Когда слова являются помехой

1. Придумайте и выполните несколько этюдов на «общение в условиях вынужденного молчания».

2. В комнате находится тяжелобольной.

3. Двое должны о чем-то условиться так, чтобы не знал третий.

4. Люди находятся в размолвке.

5. «Разговор» через окна вагона.

6. Вам необходимо объяснить иностранцу, который не зна­ет вашего языка, как пройти в зоопарк, к врачу...

7. Рот занят полосканием.

8. Человек, застигнутый врасплох, засовывает в рот ка­кой-то предает, видеть который у него не должны, а необходимо отвечать на вопросы.

9. Диалог жестов двух арестантов при строгом конвоире.

10. Учащиеся и педагог.

11. Двое влюбленных при третьем лишнем.

Говорить - не говорить...

Встречаются случаи, когда беззвучное произнесение текс­та возможно и даже необходимо. Например, когда миму тре­буется нарисовать портрет человека, для которого публичное выступление является профессией; лектор, адвокат, конфе­рансье и т.п.

В процессе создания образа говорящего человека:

1. Пользоваться подлинным текстом /исполнитель сам сос­тавляет его/ и отрабатывает со звучащей речью;

2. Когда речь «улеглась», найдены ее оттенки, верный тон, можно отброситьтекст и произносить его мимически;

3. Нарисуйте комические портреты различных докладчиков и лекторов, портрет конферансье (незадачливый остряк), судьи, прокурора, адвоката, подсудимого, истца, сви­детеля;

4. Отработайте мимический разговор льстеца-подхалима, наглого грубияна, сплетницы, паникера, мимический разговор с двумя несуществующими партнерами;

5. Выразить различные темпераменты ораторов: холерик флегматик и другие индивидуальности персонажа.

Допускается «допуск» - преувеличение, так как это, как правило карикатурный образ.

Воображаемый партнер

Общение с несуществующим партнером должно быть подчине­но следующим требованиям:

1. Необходимо так драматургически строить пантомимические действие, чтобы молчание было органичным и не требовало произнесения слова.

2. Общаться с вымышленным партнером, как с реально су­ществующим.

3. На события, происходящие на сцене, реагировать, как на подлинные и впервые воспринимаемые.

4. В общении с условным партнером применять обязатель­ные приемы:уточняющий взгляд», «поясняющий жест», «мимическое переспрашивание».

5. Все происходящее на сцене должно быть абсолютно по­нятно зрителю.

Владеть всем богатством технических приемов, вдумчиво отбирать выразительные средства.

Этюды:

1.«Оклик»:

например, мим шагом «вразвалочку» идет по фойе, в зубах воображаемая папироса. Оста­новился. В чем дело? Окликнули. А) выслушал замечание с нагловато-снисходи­тельной улыбочкой: «подумаешь, порядки...»; Б) мим с сожалением взглянул на папироску - уточняющий взгляд; выкинул папиросу на пол, пригасив небреж­ным жестом - поясняющий жест.

2.«Действие» - «Толчок»:

например, мим трясет бутылку с кефиром, но кефир загустел и не течет. Мим тясет бутылку, взбалтывает, вращает, бьет ладо­ней по дну... бутылка выскочила из рук и... вдруг последовал толчок (прием «неожидан­ный рывок») в плечо. Выражение лица мима показывает в каком состоянии был человек, толкнувший его («уточняющий взгляд»). Тог­да мим со смущенным видом, присев на кор­точки, принялся счищать пятна с брюк пост­радавшего («поясняющий жест»).

3.«Вход в кадр»:

например, мим фотограф, который устало склонился над ванночками. Скрип двери. На лице у мима: «Опять кого-то нелегкая принесла. Придется идти». Клиентов двое: папа и сын. Присутствие сына определяется так: взгляд из-под очков сверху вниз («уто­чняющий взгляд») и поглаживание малыша по головке («поясняющий жест») и приветливая улыбка; мим может и сам ввести «в кадр» партнера. Например, в чайхане, на ковре, скрестив но­ги, сидит, попивая чай из пиалы, любитель игры в кости. Играть не с кем. Одного пома­нил пальцем - отказался, второго кивком - занят. Третий подсел. Идет игра с партнером, Мим активно вводит партнера в действие (ув­идел, поманил, пригласил, взял за руку, по­тянул за собой). Общаясь с несколькими партнерами, нужно наделять каждого контра­стной, индивидуальной чертой. Нельзя шеп­тать слова или беззвучно шевелить губами.

В начальном репетиционном периоде обращаться к тексту (импровизация). Вместо воображаемого партнера вводить ре­ального. Закрепив находки, разыграть пантомимически.

4. Общение с партнером на отдаленном расстоянии:

например, такая ситуация может возникнуть у двух людей, находящихся на противополож­ных сторонах улицы, реки. Здесь важен от­бор жестов, длина взгляда, его целенаправленность.

5. «Мимическое переспрашивание»:

например, разговор по телефону. Этот прием помогает сделать понятными «неслышимые» реплики партнера.

Наши рекомендации