Тема 6. история лаковой миниатюры и расписных подносов россии

1. ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА выполняется на изделиях, изготовленных в технике папье-маше, материалом для которых служит картон. Вначале из древесного картона делают заготовки, проклеивая каждый слой (их может быть до 10) мучным клестером. Затем в течение суток заготовки проходят естественную сушку, потом их пропитывают в чанах подогретым растительным (льняным) маслом, после чего опять сушат. В результате изделия приобретает легкость и прочность (его можно пилить, строгать), не уступающую высококачественному дереву. Просушенной заготовке подклеивают донце, крышку и придают предмету нужную форму (напр. шкатулки), затем полуфабрикат шпаклюют, наносят несколько слоев грунта. Высушенную форму подвергают шлифовке, а затем покрывают черным лаком снаружи, внутри – киноварью (красной краской) и закрепляют несколько слоев бесцветным лаком. На этом изделии выполняют живопись, которая закрепляется слоями бесцветного лака. Всю поверхность изделия полируют до образования зеркальной глади.

Т.О., главным украшение изделия из папье-маше является лаковая живопись. История лаковой живописи корнями уходит в русскую иконопись, поэтому первые изделия в технике папье-маше по своей орнаментации напоминали иконное письмо. Такие изделия – это шкатулки, табакерки, декоративные коробочки.

Федоскинская миниатюра – вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в кон. 18 в. в Подмосковном селе Федоскино. Это производство основал в 1795 г. купец П. Коробов в с. Данилкове (сейчас входит в состав Федоскино). Он побывал на фабрике Штобвассера в Брауншвейге и перенял там технологию изделий из папье-маше и завел сове производство по изготовлению популярных тогда табакерок, украшенных, наклеенным на крышку гравюрами, покрытыми лаком. С сер. 19. табакерки, биссерницы, шкатулки стали украшаться живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере. Затем фабрика Коробова по родственной линии перешла к московским купцам Лукутиным. Расцвет фабрики наступил во второй пол.19 в., когда на ней работали мастера иконописных мастерских из Сергиева Посада и Москвы.

Особенности росписи федоск. миниатюры: исполнялась масляными красками в 3-4 слоя, в следующей последовательности: - замалевок (общий набросок композиции), - пропись ил перемалевка ((более детальная проработка), - лессировка (моделирование изображения прозрачными красками), - бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах). Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающей материал – металлический порошок (сусальное золото или поталь) или делают вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, эффект свечения.

Кроме живописи изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «шотландкой» (сложная сетка, нанесенная жидкими красками рейсфедером с помощью линейки и др).

Ассортимент: ларцы, шкатулки, коробочки, чайницы, очечники, кошельки, пасхальные яйца и т.п. С 1910 г. была учреждена «Федоскинская трудовая артель». С 50-х гг. ХХ в. художники Федоскина преимущественно занимались копированием произведений станковой живописи, росписью по перламутру. Основные темы живописи: природа Подмосковья, русские песни и сказки, героическое прошлое России.

Палехская лаковая миниатюра следует старинной технике иконописи, выполняемой темперными красками, удлиненными пропорциями фигур людей, условным изображением архитектуры и элементов пейзажа. Миниатюрная живопись органично взаимодействует с черным фоном шкатулки. Фон в композиции шкатулки является важной ее цветовой частью Композиция миниатюры раскладывается на плоскости в виде фигурной цветовой мозаики. Рисунок выразителен по силуэту и лаконичен, внутри проработан золотыми линиями. Эта штриховка придает изделию законченность и напоминает насечку золотом, а также ювелирные эмали.

У палехской миниатюры тонко исполненный орнамент, деликатно подчеркивающий край корпуса или крышки шкатулки.

