Возникновение и развитие шпалерного ткачества в россии. петербургские шпалеры
В России шпалеры появились гораздо позже, чем в Европе. Самобытность, обособленность развития русской культуры допетровского времени, слабые связи с Западом явились причиной того, что первые шпалеры были завезены в Россию из стран Западной Европы лишь во второй половине XVII в. Число их было незначительно, они являлись большой редкостью. Это были, в основном, посольские дары. В 1668 г. 14 гобеленов из Парижской гобеленовой мануфактуры попадают в Петербург.
Во время путешествия по странам Европы Петр I и его свита по достоинству оценили значение шпалер в убранстве парадных покоев. На рубеже XVII-XVIII вв. все большее количество шпалер проникает в Россию. Их приобретают приближенные царя для Петра и для украшения своих дворцов. Шпалеры все шире использовались как элемент декоративного убранства интерьеров, о чем свидетельствуют гравюры того времени и записи современников.
Петровские реформы и преобразования первой четверти XVIII в. знаменовали новый этап в развитии страны. Новые формы быта, грандиозный размах строительства в молодой столице дворцов и общественных зданий, использование в убранстве декора ставили новые задачи перед искусством того времени.
Начало XVIII в. – время зарождения таких отраслей промышленности, как металлургия, судостроение. Вместе с тем появляются и текстильные фабрики. Замечательно, что именно в это время была основана и первая шпалерная мануфактура. Определенные ткацкие навыки и традиции, приемы украшения тканей были хорошо известны русским народным мастерам и передавались из поколения в поколение. Однако шпалерное ткачество для России было новым видом ткацкого искусства и требовало иной техники. Поэтому Петр I, посетив мануфактуру гобеленов в Париже, приглашает иноземных мастеров. Дело налаживалось трудно, так как все привозилось из-за границы.
В 1716 г. по предложению А. Меньшикова был издан указ «О пересылке шерсти для пробы делания шпалер». Привозимая шерсть была дорогой и не всегда нужного качества. Вместе с тем уже в первой четверти XVIII в. в различных губерниях России возникают овчарные заводы. Появляется своя высококачественная шерсть. В 1717 г. в Петербурге была основана шпалерная мануфактура, набраны ученики из числа грамотных молодых людей, детей солдат и ремесленников. Обучение начинали с простейших работ. Их учили подбирать нити для фона, трав, цветов, затем переходили к более сложным изображениям птиц и животных, к передаче пейзажа. И только потом приступали к изображению человека. Этот этап считался самым сложным, так как требовал совершенного владения рисунком. На мануфактуру стали привлекать художников, в том числе французских.
Уже в 20-х годах XVIII в. появляются первые русские шпалеры. В основном это были батальные сцены и портреты, но уже тогда мастерство ткачей было достаточно высоким. Сохранилась одна из самых ранних шпалер «Полтавская баталия». Картон выполнил известный художник Луи Каравакк. Тема этой шпалеры – яркое отражение духа времени. Баталия – новый жанр в русском искусстве первой четверти XVIII в. Победа под Полтавой – решающий момент в ходе Северной войны. В центре композиции на переднем плане фигура Петра на скачущем коне. Она эффектно выделяется на фоне развертывающегося в глубине сражения, данного несколькими планами. На переднем плане за фигурой Петра могучее сломанное дерево – символ поверженного врага. Уже в этой ранней работе можно отметить ряд черт, получивших дальнейшее развитие в шпалерах периода расцвета: интерес к созданию ярких образов, умение средствами художественного ткачества достичь большого декоративного эффекта. Создавались пышные композиции с фронтонами, архитектурой, букетами и пейзажами.
В начале XVIII в. портрет становится ведущим жанром в русской живописи. На шпалерной мануфактуре была выполнена целая серия портретов. Много уделялось внимания декоративным композициям с изображениями трав, цветов, животных. Использовались небольшие шпалеры для обивки мебели (стуловые шпалеры). Первыми известными русскими ткачами были Иван Кобыляков, Трофим Буйнаков, Михайло Ахманов. Они осваивали сложную технику шпалерного ткачества, и каждый специализировался в своем деле. Одну шпалеру ткали несколько ткачей. Цветы и архитектура представляли собой простое ткачество, наиболее сложным было изображение лица и фигуры. В 1724 г. учеников насчитывалось уже 27 человек, которые работали самостоятельно.
