Движение времени (показ сжатого хода времени)
1. На фоне часового цифертблата действие мима (действие целого дня).
2. «Четыре времени года» - на фоне деревца, одевающегося листвой «по весне» и сбрасывающего свой наряд «осенью».
3. Работа Марсо «Краткая история культуры» дает художественный обзор чуть ли не всей истории человечества при помощи простого приема: каждая эпоха характеризуется креслом соответствующего стиля.
4. В «Шинели» по Гоголю Марсо использовал для показа чередования дней и ночей приходом и уходом механических приходов и уходов на работу чиновников, в то время как Башмачкин остается и согнувшись скрипит пером (шинель-мечта маячит невдалеке).
Наплывы
(Мечты, воспоминания, сны героев, картины их прошлого...)
1. В спектакле «Пьеро с Монмартра» - ...Нож гильотины уже занесен над головой Пьеро, и... в глубине сцены вспыхнул световой круг (свет «пистолета») и в нем на фоне плывущих облаков силуэтно проходят картины прошлого -пропущено- Пьеро...
2. «Ломбард» Марсо - действие героев переносится в прошлое - это подчеркивается сменой ритма, световым потоком и характером музыки - герои зрители собственных воспоминаний и их участники.
3. Могут быть использованы варианты силуэтно-теневой проекции, иллюзионные возможности черного бархата, тюля или подвижных ширм.
Либретто
Это краткое изложение сюжета пантомимы - ее чертеж.
Работу рекомендуем строить в таком порядке:
1. Замысел, его детальное обсуждение: идея, сюжет, образы, логика поведения и т.п.
2. Этюдная работа на площадке: поиски наиболее выразительного решения замысла. Внимание - завязке и финалу - краеугольным камням пантомимы.
Название и концовка
1. Название направляет фантазию зрителей в определенное русло, помогает понять ход событий, восприятие замысла.
2. Концовка должна быть «ударной», подводит итог действия. Рекомендуем начинать работу над пантомимой с финала. Финал - обобщение. Концовка должна быть броской, запоминающейся, логичной.
Тема любви
1. При построении лирической линии важно: «повод», «завязка» - в какой момент происходит встреча героев, знакомы они или нет.
2. Уточнение характеров героев: застенчивы, уверенные в себе, суровые, легкомысленные и пр.
3. Отношение героев к знакомству - «конфликт» (например, «Барышня и хулиган»).
4. Свежее, оригинальное решение. Например, сцена из истории любви принца Ясовармана с мячом («Приключения принца Ясовармана» из репертуара индийского ансамбля «Дарпана» - ход использован в пантомимической миниатюре Кирюшкиных) (см. - репертуар мима).
Обличительный смех
Смех - стихия пантомимы. Необходимо знать его виды: юмор, шутка, ирония, сарказм, гротеск, буффонада, пародия, памфлет, карикатура...
1. Сатирические пантомимы из репертуара Аркадия Райкина: «Жизнь пьяницы». Прием «рефренного построения» - повтор одного и того же движения, положения в начале пантомимы и в конце.
2. Гротесковые Фигуры у мима Н.Павловского на концертах Великой Отечественной войны - персонажи из полит, памфлета «Те, кого мы били» - Карл XII, Наполеон, Гитлер.
3. Трюки помогают созданию атмосферы комедийного действия. Его характерный признак - элемент неожиданности»
4. Эксцентрическая форма построения пантомимы - «Эксцентрики» используют способность зрителей к образному восприятию». Пример: «Накачивание» мимов-комиков Ю.Никулина и М.Шуйдина.
5. Карикатура - использование сюжетов рисунков-кадриков, последовательно излагающих событие. «Смешные картинки карикатуристов порой содержат готовые сюжеты пантомим». «Подталкивают фантазию автора пантомимы...» «учат точности художественного отбора, лаконичности выразительных средств».
«Задумывая смешную пантомиму, необходимо прежде всего решить: какова ее цель, ее идея? Какими средствами должен быть реализован замысел? В какой форме? В каком жанре?»
«Начинать тренировку следует с простейших этюдов, содержащих зерно комизма. Выстраивая комедийные ситуации, создавая комедийные образы, пользуясь комедийными приемами, необходимо все комедийнее действие подчинять жизненной правде».
Еще несколько замечаний
1. Не загромождайте действие второстепенными персонажами и ситуациями. Все, что не имеет непосредственного отношения к фабуле, без чего можно обойтись, не причиняя ущерба замыслу, безжалостно отсекайте.
2. Строя сюжет, следует избегать изображения персонажей в бездейственном состоянии. Идея и сюжет должны разворачиваться в сфере пластического движения. Статика губит пантомиму. Сюжет должен быть абсолютно ясным, сразу же вводить зрителей в круг действия. Все это требует поисков и отбора. На первых порах лучше избегать сложных сюжетных ходов. Нужно тщательно «взвешивать» каждое положение, и особенно завязку. Мысль, движение, эмоции - вот сущность пантомимы.