Мстерская миниатюра - вид народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше, возникшая в 1923 г.в поселке Мстера Владимирской обл. на основе иконописного промысла. Однако отступает от иконописных традиций в сторону реалистической трактовки пространства и изображения человека. Мстерская живопись просветленная, из ее композиции исключен черный фон. Пишут эту миниатюру по закрытому белилами фону. Композиции связаны с тематикой русских сказок, легенд, песен, которые полны поэтики и глубокого раздумья. Живопись Мстеры оформляет все стороны изделия и расположена фризом по корпусу круглой коробочки. Этот орнамент не только сопровождает живопись миниатюры, но и выступает как самостоятельное декоративное средство. Например, тонкие золотые линии, акцентирующие главные части композиции как на крышке, так и по бокам. В 1931 г. во Мстере образовалась артель, а к 50-м гг. сложились основные особенности стиля мстерской лаковой миниатюры. Ведущим художником артели был Н. Клыков, персонажи произведений которого - вполне реальные люди, действующие в реальной обстановке, хотя и есть определенная обобщенность. В композиции его произведений явно читаются три плана. Первая – полоса земли – как бы отодвигает действие вглубь некой сцены, обрамленной декорацией, представляющей густой лес на фоне светлого неба. Большую роль играет колорит, построенный на сочетаниях открытых, чистых красок, которыми Клыков лепит фигуры персонажей, подчеркивая их объемность не светотенью, а бликами. Пейзаж вполне реальный, благодаря голубым небесам с облаками, ветвистым деревьям и колориту, передающему атмосферу теплого, солнечного дня. Фольклор и русская история являются источниками вдохновения современных художников Мстеры.

Холуйская миниатюра близка к палехской по системе и приемам изображения. Возникла в 1932 г. в поселке Холуй (Ивановская обл.) на основе иконописного промысла. Холуй древний поселок в 360 км от Москвы, где протекает извилистая река Теза. Дубравы, ивы, могучие вязы – источники вдохновения в творчестве. Название села от реки Тезы, притока Клязьмы, в которой для ловли рыбы люди плели плетенки из прутьев, называемых «холуи». В документах 1613 г. слобода Холуй упоминается как иконописное место, пожалованное Д. Пожарскому за освобождение Москвы. С 18 в. и вплоть до 1917 г. Холуй – торговое село, где ежегодно проводились ярмарки, но одновременно – это и центр иконописи, как и вся округа – Мстера, Палех, Шуя. Первые опыты миниатюрной живописи на папье-маше относятся к 1932 г. В 1934 г. образована артель.

Холуйской лаковой миниатюре характерна близость к натуре, живописная картинность. Много бытовых сюжетов, в композициях нет перегрузки подробностями, они лаконичны и ясны. Колорит отличается свежестью и чистотой. Золотой орнамент создает переход к нейтральной плоскости предмета. Его ленты и узлы в некоторых работах занимают большое место на корпусе изделий, подчеркивая камерность вещи. Миниатюра прочно слита с вещью, которую она украшает. Для фона применяется не только черный, но и другие цвета. Пропорции человеческих фигур приближаются к нормальным пропорциям, уделяется большое внимание выразительности силуэта. Тематика живописи: сюжеты русских сказок, былин.

Т.О., искусство росписи по папье-маше – самодостаточное творчество, отражающее нравы и вкусы русского народа кон.19-нач20 вв.

2. РАСПИСНЫЕ ПОДНОСЫ – народный Уральский и Жостовский промысел России.

Подносы изготавливаются из листовой стали толщиной 5-6 мм, которые подвергаются прочистке и штамповке под прессом; борт загибается и в него вставляются для прочности проволока. После выравнивания поверхности деревянным молотком подносы последовательно проходят стадии шпаклевки, шлифовки и полировки. После каждой из этих операций поднос сушится при температуре от 60 до 140 градусов в вертикальном положении в сушильном шкафу. Шпаклевка проводится деревянным шпателем (лопаткой) при помощи густой массы, состоящей из голландской сажи, глины, льняного масла и керосина. Шлифуют подносы пемзой. Лакировка под живопись производится черным лаком.

Единственным орнаментальным мотивом, украшающим изделие, является букет цветов. Изображения натуралистичны, цветовая гамма – разнообразна. Позже использовали не только цветы, но и ягоды, бабочки.

