Дополнительные выразительные средства пантомимы
Музыка. Шумы, Свет
Музыка:
1. В идеале - написана специально для спектакля.
2. Классика и советских композиторов.
3. Использование музыкальных акцентов, когда подчеркивается какое-либо движение: музыкальных пауз.
4. Чешский театр «На забрадли» вводят в свои спектакли не только музыку, но и песенки.
Шумы
1. Шумовые эффекты, сопровождающие /акцентирующие/ действие мима.
Осуществляются партнером перед микро фоном за кулисами: звонок будильника, грохот падающих предметов, или жужжание пчелы с помощью включенной электробритвы.
2. Театральные шумы, записанные на пластинке.
Свет:
1. Луч «пистолета» акцентирует фигуру мима, либо одни его глаза.
2. Цветной луч усиливает атмосферу, настроение.
3. С помощью света отделяются друг от друга два параллельно развивающихся действия на сцене (две «пушки»).
4. Световые транспаранты для конферансных объявлений.
5. Использование света в сочетании с тюлевым экраном.
Особо выразительно осуществляются с его помощью наплывы.
Источники света за тюлевой «стеной», постепенно вводимые и выводимые реостатом, позволяют добиваться кинематографического эффекта.
Нужен ли миму реквизит?
Реквизит:
В пантомимах восточного театра вводится реквизит-деталь: меч, весло, плетка.
1. Многофункциональное использование реквизита (у японских и среднеазиатских мимов): веер превращается то: в подзорную трубу, то во флейту, то становится щитом в боевом поединке, то книгой, то кистью, то кубком вина; тюбетейка у изобретательного масхарабоза превращается в пиалу, котел для варки лапши, в сито (а сложенная трубкой в ложку), клистир. Две тюбетейки, подвешанные на нитках к палке - весы, а сложенные особым образом и укрепленные на голове, они могут превратиться в рога или ослиные уши; у народов севера у мима постоянно присутствует атрибут - посох: весло, острога, ружье, лом. Несколько посохов – в пирамиде образуют чум, а сложенные кучкой - костер.
2. Как средство характеристики: ожерелье, кресла различных стилей и пр. (указание на место действия).
3. Реквизит-декорация: проволочный реквизит – контур стойки бара, мольберта художника, кресла, зеркала.
Богатство, которое можно приумножить
Живые декорации: четыре человека со склоненными корпусами, покрытые зеленой скатертью, изображают стол президиума; живая трибуна, вступающая в «конфликт» с докладчиком-болтуном; один из участников этюда «Шакал», встав на четвереньки, изображает нору шакала; двое, встав на корточки, изображают печной фундамент, а третий, стоя на их спинах, - печь…
И это может служить миму
1. Для изображения попеременно различных персонажей:
a. Маски – (у древних, используя маски, мим мог одновременно изображать три-четыре персонажа). Например, в то время как на лице мима находилась, скажем, маска старца, остальные воедино слитые части маски покоились на затылке и темени - стоит миму сдвинуть комбинированную маску - новый тип персонажа;
b. Мгновенной трансформации армянских гусанов-мимосов помогали специальные халаты, разрезанные вдоль пополам. Когда актер в таком халате, надетом на правое плечо, поворачивался к зрителю, он изображал, например, богача или священнослужителя - но вот актер повернулся к зрителю левым плечом (на котором нет халата), и он уже иной персонаж, («принцип полухалата»).
2. Ходули:
a. Аист, жирафа...;
b. Великан, беседующий с карликом-толстяком, которого изображает человек, сложившийся пополам;
c. Длинноногая женщина, юбка которой скрывает ходули.
Некоторые вопросы драматургии пантомимы
«Мим чаще всего сам является исполнителем и драматургом своего репертуара; поэтому ему нужно изучать природу построения безмолвной драмы. Он должен знать ее возможности, уметь пользоваться различными ее жанрами, производить отбор присущих ей выразительных средств. Мим безусловно обязан владеть и техникой написания либретто пантомимы».
Главная цель
Исполнителю необходимо постоянно помнить: «о чем он ведет разговор», «с какой целью».
Понятие «сверхзадача», «подтекст» - критерий - общественная значимость, мысль, идея, тема, сюжет, «сквозное действие», современность.
Препятствия
Понятие «конфликт» - в действии, социальный конфликт.
«...преодоление героем препятствий способствует раскрытию идеи пантомимы, выявлению характеров действующих лиц и в конечном итоге - активности воздействия пантомимы на зрителей».
Отбор
Отбор тем, выразительных средств, которые обладают «пантомимовыносливостью» - емкость темы, ее значительность и ее способность быть раскрытой в образной пантомимической форме.
«Как в песне не может быть ни одного лишнего слога, так и в пантомиме - ни единого необязательного жеста. Мим должен учиться поискам и отбору выразительных средств, выразительных деталей».
Жанры
Юмористическая сценка, шутка, остросатирическая миниатюра, гротесковый портрет, пародия, драматическая новелла.
1. Рассказ от первого лица - обращен непосредственно к зрителям. Мим «вот какая история произошла со мной однажды (или сегодня)».
2. Действие в образе - зарисовка, штриховой набросок.
3. На примере Марсо – (этюды Бипа): перетягивание каната, подьем по лестнице - демонстрация «архитектоники жестов», технических достижений.
4. Мимодрамы – например «Шинель» по Гоголю из репертуара Марсо («Ломбард»).
5. Публицистический памфлет - «Париж смеется, Париж плачет» Марсо.
6. Пародии - например, масхарабоз (актер таджикского народного театра), изображая бая на соколиной охоте, выскакивал верхом на палке с курицей вместо сокола.
7. Шарады - все слоги и слова исполняются на языке жестов.
8. Басни-иносказания.