Лекция № 2. Категории эстетики
Эстетика– это учение о прекрасном в природе, обществе, материальном и духовном производстве, закономерностях развития и функционирования эстетического сознания и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития и функционирования в обществе искусства как специфической формы отражения действительности.
Она сформировалась в недрах философии и отделилась от нее как самостоятельная отрасль лишь в середине XVIII столетия. В это время немецкий философ Александр ГотлибБаумгартен ввел в научный обиход термин «эстетика» и издал трактат одноименного названия.
Предметом эстетики является чувственное познание окружающей действительности в её разнообразных проявлениях: природе, обществе, человеке и его деятельности во всех жизненных сферах.
Основные категории эстетики:
Прекрасное– категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Оно воспринимается как явление, вызывающее положительные чувства от спокойного любования до бурного восторга.
Прекрасное всегда исторически-конкретно. Различные исторические эпохи дают разные представления об идеалах красоты (например, идеал, женской красоты разнится в античности, средневековье, Новом времени и ХХІ в). Прекрасное всегда национально окрашено, в частности, представления о прекрасном у разных народов различны.
Прекрасное существует в природе и общественной жизни, в материальной и духовной деятельности человека. В природе оно связано с закономерностью природных явлений. Прекрасное в труде выражается в его свободном характере, в постоянном совершенствовании. Прекрасное в общественной жизни –это справедливые социальные отношения. Прекрасное в искусстве – это жизненная правда, идейность, гуманизм, выраженные в высокохудожественном стиле.
Безобразное – категория эстетики, которая обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольстви вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности, и отражает невозможность или отсутствие совершенства. Оно представляет собой средоточение негативных характеристик бытия, олицетворяя нечто отталкивающее, неупорядоченное, дисгармоничное.
Безобразное связано с другими эстетическими категориями: прекрасным, возвышенным, комическим, трагическим и осуществляет свои эстетические функции только в связи с этими категориями. В форме уродливого безобразное содержится в комическом (карикатура), в форме ужасного – в возвышенном и трагическом. Как и трагическое, безобразное является воплощением зла, но в отличие от трагического гибель этого зла воспринимается как заслуженная и не вызывает сопереживания.
Низменное– это крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность. Это явление или предметы, имеющие отрицательную общечеловеческую значимость и таящие в себе угрозу для человечества, так как они не подчинены людям и могут представлять для них угрозу. Все явления, относящиеся к этой опасности, воспринимаются как низменное (фашизм, терроризм). В качестве проявлений низменного в общественной жизни можно рассматривать такие социальные явления, как война, эксплуатация, ограничение прав и свободы личности.Как проявление низменного воспринимаются поступки людей: подлость, обман, предательство, клевета, а также пороки: алкоголизм, разврат, наркозависимость, проституция.
Возвышенное – категория эстетики, характеризующая внутреннюю значительность предметов и явлений, несоизмеримых по своему содержанию с реальными формами их выражения. В искусстве типичными формами отражения возвышенного являются грандиозность, масштабность, монументальность.
Представления о возвышенном в природе связывают с различными проявлениями великолепия ее явлений, которые вызывают чувства восторга, восхищения (например, безбрежные просторы неба и моря, громады гор, величественные реки и водопады, грандиозные явления природы – буря, гроза, полярное сияние и др.). В общественной жизни возвышенное проявляется в выдающихся деяниях, служащих делу общественного прогресса. Эти свершения и подвиги воспеваются в искусстве с помощью таких жанров, как ода, гимн, оратория, героическая трагедия и др.
Возвышенное проявляется в борьбе человека с природой и в столкновениях противоположных социальных сил. Полное внутреннего напряжения возвышенное несет в себе зерно неизбежных противоборств, конфликтов. Не случайно категория возвышенное тесно связана с эстетическими категориями драматического и трагического. Именно в драматических и трагических ситуациях и конфликтах ярко раскрывается подлинный масштаб возвышенного, величие человеческого духа.
Трагическое– эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт в борьбе человека с природой, в столкновении противоположных социальных сил, в в деятельности и внутреннем мире личности. Этот конфликт развертывается на фоне свободного действия человека и сопровождающийся человеческим страданием и гибелью важных для его жизни ценностей.
Трагическое предполагает свободное действие человека, так что, хотя его крушение и является закономерным и необходимым следствием этого действия, само действие представляет собой свободный акт человеческой личности. Противоречие, лежащее в основе трагического, заключается в том, что именно свободное действие человека реализует губящую его неотвратимую необходимость, которая настигает человека именно там, где он пытался преодолеть ее или уйти от нее. Трагизм возникает в ситуации, когда свободно действующая личность создает ситуацию катастрофическую по своим последствиям для индивида и защищаемым им ценностям.
Через трагическое, как правило, утверждается идеал прекрасного. Это, например, смелый, героический протест против социального зла, защита справедливости, принципов чести, свободы в таких обстоятельствах, когда обстоятельства, зло сильнее необходимых требований. Отсюда трагичная развязка - гибель героя, у которого чувство долга превышает инстинкт самосохранения и стремление к личному благополучию
Ужасное – эстетическая категория, охватывающая явления действительности, которые несут человеку несчастья и гибель. Ужасное, ассоциируясь со страшными событиями, которые не оставляют никакой надежды на освобождение от несчастий.
В отличие от трагического, которое всегда имеет разрешение в будущем, ужасное безысходно и безнадежно, означает гибель без всякого выхода в социальное бессмертие. Трагическое несчастье величественно, ибо человек остается здесь господином обстоятельств, смертью утверждая свободу над ними. В ужасном человек – раб обстоятельств.
Комическое – одна из основных категорий эстетики, отражающая социально значимые противоречия действительности под углом зрения эмоционально-критического отношения к ним с позиций эстетического идеала. Комическое имеет конкретно-исторический характер.
Эстетические категории тесно взаимосвязаны между собой. Так, прекрасное выступает мерой по отношению к возвышенному, трагическому, комическому. Иногда выделяют категории безобразного и низменного как антиподы прекрасного и возвышенного. Отмечается, что безобразное и низменное как эстетические категории не несут положительного значения для человека и, следовательно, не являются положительными ценностями.