В некоторых подарочных изделиях используется инкрустация из перламутра, поделочных или полудрагоценных камней.

Отличительная черта всех подносов – черный фон, который придает всей композиции определенную декоративность и загадочность.

Одним из декоративных приемов, украшающих поднося, например, жостовские, является тонкая ажурная вязь по борту подноса.

Уральскиерасписные подносы стали изготавливаться в нач. 18 в., в период развития металлургического производства на Урале и связано с выпуском листового железа. Яркая, красочная живопись надолго закрепилась в Нижнем Тагиле – это подносы различных форм: с просечным высоким бортом, с фигурными ручками. По загрунтованному металлу наносился цветной фон (иногда имел несколько полей) и с помощью кисти выполнялась размашистая роспись в виде веток с цветами или букетов. Некоторые элементы рисовались пальцем. Роспись была плоскостной, грубоватой по технике и напоминала роспись по дереву и бересте. Ее цветовые сочетания, крупные изображения растительных мотивов создает нарядность подносов.

На рубеже 18-19 вв. в Н. Тагильских подносах появилась сюжетная роспись профессиональных художников, которая приближала поднос к декоративному панно. Среди сюжетов, украшавших подносы – городские и сельские пейзажи; обрамление в виде гирлянд с цветами, веток, исполненных в один тон. В 19 в. в живописи появляются геометрические формы. В сюжетной росписи краски наносились тонким слоем, а затем закреплялись прозрачным и прочным лаком, который назывался хрустальным за то, что он почти не менял цвета живописи. Роспись производилась и по синему, красному, зеленому фону, что усиливало живописные эффекты.

Роспись Жостовских подносов – это декоративная роспись подносов в Мытищенском районе Подмосковья, развивающая с нач. 19 в. в селах Жостово, Троицкое, Новосельцево.

Село Жостово – центр производства лакированных железных подносов. Роспись их построена на так называемом кистевом приеме, распространенном в крестьянской бытовой живописи, заключающейся в свободном нанесении от руки, без предварительной зарисовки, мазков кистью округлыми, быстрыми, легкими движениями, при этом расписываемый поднос мастер держит перед собой и поворачивает вокруг оси. Наиболее распространенные композиции: букет, венок, гирлянды.

Букет в центре играет роль декоративного пятна, связанного с фоном и формой подноса и вписывается в фон посредством постепенного перехода от крупных цветов, размещенных в центре, к более мелким цветам и листьям, т.н. привязка.

Набор цветов, входящих в букет состоит из розы, астры, георгина или мака (центр), анютиных глазок, ромашки, незабудок, васильков образует скружение. Включение полевых цветов России придает росписи национальный характер.

Фон – черный, синий, зеленый, оливковый и др. Помимо орнаментальной росписи применялась и сюжетная – мотивы «летних» и «зимних» гуляний, троек, чаепитий (в советское время – бабочки, ягоды, плоды). Неотъемлемая часть росписи – орнаментальная кайма по борту жостовских подносов, выполняемая бронзой или алюминием, состоящая из элементов геометрического или растительного орнамента. Кайма подчеркивает роспись, связывает ее с формой подноса – круглой, овальной, прямоугольной или фигурной. Наиболее распространенный размер жестовского подноса 25х25 см (детские) и 68х58 см.

Роспись жостовских подносов из листовой стали выполняется плотными (корпусное письмо) или прозрачными (письмо по-сквозному) красками, которые накладываются на металлическую подкладку, т.е. на поверхность, покрытую предварительно бронзой или алюминием. Технический прием росписи напоминает технику росписи папье-маше.

Роспись состоит из нескольких операций: вначале мастер делает подмалевок, затем прокладывает тени, прописывает светлые места и связывает отдельные крупные цветочные формы более мелкими стеблями, травами и т.п. Орнамент на бортах наносится в последнюю очередь. Жостовские мастера пишут плотными и прозрачными мазками, применяют роспись с инкрустацией (по перламутру), бронзу.

В настоящее время Жостовская фабрика выпускает детские ведра, лейки, декоративные панно, подносы.

Наши рекомендации