Дополнительные выразительные средства пантомимы

Музыка. Шумы, Свет

Музыка:

1. В идеале - написана специально для спектакля.

2. Классика и советских композиторов.

3. Использование музыкальных акцентов, когда подчерки­вается какое-либо движение: музыкальных пауз.

4. Чешский театр «На забрадли» вводят в свои спектакли не только музыку, но и песенки.

Шумы

1. Шумовые эффекты, сопровождающие /акцентирующие/ действие мима.

Осуществляются партнером перед микро фоном за кулисами: звонок будильника, грохот падаю­щих предметов, или жужжание пчелы с помощью включенной электробритвы.

2. Театральные шумы, записанные на пластинке.

Свет:

1. Луч «пистолета» акцентирует фигуру мима, либо одни его глаза.

2. Цветной луч усиливает атмосферу, настроение.

3. С помощью света отделяются друг от друга два парал­лельно развивающихся действия на сцене (две «пушки»).

4. Световые транспаранты для конферансных объявлений.

5. Использование света в сочетании с тюлевым экраном.
Особо выразительно осуществляются с его помощью нап­лывы.

Источники света за тюлевой «стеной», постепен­но вводимые и выводимые реостатом, позволяют добива­ться кинематографического эффекта.

Нужен ли миму реквизит?

Реквизит:

В пантомимах восточного театра вводится реквизит-деталь: меч, весло, плетка.

1. Многофункциональное использование реквизита (у япо­нских и среднеазиатских мимов): веер превращается то: в подзорную трубу, то во флейту, то становится щитом в боевом поединке, то книгой, то кистью, то кубком вина; тюбетейка у изобретательного масхарабоза прев­ращается в пиалу, котел для варки лапши, в сито (а сложенная трубкой в ложку), клистир. Две тюбетейки, подвешанные на нитках к палке - весы, а сложенные особым образом и укрепленные на голове, они могут превратиться в рога или ослиные уши; у народов севера у мима постоянно присутствует атрибут - посох: весло, острога, ружье, лом. Несколько посохов – в пирамиде образуют чум, а сложенные кучкой - костер.

2. Как средство характеристики: ожерелье, кресла раз­личных стилей и пр. (указание на место действия).

3. Реквизит-декорация: проволочный реквизит – контур стойки бара, мольберта художника, кресла, зеркала.

Богатство, которое можно приумножить

Живые декорации: четыре человека со склоненными кор­пусами, покрытые зеленой скатертью, изображают стол президиума; живая трибуна, вступающая в «конфликт» с докладчиком-болтуном; один из участников этюда «Ша­кал», встав на четвереньки, изображает нору шакала; двое, встав на корточки, изображают печной фундамент, а третий, стоя на их спинах, - печь…

И это может служить миму

1. Для изображения попеременно различных персонажей:

a. Маски – (у древних, используя маски, мим мог однов­ременно изображать три-четыре персонажа). Например, в то время как на лице мима находилась, скажем, мас­ка старца, остальные воедино слитые части маски по­коились на затылке и темени - стоит миму сдвинуть комбинированную маску - новый тип персонажа;

b. Мгновенной трансформации армянских гусанов-мимосов помогали специальные халаты, разрезанные вдоль попо­лам. Когда актер в таком халате, надетом на правое плечо, поворачивался к зрителю, он изображал, напри­мер, богача или священнослужителя - но вот актер по­вернулся к зрителю левым плечом (на котором нет ха­лата), и он уже иной персонаж, («принцип полухалата»).

2. Ходули:

a. Аист, жирафа...;

b. Великан, беседующий с карликом-толстяком, которого изображает человек, сложившийся пополам;

c. Длинноногая женщина, юбка которой скрывает ходули.

Некоторые вопросы драматургии пантомимы

«Мим чаще всего сам является исполнителем и драматургом своего репертуара; поэтому ему нужно изучать природу пост­роения безмолвной драмы. Он должен знать ее возможности, уметь пользоваться различными ее жанрами, производить от­бор присущих ей выразительных средств. Мим безусловно обя­зан владеть и техникой написания либретто пантомимы».

Главная цель

Исполнителю необходимо постоянно помнить: «о чем он ведет разговор», «с какой целью».

Понятие «сверхзадача», «подтекст» - критерий - общест­венная значимость, мысль, идея, тема, сюжет, «сквозное действие», современность.

Препятствия

Понятие «конфликт» - в действии, социальный конфликт.

«...преодоление героем препятствий способствует раскры­тию идеи пантомимы, выявлению характеров действующих лиц и в конечном итоге - активности воздействия пантомимы на зрителей».

Отбор

Отбор тем, выразительных средств, которые обладают «пантомимовыносливостью» - емкость темы, ее значительность и ее способность быть раскрытой в образной пантомимической форме.

«Как в песне не может быть ни одного лишнего слога, так и в пантомиме - ни единого необязательного жеста. Мим дол­жен учиться поискам и отбору выразительных средств, выра­зительных деталей».

Жанры

Юмористическая сценка, шутка, остросатирическая миниа­тюра, гротесковый портрет, пародия, драматическая новелла.

1. Рассказ от первого лица - обращен непосредственно к зрителям. Мим «вот какая история произошла со мной однажды (или сегодня)».

2. Действие в образе - зарисовка, штриховой набросок.

3. На примере Марсо – (этюды Бипа): перетягивание ка­ната, подьем по лестнице - демонстрация «архитекто­ники жестов», технических достижений.

4. Мимодрамы – например «Шинель» по Гоголю из репертуа­ра Марсо («Ломбард»).

5. Публицистический памфлет - «Париж смеется, Париж плачет» Марсо.

6. Пародии - например, масхарабоз (актер таджикского народного театра), изображая бая на соколиной охоте, выскакивал верхом на палке с кури­цей вместо сокола.

7. Шарады - все слоги и слова исполняются на языке же­стов.

8. Басни-иносказания.

Наши рекомендации