Тема 16. центры гончарных промыслов россии 18 в.

С развитием в России в 18 в.торговли, образования многочисленных ярмарок, где народные умельцы могли реализовать свои товары, сформировались центры гончарных промыслов: скопинский, гжельский, дымковский, каргопольский, филимоновский.

Скопинский гончарный промысел (г. Скопин Рязанской обл.) – родина производства гончарной посуды и лепных глиняных свистулек. В городе существовал целый «гончарный конец», а жителей города называли «скопинскими свистушниками». До сер. 19 в. глазури не применяли, а делали обычные черные («синюшки») и обварные горшки. Обычная бытовая посуда (кувшины, кринки, миски) скопинских гончаров выполнялась из светлой глины, имела мягкие очертания, а для украшения применяли штампики, лепную оборку края (фестончатые «оборочки»). Изделия формировали на нрзких ручных гончарных кругах, украшенных процарапкой, штампиками, налепами и потечными цветными глазурями. Часто на одном предмете живописно сочетались глазури коричневая с зеленой или зеленая с желтой. Высушенные изделия обмазывались дегтем, посыпали неровно размолотым порошком цветных глазурей и обжигали в ямном горне. С сер. 19 в. в промысле стали делась декоративную керамику –фигурные предметы: птицу, шар, самовар льва и ставили такую вещь на столбе у ворот своего дома как украшение и в знак того, что здесь живет мастер. Интересны кувшины с высоким горлом, туловом в виде медведя или хищной птицы скопы, с ручкой и носиком в виде змеи. Крышку завершала фигурка птицы, зайца или собачки. Иногда сосуд имел кольцевидный корпус, а внутри него помещалась фигура медвежонка или дракона. Подсвечники в виде двуглавого орла, птицы скопы, мужика в полушубке и т.п.

Филимоновская игрушка (д. Филимонова (по преданию в честь горшечника Филимона), г. Одоев Одоевского р-на Тульской обл.)

Основной тип изделий – свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.) Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины (жирной словно масло, глины-синики), поэтому у них вытянутые шеи и удлиненные пропорции. Дело в том, что жирная глина при сушке оседает и трескается, и мастеру приходится несколько раз поправлять ее, пока фигурка окончательное не просохнет. Так зародился филимоновский стиль.У ф барыни – высокие юбки колоколом, с плавным пологим расширением книзу. Юбка кажется большой по отношении. К верхней части туловища. Голова и шея почти одинаковой толщины, на ней шляпа или повойник. Мужские фигуры (кавалера или солдаты) – высокие, длинноногие, в костюмах – мундире с пагонами, шляпе с козырьком или полями, в сапогах с каблуком. Все игрушки-свистульки, даже барыни и кавалеры. Обожженная игрушка приобретает белый или чуть розоватый цвет. Роспись выполняется анилиновыми красителями, растертыми на яичном желтке или белке, куриным пером. Используется три цвета – малиново-красный, желтый и зеленый. (Иногда синий и фиолетовый). Из-за росписи пером она кажется небрежной, словно детской. Роспись проста: сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Круг – солнце, треугольник – земля, елочки, ростки – символ растительности и жизни. Во всем – связь человека и природы.

Дымковская игрушка (слобода Дымково, Кировской обл.) – свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. В летнюю пору заготавливали глину, толкли вручную или растирали в краскотерках комовой мел, в остальное время - лепили, сушили, обжигали, белили мелом (сейчас – водоэмульсионными белилами), разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками (сейчас – гуашь, разведенная на яйце), украшали ромбиками золотистой потали. В целом в каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов. Игрушка изготавливается вручную из глины по частям(в отличие от других игрушек, которые лепятся из единого куска глины). До сих пор основными мотивами дымковской игрушки являются кони, барыни, индюки, бараны, петухи, а также многофигурные композиции чаяпити1, гуляний, цирковых представлений: быт города, деревни. Неразбавленные яркие краски создают ощущение радости жизни.

Каргопольская игрушка (г. Каргопороль Архангельской обл.)

Тематика игрушки – сказочные персонажи; жители деревни, занятые повседневным трудом; сцены народных гуляний с катаниями на тройках или в лодках по реке. Фигуры людей приземистые, по-деревенски крепкие; такие же кони, олени, всадники. Юбки-колокола служат устойчивым основанием фигурам женщинам-крестьянкам, по форме напоминающую каменную бабу-идола. К юбке присоединяли торс, далее катали колбаску для рук, примазывали их и сгибали калачиком. В последнюю очередь оформляли голову: головной убор – шляпа или кокошник – делается очень условно, без подробностей. Шляпа скорей похожа на перевернутый горшок из-за маленьких полей, кокошник имеет конусообразную форму с полоской спереди и серьгами вместо ушей. Техника выполнения игрушки аналогична другим; вылепленную игрушку обжигают, а затем расписывают клеевыми красками. Две разновидности росписи: 1). при покрытии игрушки сплошь белым грунтом преобладает линейная, штриховая разработка декора. Цветными линиями отмечают главные детали одежды, черты лица и вносят контурные изображения условных листьев, цветные или геометрические фигуры(круги, овалы, зигзаги). 2). вид росписи, представляющую собой раскраску насыщенным цветом значительной части фигуры синей, коричневой, зеленой, красной красками. Дели при этом выполнялись цветными линиями, что придает очень живописный характер всей гамме.



Наши рекомендации