подобные чашки обычно были расписаны розами и букетами, исполненными широким полнокровным мазком, с «оттяжкой». Их быстро и ловко наносили на фарфор женщины-мастерицы, которых называли Агафьями. Отсюда такая манера письма, и сами изделия получили название «агашки». Все эти сервизы, чайники, чашки, подносы, украшенные крупными цветами, определяли массовый выпуск Дулевского завода. В 1920-х гг. на Дулевском фарфоровом заводе выпускался агитационный фарфор. В середине 1920-х гг. широко использовались кузнецовские формы, выпускалась чайная и столовая посуда, посуда для города и деревни, азиатский товар для Персии и Средней Азии. К 1930 году производилась стандартизация продукции. Основные темы росписи – электрификация, индустриализация, коллективизация, оборона, пионерское движение. К концу 1950-х годов новое направление развития Дулевского завода — путь широкого использования в росписи мотивов русского фольклора и народного орнамента, яркой контрастной палитры, с преобладанием столь характерных для дулевского фарфора оранжево-красного (селенового), зеленого и синего цвета. В 60-е годы в дулевском фарфоре появляется и совершенно иная манера декорирования. В чайных сервизах, чувствуется стремление оттенить белизну фарфора мягкими пастельными тонами росписи, золотой обводкой, простым геометрическим рисунком. Это был своеобразный художественный противовес той чрезмерной «записанности» дулевского фарфора, которая наблюдалась в предшествующие годы. В 70-е годы украшают сервизы этюдами русской природы, покрывают блюда полевыми цветами. Продукцию Дулевского завода всегда можно узнать по крупным формам, грубоватому черепку и яркой мазковой росписи.
Фарфоровый завод Батенина был самым значительным среди петербургских частных производителей первой трети XIX века. Основан в 1812 г. в С-Петербурге, закрыт в 1839 г. На заводе Батениных изготавливался фарфор –посуда, вазы. Гордость завода Батенина — вазы строгих античных очертаний с полихромной росписью на тулове, в резерве, свободном от золочения или крытья. Особое место в оформлении батенинского фарфора занимали мотивы с видами Петербурга. Изделия этого завода декорировались также цветочной росписью, воспроизведениями графических и живописных аллегорических и мифологических композиций, иллюстраций модных романов. Не осталась без внимания и патриотическая тема, связанная с событиями Отечественной войны 1812 года. Завод Батенина работал с 1814 года. В 1814 году купец Филипп Сергеевич Батенин, ранее занимавшийся торговлей импортным фарфором, приобрел построенный тремя годами ранее фарфоровый завод у купца Девятова на Выборгской стороне. В росписи преобладают петербуржские мотивы, роскошные и несколько тяжеловатые букеты и цветочные фризы на богато золоченом фоне. Его обильная позолота зачастую недолговечна и, поэтому, местами стерта, иногда нанесена неровно. Дешевый глянцгольд наносился тонким слоем и поэтому быстро стирался. При срисовывании декора с гравюры или другого источника изображение часто искажалось. Батенинский фарфор был популярен в силу своей относительно невысокой цены. Себестоимость изделий снижалась при использовании дешевого глянцгольда, а также имитации трудоемкой и дорогой цировки агатовым карандашом по золоту при помощи нанесения матового золота кистью на глянцевый фон. Типично батенинскими мотивами считаются пестрые букеты в прямоугольном обрамлении и петербуржские виды.
Традиции старинного промысла фарфоровых изделий в настоящее время продолжают мастера Петербургского государственного фарфорового завода имени М.В.Ломоносова, Дулевского фарфорового завода, Вербилковского (Дмитровского) фарфорового завода и ОАО Гжель.