После смерти Петра частые смены правителей, дворцовые перевороты, сложное экономическое положение страны не способствовали процветанию мануфактуры. Однако русские ткачи создали ряд работ, в которых были решены сложные технические задачи. Например, шпалера «Вирсавия у фонтана», имеющая сложную композицию большого размера и надпись: «Ткал русский ученик» (без имени). Трактовка этой темы шпалеры наиболее близка работам П.П.Рубенса и его школы. Вся шпалера исполнена в мягких золотистых тонах. Удачно передан фон – архитектурный пейзаж. Фигура Вирсавии – наименее удачная часть композиции. Чувствуется недостаточное знание анатомии и неуверенное владение рисунком.
Далеко не все работы дошли до наших дней. Наиболее ранняя работа этого периода – портрет императрицы Анны Иоанновны, в котором создан яркий образ властной правительницы. Очень интересна серия шпалер под названием «Индийские ковры». Из работ, выполненных на эти сюжеты, сохранились шпалеры, украшающие Ассамблейный зал Монплезира в Петергофе, созданные в 1720-1740-х годах. Этот замечательный памятник русской архитектуры первой половины XVIII в. является единственным сохранившимся примером использования шпалер в декоре интерьера той эпохи. Зал был создан архитектором В.Б. Растрелли в 1747-1748 гг. Ведущая роль в оформлении зала принадлежала шпалерам.
Большим успехом в первой половине XVIII в. пользовалась серия шпалер «Страны света». Сложные многофигурные композиции этой серии представляют собой аллегории четырех частей света. В центре каждой изображение полуобнаженных, в экзотических одеждах, женщин, олицетворяющих континенты. В этих коврах присутствуют все черты искусства барокко: пышная театральность, яркие цвета, динамичность композиции. Шпалеры составляли единое целое с остальным убранством интерьера.
В 1740 г. наиболее талантливые русские ткачи были направлены для обучения рисунку в Академию наук. В 1741 г. при мануфактуре была учреждена школа рисования. Однако до строительства Зимнего дворца в Петербурге шпалеры не находят применения. Для мануфактуры с середины 40-х годов XVIII в. наступают тяжелые времена.
Новый расцвет деятельности мануфактуры наступил при Елизавете Петровне, а затем при Екатерине II, что было связано с оформлением интерьеров Зимнего дворца, Павловска, Гатчины. По замыслу Растрелли стены Зимнего дворца должны были покрывать шпалеры. Однако в связи со смертью Елизаветы Петровны в последующие годы выполнено было очень немного. Лишь в 1763 г. по указу Екатерины II мануфактура была приведена в полный порядок. Попечение над ней осуществляли Н.И. Панин, А.П. Шувалов, Н.Б. Юсупов, на содержании которых находилось 117 учеников. Для нужд мануфактуры выписывались из-за границы шерсть и шелк лучшего качества. В это время шпалеры идут не только ко двору, как было раньше, но и на продажу частным лицам.
При мануфактуре уже трудились 50 мастеров высокого класса. Создавались орнаментальные композиции, а также шпалеры, повторяющие живописные произведения западноевропейских мастеров, большей частью из собрания Эрмитажа. В это время были мастерски выполнены портеры известных вельмож: П.И. Шувалова, Г.Г. Орлова, много портретов Петра I, Екатерины II, Павла I. Портреты поражают тончайшей моделировкой лиц, мягкой красочной гаммой. О признании искусства портретного ткачества русских мастеров свидетельствуют заказы на исполнение трех портретов шведского короля.
С 1774 по 1786 годы в мануфактуре русские художники копируют картины Мурильо, Рубенса, Рембрандта. В конце XVIII в. С.Ф. Щедрин – один из родоначальников русской пейзажной живописи – исполнил серию пейзажей с видами Павловского парка.
Начиная с 70-х годов, все ощутимее становится влияние нового направления в искусстве, получившего название классицизма. Увлечение античностью получает отклик и в работах шпалерной мануфактуры. Излюбленные изображения – аллегории дня, ночи, зари в виде фигур античных богов, парящих на облаках, которые часто объединяются в серию. Характерное для позднего классицизма стремление к единству решения интерьера приводит к созданию ряда гарнитуров, в которых шпалеры играют существенную роль в декоре стен и в оформлении мебели.
Героические события 1812 г. нашли отражение в произведениях изобразительного и прикладного искусства. Откликом на эти события стало исполнение шпалеры «Проводы ополченца». Идеи служения народу и прославления ярких страниц его истории получили отражение в шпалерах. В этих произведениях шпалерного ткачества максимально используются возможности нитей, богатая красочная палитра. Наряду с коврами на мануфактуре исполняют обивки для мебели, портьеры, скатерти.
Однако в 20-х годах XIX в. мода на шпалеры проходит. Мануфактура становится убыточной, и 1 июня 1858 г. было объявлено повеление: «Императорскую шпалерную мануфактуру упразнить». За 140 лет было создано 205 шпалер.