3. Намного усиливает звучание произведения выразительное раскрытие подтекста, выявляющее внутренний смысл действия. Раскрытие подтекста в зримом действии делает героя полнокровнее и объемней. (Характер)
Приложение
Литературные записи трех пантомим: «Письмо» из книги Н.Чуковского «Последняя командировка», «Ломбард» из репертуара Марселя Марсо, сделанная режиссером С.Юткевичем («Искусство кино - 1960 - №5), «Осенняя река» - классическая пантомима китайского театра» из книги С.Образцова «Театр китайского народа», (см. раздел «Репертуар мима»).
Особенности пантомимы
Преувеличение.
Вообще сгущение, концентрированность действия характерны для всего строя пантомимы. Подчеркнутыми могут быть и жесты и мимика актера. Они не будут выглядеть нарочитыми, когда исполнительская техника достаточно высока. К преувеличениям мим прибегает постоянно ради большей выразительности действия, художественности характеристик. Подобное преувеличение свойственно и карикатуре. Небезынтересно отметить, что карикатурист становится настоящим мастером своего дела только тогда, когда в совершенстве овладеет техникой обычного рисунка. То же самое можно сказать и о пантомимисте: использование приема художественного преувеличения требует от него особой отработки пластической выразительности тела.
Всесторонняя подготовленность к самостоятельному творчеству даст миму право свободно прибегать к преувеличению без риска впадать в дешевый наигрыш. Учитывать это крайне важно потому, что пантомима по своему характеру принадлежит к одному из самых условных искусств. А чем условнее искусство, тем большего технического мастерства оно требует.
· Пантомима требует действия, согретого правдой жизни и логикой. Оно должно быть строго подчинено четырем непременным условиям:
1. Пантомима обязана нести определенную идею. Только четкая, точно и эмоционально выраженная мысль способна вдохнуть жизнь в пантомиму.
2. Правильный выбор обстоятельств действия, оправдывающих органичность молчания. Зритель не должен замечать безмолвия. Иначе ему покажется, что он видит нечто вроде жестикуляции глухонемых.
3. Понятность действия. При всей своей условности каждая пантомима обязана быть совершенно ясной. Пантомима - не кроссворд. Нельзя заставлять зрителей напряженно отгадывать, что хотел сказать мим.
4. В замысле пантомимы должен содержаться повод для
эмоциональной игры, чтобы мим имел возможность проявлять себя в ярком действии. Таким поводом станет какое-либо событие, побуждающее героя совершать активные поступки.
· Обучение мима начинается с тренировки устойчивого внимания. Сценическое внимание - это абсолютная сосредоточенность на той задаче, которую вы в данный момент выполняете.
· Одновременно необходимо развивать умение добиваться мышечной свободы. В творчестве мима важнейшее значение имеют фантазия воображение. -Пропущено- Однако сколь ни плодотворна для творчества наблюдательность, а без развитого воображения мим достигнет немногого. Наблюдательность лишь собирает впечатления, воображение же превращает их в зримые образы. Своим воображением мим непрерывно «оживляет» предлагаемые обстоятельства пьесы...
· Научиться определять сквозное действие произведения в целом и роли - главная задача будущего исполнителя пантомимы.
Образ - характер мима
Обычно мим действует не от своего лица, а в образе. Каждый вид искусства выработалсвои приемы, свою технику создания образа. Но есть и общие принципы, характерные для всех сценических искусств, и в первую очередь это связано с перевоплощением.
Перевоплотиться - значит не тольконайти своеобразный внешний облик персонажа, пластический рисунок роли. Куда важней - и, прямо скажем, трудней - отыскать внутреннее движение образа.
Перевоплотиться - значит уметь жить чужой жизнью, жизнью того лица, которое вы изображаете. Это, значит, сделать все поступки, помыслы, волнения, горести героя - вашими поступками, вашими помыслами, вашими волнениями и горестями. Перевоплотиться - это действовать как человек, чей образ вы создаете, смеяться его смехом, желать его желаниями, иметь только ему присущий темперамент.
А значит - и жить и двигаться в его ритме, ибо каждому темпераменту присущ свой ритм[1]. Для мима процесс перевоплощения осложняется тем, что ему образ не принесет драматург, как актеру театра. Чаще всего мим создает сам образ и драматургический и сценический. Это либо образ, который проходит через весь творческий путь мима, как, например, образ Чарли, созданный Чаплиным, как образ Пьеро, рожденный гением Дебюро, и как Бип - Марселя Марсо. Такой образ может действовать в различных предлагаемых обстоятельствах. Чарли - бродяга и Чарли - полисмен. Чарли - индустриальный рабочий и мнимый миллионер; Пьеро - мельник и Пьеро в роли колонизатора; Бип - укротитель хищников, продавец фарфора, ваятель масок, канатоходец... Предлагаемые обстоятельства меняются, а образ в своей основе неизменен.
...чувства ни играть, ни закреплять нельзя. Закрепляется действие - логичное психофизическое действие.